Дриблинг Луиса Энрике – новый бренд. Как он устроен?
Украшение РПЛ.

Луис Энрике классно стартовал в РПЛ: оформил 1+2 за 4 матча, мощно рубился на синтетике против «Факела» (2:0), против «Спартака» (1:2) не так часто обострял, но отрабатывал сзади и едва не спас ничью идеальным голом из-за штрафной, доминировал против «Рубина», в одиночку нагнетал справа в матче с «Локо» (1:1). Бразилец поражает физической мощью, умением пользоваться габаритами, техникой и дриблингом.
Но лучше просто показать. В роли пострадавшего защитник «Рубина» Илья Рожков.
Подобное Луис Энрике вытворяет в каждом матче и не один раз. Поэтому его дриблинг заслуживает отдельного разговора.
Почему дриблинг Луиса Энрике так важен для «Зенита»?
Энрике – главный зимний трансфер не только «Зенита», но и всей РПЛ. С новым вингером Сергей Семак перешел на 4-2-3-1/4-4-2 с акцентом на фланги. Без достойного продвижения в середине именно яркие края стали главной атакующей силой «Зенита».
Слева обыгрывают и бегут за спину Педро и Андрей Мостовой, из глубины их поддерживает Дуглас Сантос. Справа активничают Густаво Мантуан и Энрике, сюда же сваливается Максим Глушенков. Против массированной обороны важен обыгрыш 1-в-1 и постоянное нагнетание в штрафную через прострелы/кроссы.
Энрике идеально подходит: легко улетает в отрыв, заходит в середину на дриблинге, бьет из-за штрафной и обостряет тонкими передачами, внезапно убирает под правую и пасует в штрафную. При атаках с левого фланга Луис заходит в штрафную и становится адресатом для навесов: мощно вбегает под кроссы (так угрожал «Факелу»), примагничивает длинные передачи и расталкивает всех габаритами (так ассистировал Мантуану с «Рубином»).
Сейчас Энрике делит первое место с Максимом Самородовым и Лечи Садулаевым по удачным обводкам в 2025-м (12). Коронный прием бразильца – проход с мячом в середину, благодаря которому он входит в топ-10 РПЛ по протаскиваниям мяча на 5+ метров.
Нужно учитывать, что сами по себе обводки – сомнительный показатель. Можно накручивать соперников без всяких перспектив. Гораздо важнее, к чему они приводят.
Вот как работает его дриблинг на практике. Во-первых, Энрике умеет стягивать на себя несколько соперников. Защитники стараются закрывать бразильцу сразу обе ноги и страховать друг друга, чем бразилец удачно манипулирует: выжидает, когда на него выдвинется лишний игрок, и отбрасывает свободному партнеру.

Во-вторых, Энрике взламывает автобусы мощными ударами из-за штрафной после дриблинга. Только Сергей Пиняев (8) и Эсекиэль Барко (7) чаще него бьют после ведений на 5+ метров (у Энрике – 6). Бразилец легко уходит на длинном шаге, не замечая жестких единоборств благодаря мощи и скорости и сильно прикладывается. Так влепил «Спартаку», здорово бил во втором тайме с «Факелом» (спас голкипер Александр Беленов) и не попал в дальний с «Рубином». В Бразилии он постоянно проделывал подобный трюк (пример раз и два).

Как устроен дриблинг Энрике? Изучаем биомеханику движений
«Почему защитникам клубов РПЛ будет сложно играть против него? Он обладает невероятной физической силой. Энрике – очень мощный и атлетически развитый игрок. Он прекрасно владеет своим телом, умеет ставить корпус и укрывать мяч. Еще Луис здорово идет в дриблинг, так что соперникам очень трудно предугадать, как именно он будет их обыгрывать. Также у него очень сильный и поставленный удар. Энрике – цельный, качественный и полностью оформленный игрок линии атаки», – рассказывал центральный защитник «Зенита» Нино перед дебютом Энрике в РПЛ.
Дриблинг Луиса – смесь природной пластичности, атлетических данных и техники. Все построено на реализации сильных качеств. Энрике не использует какие-то сложные утонченные маневры, но за счет высокого исполнительского мастерства его трудно переиграть.
Бразилец – современный вингер, которому очень комфортно при игре 1 в 1. Луис намеренно ждет сближения на полусогнутых ногах, смотрит на оппонента и, когда тот теряет концентрацию, бросает себе на ход.
Продемонстрировал на Руслане Литвинове: дождался, когда защитник выпрямится и выбросит ног, и быстро переложил под левую.
Дальше включается мощный стартовый рывок, который позволяет оторваться даже на короткой дистанции, и крепкий корпус. Энрике ставит спину и оттесняет соперника от мяча – так получает дополнительное пространство перед ударом/передачей.
Еще один любимый прием – раскачивание корпусом. Здесь подключается пластичность. За счет этого раскручивает защитников из стороны в сторону, пасует в свободные коридоры или врывается на пространство самостоятельно. Снова досталось Илье Рожкову.
Суперсила Энрике – угроза от обеих ног. Он обожает убирать ложными замахами под правую ногу и простреливать в штрафную. Иногда за один эпизод бразилец может сделать 2-3 ложных замаха, с каждым разом Энрике будет выигрывать дополнительные сантиметры для дальнейшего обострения.
Простыми словами дриблинг Энрике – это микс. Он сочетает динамику (резкие рывки и слаломы в середину) с паузами (сбрасывает скорость и ждет, когда защитник выбросится в отбор). Комбинирует уходы под правую ногу и смещения в середину (так появляется внезапность). Совмещает микроконтроль на ограниченном пространстве с широкими шагами. Выглядит одновременно мощным и легким, не теряется в жестких единоборствах и изящно уходит от стыков.
Чего не хватает Энрике? Как ему противостоять?

Главная проблема – неотлаженное взаимодействие с партнерами на правом фланге. Например, в первом тайме с «Рубином» Глушенков – Энрике – Мантуан не могли разбежаться. С уходом Глушенкова и выходом Матео Кассьерры «Зенит» получил дополнительную опцию в штрафной, а Луис – свободу для обыгрышей 1-в-1 и подключений Мантуана.
С «Локомотивом» Энрике был слишком изолирован и зачастую оставался один без вариантов для розыгрыша: Огнен Мимович, вышедший вместо дисквалифицированного Мантуана, играл в полуфланге и середине (отчасти ради нейтрализации Пиняева). Луис пробовал комбинировать и смещаться в середину, но без поддержки съедали Александр Сильянов и подстраховка от опорников.
Противостоять Энрике очень трудно из-за его мощных физических данных и скорости. Если защитник не ведется на обманные движения, ему все равно крайне тяжело отодвинуть бразильца от мяча. К тому же есть риск потерять концентрацию и упустить рывок. Против Луиса может работать игра в прием (плотная опека еще до приема мяча, чтобы не дать разбежаться – так делал «Спартак») и мощная подстраховка, но это рискованно оголением других зон.
Минус Энрике – долгие решения. Иногда он чересчур затягивает с дриблингом и игнорирует перспективные варианты. Так, например, запорол пару опасных выпадов со «Спартаком».
Еще Энрике не хватает качественных обострений. Он много бьет, но мало отдает под удар (всего 4 передачи, у Мантуана – 15). В том числе после проходов с мячом только 2 передачи под удар. Прострелы/подачи Энрике позволяют зажимать соперника в штрафной и наводят суету (пример – удар Мантуана с отскока в начале второго тайма с «Рубином»), но им не хватает нацеленности. Но здесь все зависит не только от Энрике, нужна реакция нападающих «Зенита» на кроссы. С этим пока проблемы.
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф
В следующем сезоне на него будет очень интересно посмотреть.
Для сравнения:
Барко - 77%
Иван Комаров - 75%
Мантуан - 72%
Хорди Томпсон - 70%
Егор Смелов - 70%
Вендел - 69%
Мимович - 69%
Лукас Вера - 69%
Карраскаль - 68%
Глушенков - 67%
Не брал в расчет тех, кто идет в обводку 1-в-1 меньше 3-х раз за матч.
Конечно, Энрике идет в обводку чаще других, но и много потерь совершает при обводках. Вот такой вот бренд)
Данные Рустат.