7 мин.

Интервью Пако Хенто для La Galerna. Часть 1

alt

Журнал «L'Equipe» несколько дней назад выбрал десятку лучших футболистов, принимавших участие в розыгрышах Кубка Европы. Ди Стефано стал первым, а Вы вторым, что делает Вас лучшим футболистом, из ныне живущих, в истории самого важного клубного турнира в мире. 

Это честь для меня.

Остальная десятка выглядит следующим образом: Мальдини, Месси, Криштиану, Нил, Пушкаш, Риаль, Мюллер и Рауль. Получается, в первой десятке присутствуют шесть мадридистов. Что вызывает в Вас большую гордость: эта информация или то, что Вы заняли второе место?

Это две разные вещи, но то, что шесть футболистов «Реала» в первой десятке, имеет большую ценность. К тому же двое из них испанцы: Рауль и я! Я очень рад, что попал в этот список. Коротко говоря, мы выиграли первые пять Кубков и участвовали в восьми финалах. Жаль того против «Бенфики», когда мы проиграли 3-5, хотя и шли вперед, Эйсебио нас измотал. Мы были старше, они были гораздо моложе нас, и играли против нас с такой силой, что просто смели (смеется). У нас была очень хорошая команда с прекрасным взаимодействием. Мы играли сплоченно, хотя в составе были индивидуально сильные футболисты: Пушкаш, Копа… и, конечно, Ди Стефано. 

Очень приятно, что на восьмом месте в списке присутствует Риаль. Его имя не так на слуху, как дона Альфредо или Пушкаша. И не так отложилось в коллективной памяти новых поколений. 

Здорово, что он в этом списке. У него была потрясающая техника. Мы постоянно искали друг друга на поле. Он отдавал сказочные пасы. Очень мне помогал. 

Могу ошибаться, но мне всегда казалось, что для Вас особенной должна была стать Ла Секста (6-й кубок Лиги Чемпионов, прим.ред.), потому что Вы стали проводником между «Реалом» 50-х и новым «Real ye-ye» (название «Real ye-ye» появилось в 60-е, когда в команде играли одни испанцы, словом «ye-ye» называли испанскую молодежь 60-х, прим.ред.). 

Было дело. Мы все были испанцами. Не думали, что выиграем. Кто бы мог подумать, что мы сможем стать чемпионами в Европе. «Real ye-ye» был очень цепким, его игра отличалась о той, что была во времена Ди Стефано. Такие футболисты как Гроссо и Веласкес имели потрясающую технику, однако, прежде всего, обладали удивительным чувством собственного достоинства, которое пришло за ними из прошлого. Позднее оно приняло форму престижа самого «Реал Мадрида». Тем не менее, на нас никто не ставил. Скорее это выглядело, как «хорошо, давайте двигаться вперед и посмотрим, как далеко мы пройдем» (Смеется). У нас действительно на протяжении нескольких лет была «засуха» в Европе, хотя в это же время мы неоднократно выигрывали чемпионат. 

Вы побеждали 12 раз. 

Да.

Вы не только 6 раз побеждали в Кубке европейских чемпионов, но еще приняли участие в 15-ти его розыгрышах.

К тому же подряд. Иногда как победитель предыдущего розыгрыша, а иногда в качестве чемпиона Испании. Я очень горжусь тем, что тогда в Лиге Чемпионов играли только истинные чемпионы, не было ни одной команды, занявшей второе или третье место в своей стране. 

Хотел бы отметить Ваш возможный рекорд, хотя я и не нашел на эту тему данных. Вы знаете, что являетесь единственным футболистом, который на своем счету имеет самое большое количество участий подряд в розыгрышах Лиги Чемпионов? Очень возможно, что так и было. 

На самом деле я этого не знаю. Если учитывать только те розыгрыши, в которых принимали участие только чемпионы, то, возможно, это и так. 

Финал Ла Квинты (5-й Кубок Лиги Чемпионов, прим.ред.), знаменитая победа 7-3 над «Айнтрахт Франкфурт» в Глазго, был ли этот матч, как говорится, лучшим в истории футбола?

Да (пауза). 

Точно.

Да. Лучшим. Мы уже спустились в раздевалку, когда дон Сантьяго зашел к нам и попросил выйти поапладировать, потому что люди хотели видеть нас снова. В финале было забито 10 голов, некоторые из них были очень запоминающимися. Для зрителей это здорово.

Те, кто принимал участие в следующем финале в Глазго, когда была завоевана Новена (9-й кубок Лиги Чемпионов, прим.ред.), имели возможность пообщаться с людьми и увидеть, какое осталось впечатление. Те шотландцы или их сыновья, внуки, нынче болеют за «Реал». 

Я об этом знаю. Жаль, что нет хороших фотографий с того матча. У меня есть видео, на нем голы и кое-что еще. Если бы в наше время был телевизор… Иногда я рассказываю об этих матчах. Но вы видите, что если много лет спустя я захотел бы посмотреть свои собственные голы с важной встречи, мне пришлось бы смотреть их в No-Do (название относится к пропагандистским фильмам, которые выпускались во времена диктатуры Франко в Испании 40-х годов, прим.ред.)

Вы шли в кинотеатр, смотрели No-Do, а потом либо оставались смотреть фильм, либо нет. (Смеется). 

Именно так. Тогда почти не было ни камер, ни журналистов. 

Раз уж Вы вспомнили про No-Do, что Вы чувствуете, когда люди, в основном из стана «Барсы» приписывают ваши победы в чемпионате и Лиге Чемпионов к заслугам Франко? Не обидно?

(Длительная пауза, раздраженно покачивает головой). Эх… Меня это не волнует. Франко в нашей команде не играл. Это мы за нее выступали. 

Единственный Пако, который здесь играл, это Пако Хенто, правда? 

Да. Франко не имел влияния на Европу, вам так не кажется? Более того, думаю, что Франко вообще не любил футбол. 

Говорят, он болел за «Атлетико», из-за летного клуба «Атлетико де Авиасьон» и военных вопросов. 

Не знаю. Однозначно известно лишь то, что автострады и промышленность пошли в Каталонию и Страну Басков (смеется). Франко не любил футбол. Я выиграл лишь два Кубка Генералиссимуса (предшественник Кубка Короля в годы правления Франко, прим.ред.). Маловато для команды режима…

Футбол сильно изменился со времен Вашей эпохи в качестве игрока. Есть люди, которые не верят, что вы играли с пятью нападающими в составе. 

Схемы сильно изменились, но то, что было хорошим тогда, осталось хорошим и сегодня. Многое изменилось, например, защитники играют в штрафной соперника. В мою эпоху такого не было, за исключением одного раза, когда Маркитос выбежал вперед в финале первого Кубка европейских чемпионов. Все кричали: «Куда ты лезешь, сумасшедший?» А он забил гол! (Смеется). 

Вы всегда ладили с Ди Стефано? И тогда, когда вместе играли, и потом. Были какие-либо трения?

Мы всегда находили общий язык. Он был прекрасным человеком, как и все остальные составе. У него был свой характер, однако он являлся душой команды. 

Мы поговорили об одной легенде, а теперь переходим к другой – дону Сантьяго Бернабеу. Существует практически тиранический образ «santiaguinas» (острые речи Бернабеу, адресованные команде, когда что-то шло не так, прим.ред.), но Сантильяна, который играл под руководством Бернабеу, хоть и меньше, чем Вы, рассказал нам, что это были лишь мотивационные речи и ничего более. 

Да. Сантьяго был другом. Он выходил и говорил с нами, чтобы придать сил и укрепить боевой дух, а не для того, чтобы выпустить пар. Когда-то он был футболистом, таким образом, являлся больше партнером по команде, к тому же он был очень хорошим человеком. 

Как думаете, можно ли в современном футболе воссоздать победную атмосферу на подобии той, которую в клубе установил Сантьяго Бернабеу?

На сегодняшний день? Понятия не имею (Смеется). 

Некоторые говорят, что нет, потому что современный футболист не только играет, но и занимается многими другими вещами. Например, работает в качестве модели для рекламы. 

Все то же самое, хоть они и активно участвуют в других сферах. Они зарабатывают куда больше нас. И я рад (Смеется). Не будем же мы на них сердиться за то, что они зарабатывают много денег. 

Много или мало, но в составе «Реала», который выигрывает Лигу Чемпионов, всегда есть кантабриец, и это началось с Вас. 

Всегда кто-то был. Пачин, Мьера, Маркитос… В Ла Семптиме (7-й кубок Лиги Чемпионов, прим.ред.) Амависка, в Октаве (8-й кубок Лиги Чемпионов, прим.ред.) Эльгьера и Мунитис. 

А вот при Десиме не было ни одного, но с другой стороны как бы и был, потому что присутствовал на матче в Лиссабоне как специальный гость. Что такого особенного есть в Кантабрии, что оттуда выходит столько хороших игроков?

Что такого есть, скорее, что такого было, потому что уже много лет нет ни одного великого игрока, выходца из этих мест. Бедный «Расинг» уже в Сегунде Б. А стоит отметить, что это была одна из первых команд высшего дивизиона с момента его создания в 1928 году. Однако всегда были хорошие люди. Давайте посмотрим на нынешнего тренера «Лас-Пальмаса» Кике Сентьена, какой у него класс. А еще раньше были Херман и Апарисио, они тоже были хороши. 

Продолжение следует...

Источник