4 мин.

Футболки Nike на «Ролан Гаррос»: скелеты, цветы и куча отсылок к истории Франции

И немного Дженнифер Лоуренс. 

Ретроколлекция Nike, стилизованная под деним, хлопок и обаяние 90-х, в начале года украла Australian Open своей яркостью, разнообразием и точным попаданием в модный контекст. Четыре месяца спустя десант игроков Nike взял «Ролан Гаррос» переосмыслением французской ремесленной классики.

Парижская коллекция Nike вдохновлена французской техникой рисунка по ткани туаль-де-жуи («ткань из Жуи») – хлопку или льну белого или кремового цвета, украшенному небольшим повторяющимся монохромным изображением. Стиль возник в XVIII веке в деревне Жуи неподалеку от Парижа и первоначально был бюджетным вариантом элитного индийского чинца, но сейчас туаль назвали бы métiers d’art – ремеслом на грани искусства. Чтобы получить рисунок, ткань вымачивали в проточной воде (по легенде, техника возникла в Жуи благодаря особым свойствам воды в местной реке), сушили, разглаживали валиками, кислотой набивали бесцветное изображение, опускали в растительный раствор синего, фиолетового, розового или красного цвета, покрывали воском, снова пропускали через валики и полировали хрустальным или агатовым шаром.

Туаль, для которой использовали в основном пасторальные и античные сюжеты, быстро стала во Франции сверхпопулярна, превратилась в нарицательное, надолго пережила фабрику в Жуи и с тканей перекинулась более-менее на все предметы интерьера (особенно – посуду). В 1947-м Кристиан Диор в Париже открыл свой первый бутик и украсил его стены туалью, о чем в автобиографии вспоминал: «Я организовал бутик внизу у лестницы дома 30 на авеню Монтень. [Художник Кристиан] Берар подсказал его декор. Маленькие галереи были целиком затянуты кремовой тканью с рисунком цвета сепии».

70 лет спустя креативный директор Dior Мария Грация Кьюри вернула туаль-эстетику в айдентику дома и уже не первую коллекцию выполняет в ней одежду и аксессуары (как забыть туалевую Дженнифер Лоуренс с черным конем). Параллельно туаль эксплуатируют и в Chloé, Prada и IKEA.

***

Туаль в исполнении Nike черно-белая и, понятно, технологичная, но при этом узнается легко: тут и повторяющиеся виньетки, и пейзажные орнаменты, и характерные изгибы, и викторианские наряды. Только надеты они почему-то на скелеты: даму с ракеткой и господина с яблоком в кроссовках со свушем. Господин в кроссовках попроще грустит с цветком под деревом, еще один – полностью голый – ракеткой перекидывает мяч через сетку, похожую на волейбольную. Обнаженная пара держится за руки и о чем-то с энтузиазмом беседует, пока большой кубок со свушем, наполненный ягодами, стоит на треснутом постаменте (картинка кликабельна).

Из всего этого великолепия Nike предметно объяснил только деревья и гусей – они, говорят, такие же, как в штаб-квартире компании в орегонском Бивертоне.

«Мы хотели поиграть с историей региона в неожиданном ключе, – рассказала глава дизайна NikeCourt Эбби Суонкатт, – и увидели возможность сделать это в сочетании классического французского мотива с традиционным спортом, каким является теннис. Когда видишь туаль, ожидаешь следом увидеть какие-то исторические сюжеты, но мы заменили их элементами айдентики Nike и поместили на функциональную одежду».

***

В парижской коллекции еще два заметных принта: неоготические розы и пионы, вдохновленные традиционными французскими гобеленами, и пчела – семейный знак Меровингов – первой династии христианской Франции, – позднее утвержденная Наполеоном Бонапартом в качестве символа Французской империи (вместо лилий, использовавшихся с X века). Два века спустя другая империя – Nike – показала, что история – это так же круто, как спорт. А то и покруче.

***

Мужская рубашка поло с принтом под туаль доступна в интернет-магазине Nike и стоит 3 690 руб., футболка и женский пчелиный топ – по 4 990. Поло с цветочным принтом – 4 690. Целиком коллекции здесь и здесь.

Джинсовые шорты Агасси – любовь. Их вспомнили на Australian Open

История слогана Just Do It. Его придумали, вдохновившись речью преступника перед казнью

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Adam Pretty