12 мин.

Ультрас черно-белого цвета. Кто поддерживал Ювентус в разные вехи его истории?

Информационное агентство Sporteconomy в 2010 году провело исследование внутри Италии на предмет фанатских пристрастий среди местных жителей. Свой голос за Ювентус на тот момент отдало 13,3 млн человек, то есть по сути каждый пятый гражданин Италии так или иначе болеет или поддерживает Ювентус. Однако даже до подобных расследований Ювентус общепризнанно являлся одновременно и самым любимым клубом страны, и самым ненавидимым – количество титулов обременяло и благоволило. Любовь к Ювентусу еще с середины прошлого века не определялась территориальными границами – фанаты в приблизительно равных пропорциях были распределены по всему Апеннинскому полуострову. Подобная многочисленная аудитория не однородна в своих суждениях – есть фанаты правого толка, и левого, чьи политические и социальные взгляды кардинально отличаются, что порождает уже взаимную неприязнь. Человек всегда найдет причину поругаться с другим. Однако сегодня речь пойдет об организованных группах поддержки Ювентуса, нашедших себе место в истории клуба и поддерживающих команду вопреки всему, а порой даже во вред.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Поддерживать можно по-разному.

Внутри Турина, родного города Ювентуса, принято считать любовь к этому клубу чем-то привилегированным, отсюда и массовое отторжение к команде среди местного населения – за клуб семейства Аньелли по большей части болеют приезжие с других регионов или мигранты, в то время как основной пролетариат исторически отдавал свое сердце другой городской команде – Торино. Ювентусу и Аньелли вменяли засилье чернорабочих, наводнивших город в конце 70-х, разрастание бедных трущобных районов на окраинах вследствие массовой миграции южан. Так закрепилось понимание, что Ювентус – игрушка для богатых, а Торино – это только для своих.

Растущий трофейный гандикап на фоне нестабильности других итальянских клубов привнес в казну Ювентуса немало средств, в том числе и государственную поддержку разного уровня. Влияние Джанни Аньелли всегда было очень велико, и это отражалось на отношении к команде со стороны фанатов, ненависть равно как и любовь к небожителям росла прямо пропорционально друг другу.

Первыми попытками организовать фанатское сообщество можно назвать середину семидесятых прошлого века. В Турине появились две группы: Venceremos и Autonomia Bianconera – однако кроме как гулянкой по барам и распеванием непристойных песенок на стадионе они ничем толком и не запомнились, а по итогу и вовсе распались. Тем не менее, их запомнили как первопроходцев, и свой краткий миг славы в истории Ювентуса они все же получили. К ним же спустя год присоединились Fossa dei Campioni и Panthers: та же структура и суть, тот же быстрый конец.

Оглушительный провал в организации групповой поддержки любимого футбольного клуба сопровождался многочисленными проблемами – начиная от общей идеи существования группы до денежных средств на различного рода нужды: билеты, одежда, аксессуары. В отсутствии сильного лидера и спонсора подобные коллективы быстро разбегались по собственному желанию, не наблюдая перспективы и смысла отдавать свое время тому, что не развивается и держится откровенно говоря на голом энтузиазме. А прийти покричать на стадион можно и просто с друзьями. Так было до появления Беппе Росси.

В 1977 году Ювентус смог сделать свою первую историческую зарубку с пометкой – начало организованного радикально настроенного фанатского движения внутри Турина.

Некто Беппе Росси, энтузиаст и большой авторитет на фанатской трибуне домашнего туринского стадиона Комунале под названием Филадельфия, создал команду Black and White Fighters Gruppo Storico, собранную из наиболее уважаемых и преданных болельщиков трибуны. Здесь все было уже куда серьезнее: Беппе обожал Ювентус и был преисполнен амбициями превратить стадион в настоящий котел для каждой приезжей команды, чтобы никто и никогда не мог уехать из Турина в хорошем расположении духа. Для простоты понимания и лучшего запоминания ультрас называли себя Fighters.

Организационная машина включилась на полную: появилась своя руководящая структура, своя казна, свой штаб, свои спонсоры. Ультрас формирование не ограничивалось гулянками или оскорбительными выкриками в адрес соперников – теперь фанаты ставили качественную хореографию, рисовали плакаты с привлечением профессиональных художников, готовились к каждой игре по-разному и сочиняли свои песни с акцентом на любовь к клубу, нежели на ненависти к сопернику. Группа Fighters прожила долгие 10 лет, и за это время обрела воистину культовый статус – ни одна группировка Турина так и не смогла сравниться по степени влияния и вовлечения с первыми «бойцами».

В наибольшей степени запоминались игры туринского дерби! Главные соперники в лице ультрас «гранатовые» очень старались переплюнуть своих визави в постановке и нередко после матчей пытались спровоцировать тех на конфликт. Драки проходили везде и постоянно, это была настоящая фанатская война, сражавшаяся за каждый метр каждой улицы Турина, что находило свое отражение даже на поле: клубы чувствовали всю мощь и силу поддержки и буквально уничтожали друг друга на протяжении 90 минут – подобное мы можем увидеть и сегодня.

Конец для Fighters оказался прискорбным.

В 1975 году на волне одного из последних в истории Фиорентины успехов в виде победы в Кубке Италии, у фанатов клуба появилась официальная группировка под названием Collettivo Autonomo Viola, коих в народе называли «автономы». Спустя десять лет эта группировка укрепилась в городе и заметно обогатилась за счет местных пожертвований и увеличения участников, в том числе и из богатых семей. Частые силовые акции, проводимые «автономами», заканчивались столкновениями с силовыми органами и нередко в больницы попадали те или иные жертвы обозленных фанатов.

Крахом стали события 1987 года. Во Флоренции неизвестно откуда распространился слух, что один из приезжих «ультрас» Ювентуса якобы изнасиловал маленькую девочку на задворках пригорода. «Автономы» пришли в ярость. Захватив биты, на личных автомобилях они ринулись вслед за выезжающими из города автобусами с приезжими хулиганами. «Фиолетовые» поступили так, как поступают хищники в джунглях: не стали нападать на все стадо, а атаковали отбившуюся от всех остальных особь. Роль жертвы исполнил автобус с фанами «Юве», отставший от черно-белого кортежа. Обогнав автобус, «автономы» машинами загородили ему дорогу, остановили и превратили в груду металла. Ненавистные фанаты избивались с особенной жестокостью, а двоих забили на смерть.

После этого убийства, юридически считавшимся умышленным, в Италии началась настоящая война против фанатского экстремизма. Группа Fighters была официально признана запрещенной. Лидеры приняли решение не воевать с законом и объявили о роспуске «бойцов». Некоторые из фанатов группировки попробовали основать собственные коллективы, опираясь на имеющийся опыт организации, однако ничто не могло сравниться с тем, что сделал Беппе Росси. Но воздать должное энтузиазму все же следует – наиболее яркой в своей деятельности после уничтожения «бойцов» стала группа Arrancia Meccanica - «Заводной апельсин». Явная отсылка на роман Энтони Берджесса, экранизированного культовым режиссером Стэнли Кубриком. И неспроста – коллектив отныне делал напор не на хореографию и баннеры в поддержку футболистов Ювентуса, а на усиление силового блока для побед за пределами стадиона – уличных драках. Название пришлось сменить из-за обеспокоенности городской администрации, отказавшейся регистрировать его ввиду ассоциации с идеями популяризации ультранасилия, поэтому коллектив сменил наименование на Drughi.

На протяжении последующих восьми лет формирование Drughi являло собой крупнейшую организационную группу ультрас Ювентуса. Свое место на новеньком отстроенном в предверии чемпионата мира в Италии стадионе Делле Альпи группа нашла на трибуне Ширеа вместимостью в 15 тысяч человек и названной в честь погибшего год назад легендарного капитана команды Гаэтано Ширеа, сгоревшего в собственном автомобиле после аварии.

Укрепление разрасталось, а среди многочисленных лидеров движения начались конфликты на фоне вопроса об уровне радикальности взглядов – должна ли группа ограничиваться поддержкой клуба, или на первом месте стояло влияние на улицах?

Конфликт привел к расколу – в 1993 году более сотни фанатов с трибуны Ширеа приняли решение возродить почившую Fighters, в этот раз с уклоном исключительно в креатив: баннеры, письма, песни, кричалки. Утомленные нескончаемым насилием и избиением, болельщики стали все чаще выбирать места именно на стороне «бойцов», нежели неизменно получать тумаки под символикой Drughi, что привело к окончательному поглощению организации возрожденными Fighters в 1996 году на фоне победы Ювентуса в Лиге Чемпионов. Официально группа вернула себе первозданное и чуть измененное название Black and White Fighters Gruppo Storico 1977 чтобы не поругаться с городом, однажды уже запретивших «бойцов». И отныне драки становились больше исключением, нежели правилом – все оставалось в пределах стадиона. Drughi, в свою очередь, остались лишь небольшой фанатской организацией среднего толка, приходящая на домашние игры с редкими плакатами.

Растущее влияние коллектива нашло свое отражение и в отношениях с самой командой Ювентуса: символика «бойцов» была нанесена на каждый сектор Делле Альпи, на каждый выездной матч руководством клуба снаряжался отдельный автобус непосредственно для болельщиков этого формирования, и нередко можно было встретить игроков клуба, обедающих в компании лидеров Fighters.

Тем не менее отказ от насилия привел к постепенному застою основной концепции формирования ультрас – периодические акции протеста в сторону руководства приводили к бойкотам, хореографии становилось все меньше, а в итоге наиболее яркие и креативные исполнители и вовсе покинули специализированные сектора Делле Альпи, а заодно и структуру ультрас. Не последнюю роль в таком последовавшем затишье сыграл и сам Ювентус: в течение сезона 2002/03 руководство клуба решило создать проект La Curva Nord to the Centro Coordinamento Juventus Club, который мог бы объединить вообще все существующие группы фанатов под одной крышей, и под это дело было решено отдать Северную трибуну Делле Альпи – пустующую без ультрас после ссоры клуба с еще одним формированием Irriducibili Vallette, которые даже при своей малочисленности умудрились в пух и прах разругаться со всеми после череды оскорбительных песен в адрес Марчелло Липпи и его супруги. Ювентус запретил фанатам размещаться на этой трибуне вплоть до 2003 года. Проект был странным по своей природе: как можно было усадить в одном месте группы фанатов со столь разными взглядами? Так при всем при этом Ювентус запретил им использовать баннеры, что фактически уничтожило суть проекта на корню.

Fighters в середине нулевых затеяли свою войну с руководством клуба в лице Моджи и Джираудо. Фанатам не нравился старый и дряхлый стадион, возмущал запрет на использование пиротехники и баннеров, сковывал запрет на перемещение на определенные игры повышенного значения. После публикации проекта нового стадиона в выкупленном районе Континасса было объявлено, что его название будет соответствовать спонсору, а не воздавать честь Джанни Аньелли, что еще сильнее отвернуло фанатов от руководителей Юве. Крахом во взаимоотношениях стала новость о том, что на большинство игр группировки других команд не будут допускаться на новый стадион, трибуна для фанатов станет в разы меньше, «бойцам» запретят болеть стоя, а меры безопасности будут соответствовать в плане строгости и контроля чемпионату Англии. Отныне фанаты ограничиваются редкими перфомансами, иногда получают разрешение на несколько именных баннеров без какого-либо контекста, а во время будничных игр ультрас и вовсе на стадионе нет.

И, разумеется, нельзя не вспомнить про наиболее радикальную группу болельщиков, сформированных в 1992 году под эгидой Viking. Радикалы из Viking больше напоминали банду, нежели фанатский коллектив, их голос был слышен громче всего перед и после игр, нежели на самом стадионе. Viking следовали за командой по всей Италии и наводили ужас в местных пабах и на окраинах просто своим видом – цепи, дубинки, биты, ломы и агрессивная ретушь на лицах пугали обычных жителей и обращали в бегство ультрас других команд, за исключением куда более агрессивных фанатов Фиорентины и Брешии.

Дело не ограничивалось Италией: Viking путешествовали и по Европе, заглядывая в английские рабочие пабы, избегая лишь Лондона. Ювентус был настроен категорически в отношении Viking и запретил им использовать свой логотип и символику любого рода на своем домашнем стадионе, а в 1996 году все существующие официальные группы болельщиков Ювентуса объявили бойкот формированию Viking ввиду их жесткой деятельности и полного отсутствия любви непосредственно к футболу. Группа распалась, а в 2003 году несколько прежних участников рискнули ее возродить лишь как дань историческому наследию, отказавшись от насилия. Ввиду этого Fighters предложили объединить свои коллективы на Северной трибуне в знак мира. Этот союз является главенствующим на всех играх Ювентуса по сей день.

Фанатское сообщество – структура очень важная и влиятельная, ведь по своей сути футбол в первую очередь существует именно для болельщиков. Ультрас являются во многих сферах «лицом» своих команд среди населения, ведь до и после игр жители городов взаимодействуют именно с ними, что оставляет затем определенное впечатление о команде. История Ювентуса знает множество прискорбных инцидентов на поприще фанатских столкновений, но наиболее значительным является перфоманс текущего года. Именно сейчас болельщики самого популярного клуба Италии нашли в себе силы проявить невиданной силы консолидацию на фоне постоянных скандалов и судебного преследования в форме бойкота от главных стриминговых ресурсов и публичной поддержки Ювентуса несмотря ни на что. Подобный фон в контексте осуждения и предубеждения в адрес команды через СМИ и силами других болельщиков очень помогает игрокам справиться с нарастающим давлением и понять – если ты выбрал эту футболку, на твои плечи ляжет очень большая ответственность. А вместе с ней – любовь миллионов болельщиков по всему миру, которые поддержат тебя несмотря ни на что.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Антонио Конте и роковое празднование. Легенду Италии и Ювентуса ненавидят в его родном городе

А что если... Ровно 5 лет назад судья Оливер убил надежды фанатов Ювентуса на великий камбэк

Ювентус просто привыкли наказывать? Как в Италии вновь имитируют борьбу с расизмом

Илио Мариани доказал всем, что Ювентус – это вкусно. История шеф-повара, кормившего туринцев 36 лет

Человек, увековечивший Ювентус. Клубный фотограф Сальваторе Джильо отдал 40 лет жизни команде Аньелли

Новый Буффон? Маттиа Перин стал символом пагубной привычки болельщиков навешивать ностальгические ярлыки

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Grazia Neri; wikipedia.org