7 мин.

Форхенд Синнера – преимущество, которое может убить его карьеру

С конца 2023 года Янник Синнер стал синонимом идеального современного тенниса. В медиа его любят сравнивать с роботом, и лучше всего на это сходство указывают цифры. На протяжении двух последних сезонов он лидирует по статистическим показателям в ATP-туре. Сегодня его performance rating, складывающийся из анализа качества форхенда, бэкхенда, частоты выигранных очков на подаче и приеме, составляет 8,92 балла. У следующего за Синнером Джоковича – 8,74. 

Лидирует Янник в туре и по качеству форхенда. Из всех инструментов именно форхенд Синнера всегда считался его самым мощным оружием. Но этот же удар может стать причиной его самых больших поражений и проблем. 

Что делает форхенд таким мощным

В интервью после выхода Синнера в финал US Open в 2024 году экс-четвертая ракетка мира Томас Энквист отмечал: «У его удара действительно особый звук. Это почти как удар хлыста – с такой же силой, с таким же эффектом». 

У Синнера нестандартный замах: ракетка описывает сложную петлю и при этом расположена не чуть выше головы, как у большинства игроков, а на уровне плеча. Такое положение ракетки уменьшает коридор для замаха, что, в свою очередь, должно уменьшить силу, с которой она коснется мяча.

Но физические данные Синнера: долговязое тело, длинные руки и гибкие плечи, – это компенсируют. Янник задействует весь плечевой пояс и полностью скручивает туловище. Такой разворот корпуса открывает пространство для мощного удара, а подвижные запястье и локоть в качестве дополнительных рычагов прибавляют силы. 

Результат – низкий, но компактный, быстрый и одновременно мощный замах. Он позволяет ему стоять ближе к задней линии, выигрывать время у противника и занимать опасную позицию в середине корта.

Точность этого оружия поражает: по соотношению виннерсов и ошибок форхенд Синнера дает почти идеальную статистику. Например, медианные показатели соотношения виннерсов и всех ошибок – и вынужденных, и невынужденных – у четвертьфиналистов «Ролан Гаррос» этого года варьируется от -49 у Тиафу до -59 у Музетти и -56 у Зверева. Статистика Синнера – это -4. 65 виннерсов к 69 ошибкам на форхенде. 

Нельзя определенно сказать, что стало причиной выбора такой особенной техники форхенда. Возможно, дело в том, что Янник пришел в теннис достаточно поздно: только в 2014 году он принял решение полностью посвятить себя этому спорту, в 13 лет переехав в теннисную академию Риккардо Пьятти. До этого подросток занимался лыжами – показывал успехи на соревнованиях по гигантскому слалому. Теннис же долгое время, по признанию самого Янника, был его хобби, поэтому вряд ли мы узнаем, была ли эта техника поставлена намеренно. Не исключено, что самый сильный форхенд в туре – результат удачного стечения обстоятельств.

Тем не менее что-то похожее можно увидеть у Джека Дрэйпера и Фрэнсиса Тиафу. Они, как и Синнер, при замахе держат ракетку на высоте плеча. Но при этом меньше задействуют верхнюю часть корпуса, что делает их удары менее мощными и точными. Сейчас в статистическомрейтинге на сайте ATP Дрэйпер занимает 15-е место с оценкой форхенда в 7,93, отставая от Синнера практически на целый балл. Тиафу не входит и в топ-50.

Цена суперсилы – повышенная опасность травм

Техника Синнера – травмоопасная. При форхенде, где компактный замах компенсируется силой разворота верхней части туловища и руки, на определенные части тела ложится дополнительная нагрузка.

«Плечевой сустав имеет самый большой диапазон движений среди всех суставов тела, но при этом он наименее стабилен и наиболее уязвим… Сухожилия, соединяющие эти мышцы, могут быть перегружены и травмированы при теннисных ударах», – отмечал физиотерапевт теннисной ассоциации США Тодд Элленбекер.

Плечевой сустав, вращательная манжета плеча, мышцы спины и торса сильно нагружаются – особенно при резких, искусственно запаздывающих движениях перед ударом, таких, как у Синнера.

Слабо стабилизированные запястье и локоть добавляют вращения мячу, но в то же время сильно изнашивают суставы и сухожилия. Вероятно, именно поэтому, казалось бы, незначительное падение на руку в матче с Димитровым на «Уимблдоне» сильно повлияло на эффективность форхенда Янника. Как отмечают журналисты, после этого он потерял примерно 9,5 км/ч в скорости на форхенде – признак того, что удар итальянца сильно завязан на работе локтя и запястья. После того матча Синнер признался: «Я посмотрел видео падения, и оно не показалось мне серьезным, но я все равно чувствовал довольно сильную боль, особенно при подаче и форхенде». 

Форхенд Синнера предсказуем, и этим пользуется его главный соперник

Во время победного для итальянца US Open-2024 его тренер Даррен Кейхиллобъяснял результативность форхенда Синнера так: «Он добивается этого благодаря чувству времени и скорости рук. Он упорно трудился, чтобы этого достичь». 

Год спустя отточенный до автоматизма удар справа заиграл с Синнером злую шутку. Успех его форхенда почти полностью зависит от тайминга. Если по ту сторону сетки оказывается вариативный соперник, который умеет менять темп по ходу игры – добавлять укороченные удары, дропшоты, ускоряться и замедляться, – Янник сбивается с курса. 

Это хорошо видно по матчам с его главным соперником Карлосом Алькарасом, который в этом сезоне нашел ключ к игре итальянца. Из пяти финалов, разыгранных между Синнером и Алькарасом в этом году, только «Уимблдон» остался за Янником. И это закономерно: именно на быстрой траве преимущество в скорости и мощи удара Синнера приумножается. В отличие от медленных покрытий, здесь итальянец просто не давал Алькарасу времени на то, чтобы играть в свой теннис.

Два других финала ТБШ 2025 года, «Ролан Гаррос» и US Open, стали иллюстрацией того, как вариативность способна сломать предсказуемость. В Париже итальянец повел 2:0 по сетам и имел матч-пойнты, но испанец начал сбивать ритм: чередовал удары по темпу и высоте, добавлял слайсы и укороченные. В итоге гибкость Алькараса и способность читать однообразные розыгрыши соперника обеспечила ему победу.

На US Open эта картина повторилась еще резче: в финале испанец разгромил Синнера за 2 часа 42 минуты, сделав 42 виннерса против 21 у Синнера и потеряв всего девять очков на первой подаче. «Cегодня я был очень предсказуем», – признал сам итальянец после матча. «На корте он многое делал, он менял игру. Это его стиль. Теперь все будет зависеть от меня, хочу я что-то менять или нет. Мы определенно будем над этим работать». 

Синнер может поменять форхенд – но это точно ударит по карьере

Сейчас у Янника есть несколько вариантов решения проблемы. Первый вариант – внести разнообразие в тактику. Добавить вариативности в игру, разнообразить удары и схемы. Такой шаг может стоить времени и, возможно, временных поражений, но способен оживить теннис Синнера на какое-то время.

Другой путь – радикальное изменение техники. Пересобрать форхенд так, чтобы разгрузить плечевой пояс и суставы, следовательно, снизить риск хронических травм. Этот позволит Синнеру сохранить физику в долгосрочной перспективе и надолго задержаться в туре. Но тогда придется пойти ва-банк и быть готовым потерять те преимущества, которые у него есть сегодня.

Либо ничего не менять. Оставаться верным фирменному форхенду-хлысту, делать ставку на мощь и стабильность, выигрывать те турниры, где соперник не способен нейтрализовать его ритм. Такой подход приносит титулы здесь и сейчас, особенно против менее универсальных игроков. Но есть риск, что в эпоху Алькараса эта стратегия окажется полумерой: испанец слишком хорош в том, чтобы ломать однообразные шаблоны и быстро работать над ошибками. После победы на US Open он так и сказал: «Я работал над тем, чтобы быть непредсказуемым, использовать слайсы, дропшоты, разные вращения. Я просто провел две недели отрабатывая моменты, которые мне нужно было улучшить, чтобы победить Янника».

Фото: Gettyimages/Lintao Zhang / Staff, Adam Pretty / Staff, Julian Finney / Staff