6 мин.

Погоня

В промежутке между «Ролан Гаррос» и «Уимблдоном» много говорится о непобитом Федерером рекорде Сампраса по общему количеству недель на вершине рейтинга и о дальнейших перспективах этого рекорда. Разобраться в цифрах решила Камакши Тандон (ESPN.com). Ее выкладки – в блоге «С миру по Нитке».

Несмотря на то, что множество любителей тенниса прекрасно разбираются в рейтингах и без сторонней помощи могут все посчитать, есть и люди, которые не настолько глубоко погружены в тему. Для тех, кто хочет разобраться, как работает рейтинг (кстати, этот вопрос недавно освещался в конференции), и как там будет развиваться борьба за первую строчку каждую неделю, Камакши Тандон приводит конкретные цифры.

«Когда Роджер Федерер проиграл Робину Содерлингу на «Ролан Гаррос», он уступил не только четвертьфинал – он уступил первую строчку рейтинга. Не достигнув полуфинала, Федерер дал Рафаэлю Надалю шанс обогнать его, выиграв турнир. И Надаль в точности так и поступил – выиграл трофей «Ролан Гаррос» и вернулся на первое место, отправив Федерера на второе.

По ходу турнира было не похоже, чтобы кого-то из них волновало, кто займет место на вершине.

«Сейчас все в его руках, если говорить о рейтинге, – сказал Федерер после поражения – Все очень быстро меняется. Я не буду следить за турниром в надежде, что Надаль не выиграет, и я останусь первым».

После выигранного финала Надаль сказал: «Когда я плакал после матча, рейтинг был последним, о чем я думал».

Но эта смена в одном отношении была очень важна – она оставила Федерера всего в шаге от побития рекорда по количеству недель на первой строчке – довольно важной вещи в теннисе. Швейцарцу принадлежит рекорд по непрерывному нахождению на вершине – 237 недель. Но в сумме у него 285 недель – на одну меньше, чем у Пита Сампраса.

На первый взгляд это неудача не выглядит такой уж ужасающей – Федерер отстает от Надаля всего на 220 очков и традиционно лучше выступает на траве и американском харде. Так что довольно скоро у него может появиться шанс вернуть утраченное, верно?

На самом деле, у Федерера есть небольшой шанс вернуть себе первое место только после US Open в сентябре, а, возможно, и позже.

Рейтинговые очки сгорают после одного года, и игрокам надо стабильно повторять прошлогодние результаты, чтобы сумма оставалась той же. Если они выступают лучше, сумма увеличивается, если хуже – уменьшается.

Например, Федерер в прошлом году выиграл “Ролан Гаррос» и заработал максимальные 2 000 очков – у него не было простора для прогресса. В лучшем случае он мог защитить титул и заменить те 2 000 новыми. Но в действительности он дошел только до четвертьфинала и получил 360 очков (1 640 очков общей потери). Надаль, в прошлом году дошедший только до четвертого круга, в этот раз выиграл турнир – у него вычли 180 очков и добавили 2 000 (1 820 очков общего дохода).

Та же история и будет повторяться до конца сезона. Федерер будет защищать титулы, финалы и полуфиналы, а у Надаля будет возможность добавить в свою копилку очков – травмы заставили его пропустить «Уимблдон», а на североамериканском харде он выступал так себе. В итоге, Федереру надо защитить на 3 120 очков больше, чем Надалю – это больше победы на турнире «Большого шлема» и турнире Masters 1 000.

Так что реальный разрыв между ними намного больше 220 очков. Федерер в любом случае не сможет вернуть себе первое место на «Уимблдоне», и если Надаль дойдет там до полуфинала, то швейцарцу нужно будет выигрывать Торонто, Цинциннати и US Open, чтобы просто получить шанс это сделать.

Есть вероятность, что Федерер даже упадет на третье место – Новак Джокович может обойти его после «Уимблдона», если дойдет там, минимум, до полуфинала, а Федерер вылетит раньше.

Если Федерер избежит этого и останется на расстоянии удара для захвата первой строчки, у него будут шансы захватить ее осенью, когда ему надо будет защищать меньше очков, чем Надалю. В то же время, Надаль, наверняка, сыграет больше турниров, примет участие в октябрьском азиатском сезоне, а Федерер может пропустить Шанхай и взять перерыв, чтобы подготовиться к европейскому сезону в залах.

В любом случае, итог таков – Федереру надо сделать что-то необычное, чтобы вернуть себе первую строчку. После того, как он выиграл Australian Open, он был в таком положении, что мог набрать эти 286 недель, просто дойдя до нескольких полуфиналов.

Он мог сделать это, выиграв еще два матча в Индиан-Уэллсе и Майами (в обоих проигранных у него были матчболы) или обыграв Надаля в финале турнира в Мадриде, или обыграв Содерлинга в четвертьфинале «Ролан Гаррос».

Но неделю за неделей он проваливался. И в последний момент возможность ускользнула.

И на данный момент Федерер и первая строчка находятся в положении «близок локоть, да не укусишь». Ему нужна всего неделя или две на вершине, но возвращение туда может занять намного больше времени».

В этой связи Том Перротта (Tennis.com) вообще выражает сомнения в том, что этот рекорд Сампраса все же будет побит: «Представьте, что Федерер со временем уйдет из тенниса, так и остановившись в одной неделе от рекорда. Сомневаюсь, что такое случится, но это возможно. Вот это будет неудача».

Другие вопросы, которые, по мнению Перротты, поставил «Ролан Гаррос».

1. О влиянии скорости покрытия на результат.

«Быстрые корты дают преимущество мощным игрокам – факт. Мы слышим это постоянно, независимо от покрытия. На прошлом «Ролан Гаррос» считалось, что быстрое покрытие помогло Робину Содерлингу победить Надаля благодаря мощной подаче и агрессивным ударам с отскока. Но не все так просто. В этом году Содерлинг обыграл Федерера в ужасно медленных (и вообще отвратительных) условиях. Матч прерывался из-за дождя, и грунт был похож на грязь. После матча мы услышали, что медленный корт благоприятствовал Содерлингу, у которого было больше времени, чтобы доставать удары Федерера, выполнять свой длинный замах и бить достаточно мощно для победы над первой ракеткой мира. Мой вывод: условия не имеют значения, если у человека пошла игра, берегитесь».

2. Перспективы Энен на «Уимблдоне».

«При возвращении Жюстин Энен объявила, что главной причиной стал «Уимблдон». И она не шутила. На «Ролан Гаррос» казалось, что ей не слишком интересно играть в грунтовый теннис. Она не стремилась к долгим розыгрышам, она стремилась заканчивать их активно. Она работала над подачей. Она старалась агрессивно играть с форхенда. Это хорошие новости. Плохая новость – она проиграла. Пока что ее превращение в атакующего игрока проходит непросто. Ее тренер Карлос Родригес предупреждал, что возвращение может занять больше времени, чем многие ожидали. Вопрос только в том, сможет ли она настроить свои удары до «Уимблдона», или настоящий поход за титулом начнется в следующем сезоне?»

3. Девушки в возрасте

«Похоже, юность меньше ценится в современном женском теннисе. Четыре полуфиналистки «Ролан Гаррос» – Фарнческа Скьявоне (которой скоро исполнится 30), Елена Дементьева (28), Саманта Стосур (26) и Елена Янкович (25). Для сравнения у мужчин было два 24-летних (Рафаэль Надаль и Томаш Бердых), один 25-летний (Робин Содерлинг) и 29-летний (Юрген Мельцер). До этого момента опыт и сила считались преимуществом в мужском туре. Возможно, тенденция изменилась».