4 мин.

Каким будет теннис после Серены Уильямс

Американская суперзвезда пережила очень тяжелый сезон и заставила задуматься о будущем тенниса.

Разреженность элиты

Примерную картину того, что будет происходить в WTA-туре, когда Серена Уильямс уйдет, мы получили уже в этом году. Американка провела всего восемь турниров и выиграла всего два – так что о былом доминировании не шло и речи. Так что присутствие Серены в туре было минимальным, и наиболее заметно оно было на турнирах «Большого шлема», где на счету американки титул, два финала и полуфинал.

В ее отсутствие мы получили довольно интересную картину. В туре появился новый лидер – Анжелик Кербер. Однако Кербер лидирует, но не безоговорочно доминирует. Например, у нее в этом году больше всех финалов (8), но по количеству титулов она уступила Доминике Цибулковой (4). При прямом участии Кербер свои крупнейшие титулы выиграли Каролина Плишкова (Цинциннати) и Цибулкова (итоговый турнир).

Тур начинающейся эпохи пост-Уильямс характеризуется тем, что у куда большего количества теннисисток появился шанс добиться чего-то по-настоящему выдающегося. Проблема только в том, что большинство этих теннисисток интересны только поклонникам тенниса. Они все талантливые, трудолюбивые и хорошие, но, в отличие от Серены, у них нет статуса суперзвезды. Соответственно, в глобальном маркетинговом плане теннис от отсутствия Серены проиграет. Но чисто спортивной интриги в нем должно  стать больше. Правда, кому-то она может показаться мелкой.

Заканчивается эпоха рекордов

В последние годы почти каждая победы Серены сопровождалась тем, что она приближалась к какому-нибудь историческому рекорду. В итоге ей удалось сравняться с Штеффи Граф по количеству выигранных «Шлемов» (22) и по количеству проведенных без перерыва недель на первой строчке (186). Возможно, рекорд по «Шлемам» она в ближайшее время побьет. Но человека, который снова будет близок к тому, чтобы переписать историю, женскому теннису придется ждать очень долго.

Поэтому после исторического этапа карьеры Серены простые поклонники спорта могут потерять к теннису интерес – в конце концов, какая разница, два «Шлема» у Кербер или шесть. До исторических высот ей еще очень-очень далеко.

Потеря зрительского интереса

В этом году мы уже имели возможность наблюдать, что происходит, когда теннис остается без главных звезд. Рейтинг финала US Open, в котором, между прочим, играла новая первая ракетка мира Кербер, оказался ниже, чем у прошлогоднего аутсайдерского финала между Пеннеттой и Винчи.

Немецкое телевидение, у которого с восхождением Кербер на вершину возродился интерес к теннису, быстро этот интерес потеряло. В конце года было решено отказаться от прямых теннисных эфиров, потому что даже финал итогового турнира с участием Кербер не смог собрать достаточную аудиторию. Показ тенниса был признан неудачным решением.

Кроме того, теннис потеряет некоторых звездных зрителей. Например, Бейонсе вряд ли пойдет на матч, в котором не играет Серена (как бы этого ни хотела Агнешка Радванска). Соответственно, исчезает даже теоретическая возможность, что кто-нибудь из миллионов ее поклонников решит, что под песню Halo отлично заходит, например, турнир в Риме.

Человек, который в спорте особо не разбирается, смотрит его не ради техники и тактики, а ради больших личностей, красивых тел, историчности или как дань моде. Потеря суперзвезды приводит к тому, что теннис теряет не только часть уже имеющейся аудитории, но и огромную потенциальную. Особенно если эта суперзвезда из США, где спортивный рынок мощный, а сменит ее кто-нибудь из Словакии или Румынии.

Что же делать?

Реклама 18+

Во-первых, вся WTA должна повесить во всех своих кабинетах календари, на которых красным кругом будет обведена дата – 26 апреля. Именно тогда в тур сможет вернуться Мария Шарапова. Если Серена к тому моменту продолжит двигаться в направлении, заданном в этом сезоне, россиянка останется последней большой звездой женского тенниса. Смотреть ее матчи будут не только соскучившиеся фанаты, но и более широкая аудитория, которую привлечет не только масштаб личности россиянки, но и отголоски скандала. А если Шарапова станет первой ракеткой мира, то это вообще будет праздник.

Во-вторых, WTA нужно надеяться на то, что в следующем году «Шлем» выиграет Мэдисон Киз – последняя на данный момент американка в ряду наследниц Серены. И вероятность того, что Киз прорвется и на какое-то время обеспечит интерес США к теннису, довольно высока. Плюс, было бы неплохо, если бы Эжени Бушар вернула себе 2014 год. Она, конечно, не Шарапова, но потенциально интересна аудитории.  

В-третьих, нужно молиться, чтобы в Китае появилась новая Ли На, а еще лучше три. Если это случится, то можно вообще забыть про проблемы.

Фото: Gettyimages.ru/Cameron Spencer, Julian Finney, Ethan Miller