Камбэк «Спартака» в деталях: что перевернуло матч с «Акроном»?
Объясняет Андрей Савин.
«Спартак» здорово вернул игру с «Акроном»: проигрывал 0:2, но победил благодаря голу Эсекиэля Барко с пенальти на 94-й минуте и удержался в чемпионской гонке. Разбираемся, почему команда Деяна Станковича столкнулась с проблемами и как их решила.
«Спартак» опять провалил первый тайм и ничего не показал в атаке
Ожидания перед матчем: «Спартак» испытывает проблемы впереди, но «Акрон» стилистически удобен команде Деяна Станковича из-за раскрытых зон, оборонительных проблем и не такого сковывающего прессинга, как у «Рубина», Махачкалы и «Ахмата».
Реальность: «Спартак» с трудом выигрывает у проблемного аутсайдера, устраивая камбэк с минимумом моментов.

Почему было так тяжело?
1. Классика «Спартака» весной – слабые первые таймы. На старте Роман Зобнин неплохо заходил в штрафную, но потом давление прекратилось. «Акрон» без особых проблем отбивался после подач и связывал игру единоборствами в середине.
2. Снова есть вопросы к Станковичу по стартовому составу. Три изменения по сравнению с прошлым матчем: вместо основного голкипера Александра Максименко дебютировал Илья Помазун, Роман Зобнин вышел на правом фланге вместо дисквалифицированного Даниила Денисова, Ливай Гарсия сменил в центре нападения Манфреда Угальде.
Если отсутствие Максименко объяснимо травмой, полученной в кубковой игре с «Уралом», то появление Гарсии в старте, по словам ассистента Станковича Вадима Романова, обусловлено тактикой.
На первый взгляд это решение кажется максимально странным. Угальде отлично играет между линиями и комбинирует в полуфлангах, по ходу сезона в подобных сценариях у «Акрона» регулярно возникали проблемы с топами. Именно так «Спартак» разорвал команду Заура Тедеева в первом круге (4:0).
Видимо, ставка на Ливая предполагала игру забросами, но их было минимум – «Акрон» особо не прессинговал, откатывался на свою половину и перекусывал подачи в штрафную. В итоге Гарсия был непродуктивен: полезно отборолся перед первым голом Тео Бонгонда, но регулярно проигрывал борьбу, действовал далеко от ворот, ни разу не пробил и не отдал под удар.
3. Очень слабый матч «Спартака» в обороне. Три причины.
● Артем Дзюба доминировал над Русланом Литвиновым в борьбе, скидывал набегающим партнерам и разворачивал атаки самостоятельно. Срджан Бабич был не сильно лучше, именно он проиграл единоборство перед голевой скидкой Дзюбы на Пестрякова.
Дальше цепочка ошибок: Рябчук бросил Пестрякова и не накрыл удар, Умяров не успел на подстраховку, Помазун не справился с ударом в ближний угол.

● Правый фланг провалился даже без Денисова. Роман Зобнин регулярно пускал Солтмурада Бакаева за спину, а Руслан Литвинов давал себя обыгрывать.
● «Спартак» вновь оказался неустойчив к контратакам. Момент Бакаева перед вторым голом «Акрона» пришел после быстрого выпада из-за несогласованности Эсекиэля Барко и Наиля Умярова в центре поля.

Станкович отреагировал в перерыве: перестроился на 4-4-2, вместо опорника Наиля Умярова выпустил нападающего Манфреда Угальде, заменил левого защитника Олега Рябчука на вингера Пабло Солари и сдвинул Маркиньоса в защиту.
В итоге «Спартак» оказался разбалансирован в обороне. Маркиньос – старательный вингер, но вообще не защитник. Несколько раз упускал своего игрока и давал возможность «Акрону» опасно контратаковать. Например, в этом эпизоде исправил ошибку классным ускорением.

Центр поля проседал без профильного опорника – центральным защитникам приходилось в одиночку гасить контратаки. Периодически «Спартак» защищался только пятеркой игроков и даже допускал в своей штрафной численное преимущество «Акрона».

В атаке же привычная история. Маркиньос и Солари подыгрывали друг другу для подач из глубины слева, справа то же самое делал Тео Бонгонда, а затем и вышедший вместо него Никита Массалыга. В итоге навес первого привел к автоголу Алексы Джурасовича, а второй создал момент для Пабло Солари.
Главное отличие от первого тайма: «Спартак» лучше заполнял штрафную при навесах. Угальде и Гарсия грузили пару центральных защитников, Солари/Бонгонда атаковал дальнюю штангу, Мартинс включался из глубины, плюс поддержать атаку мог Срджан Бабич.
Маркиньос – вновь лучший в «Спартаке»
Главная звезда «Спартака» после рестарта – не Барко и не Угальде, а Маркиньос:
● дважды ассистировал и удалил Максима Сидорова в матче с «Оренбургом» (2:0);
● прижал «Рубин» (1:2) во втором тайме подачами слева;
● тотально отработал в защите с «Зенитом» (2:1) и спровоцировал потерю Густаво Мантуана перед первым голом Мартинса;
● удалил Алексея Сутормина в матче с «Ростовом» (3:0);
● разрезал оборону Махачкалы (1:2) в штрафной перед голом Бонгонда;
● с «Акроном» ассистировал Бонгонда и заработал пенальти в первом тайме, во втором – перехватил неудачный вынос Неделчару после аута и отдал на Угальде перед пенальти.

Благодаря бразильцу «Спартак» справляется с механизированными матчами. Маркиньос всегда готов взорвать эпизод дриблингом на фланге, его фирменные подачи – главная идея в атаке «Спартака» весной. Сюда же прибавляем дисциплину без мяча, которая позволяет Станковичу тотально перестраиваться в провальных матчах.
Слабые матчи «Спартака» против аутсайдеров – уже система
Три потери очков весной – из одной категории. «Рубин», «Ахмат» и Махачкала выключали прессингом и дисциплинированной обороной. До удаления Сутормина «Спартак» не был острее «Ростова», а в большинстве допустил супермомент Егора Голенкова.
Часть проблем – из-за качественной игры соперников по Наилю Умярову. «Оренбург» закрыл продвижение персональной опекой от Дмитрия Рыбчинского, «Рубин» – подстраховкой от Мирлинда Даку, Дардана Шабанхаджая или кого-то из полузащитников, Махачкала – своевременными смещениями Эгаша Касинтуры и Джавада. Так у «Спартака» пропали комбинации через середину, Барко растворился в подготовительной стадии и менее опасен на чужой трети, а вся игра свелась к забросам.
Негативно влияют и эксперименты Станковича.
● Из-за них пропали синхронизированные 4-3-3 с «Ахматом» (0:0). Центральный защитник Алексис Дуарте на левом фланге не помогал Маркиньосу в атаке. Вышедший справа Ливай Гарсия смещался в центр нападения – так отнимал пространство в центре у Угальде, а за создание моментов отвечал крайний защитник Даниил Денисов. Из-за этого «Спартак» минимально угрожал с флангов при позиционных атаках.
● Интеграция Гарсии в старт прибила результативность Угальде. Ливай здорово вышел с «Рубином» и «Ахматом», мог забивать после кроссов и ассистировать Денисову пяткой в Грозном, но в этих матчах терялся главный бомбардир Угальде.
С «Акроном» Гарсия вышел в старте, а Угальде остался на скамейке. В итоге Ливай растворился. Угальде заработал пенальти, но уже после замены Гарсии. До этого он был не заметен.
***
«Спартак» удержался в чемпионской гонке благодаря камбэку с «Акроном», но глобально не убеждает весной из-за неудачных экспериментов Станковича, слабых матчей с аутсайдерами, спада Угальде из-за интеграции Гарсии и бедовой реализации (могли додавить «Рубин» и Махачкалу, сравнять с «Акроном» еще в первом тайме).
На проблемном отрезке Станковича подтащили Маркиньос и забросы, но для борьбы за чемпионство этого мало. Нужна игровая стабильность.
Фото: ФК «Спартак»
а Руся вчера жидко какил
Не только при Станковиче же Литвинов играет в защите.
Литвинов - либо опорник, либо ЦЗ. Говорить, что он никак не ЦЗ - странно. Он в качестве ЦЗ провел куда больше игр. Его даже в сборную на эту позицию в итоге вызывают.