6 мин.

Они были лучшими. Выпуск третий. Марсело Риос.

Марсело Риос (Чили).

Количество побед – поражений: 391 – 192

Высший рейтинг: 1 (6 недель)

Всего финалов на турнирах БШ: 1

Лучший матч: финал Ки Бискейна 1998 года (победа над Андре Агасси со счетом 7-5 6-3 6-4)

 

Marcelo Rios

Среди бесчисленного множества игроков, которые не смогли по разным причинам реализовать себя полностью в большом спорте, всегда есть те, которых жалко особенно. Жалко, что Майк Тайсон попал под крыло к Дону Кингу, а Александр Поветкин – к Владимиру Хрюнову. Жалко Шакила О’Нила, у которого было слишком много дел помимо баскетбола. Жалко Айртона Сенну, слишком рано ушедшего из жизни.

В теннисе, за счет, наверное, того, что это – личный вид спорта, а не командный, примеров людей, не сумевших оказаться там, где они должны были бы быть, не так много. Первым на ум приходит имя Марата Сафина, наверное потому, что он закончил свою карьеру совсем недавно. Я думаю, что все российские любители тенниса, заставшие игру Марата периода 2004-2005 годов, помнят самый известный теннисный анекдот того времени. Так вот, если Сафин иногда становился теннисным Богом, если хотел играть, то Марсело Риос был этим самым Богом, вне зависимости от того, насколько сильно он хотел играть или насколько сильно его мучили травмы.

Травмы Риоса – это то, почему величайшим теннисистом 90-х является Пит Сампрас. Травмы Риоса – это величайшая трагедия тенниса, вне зависимости от того, нравится ли вам этот игрок или нет. В свои лучшие годы Марсело показывал настолько фантастическую игру, что удостаивался примерно следующих комментариев: «Он мог заставить вас чувствовать себя так, словно вы впервые в жизни вышли на теннисный корт. Поэтому я ненавидел играть с ним. Вполне можно было проиграть ему со счетом 1-6 1-6, и при этом было не за что было толком упрекнуть себя».

Эти слова, сказанные Томас Йоханссоном, были впоследствии в различных интерпретациях повторены Агасси, Сампрасом, Курье, Костой и другими. Что же делало игру Риоса настолько эффективной и, при этом, невероятно эффектной (Риос, наверное, лидер среди теннисистов по количество хай-лайтов на Ютьюбе). Во-первых, чувство мяча, которым обладал Риос, не обладал, наверное, ни один теннисист ни до, ни после него. Еще в СДЮШОРах учат, что укорачивать стоя за задней линии нельзя ни при каких обстоятельствах. Марсело делал это на протяжении всей своей карьеры, причем делал это так, что до его укороченных не могли добежать ни Коста на грунте, ни Агасси на харде. Риос, кстати, одним из первых стал играть бэкхендом в прыжке (один из сложнейших ударов в теннисе).

Во-вторых, Риос никогда не позволял сопернику контролировать матч. Благодаря своему видению площадки и умению разорвать темп он мог вытянуть даже самый безнадежный розыгрыш, что заставляло его соперников зачастую выглядеть так, как выглядел Гастон Гаудио в полуфинале Итого Турнира 2005 года в матче против Федерера.

В-третьих, Риос всегда делал на корте шоу. Иногда создавалось впечатление, что результат матча ему не очень-то и важен. Гораздо интереснее ему самому было попробовать в безнадежной ситуации «засадить» мяч в девять или неожиданно укоротить. Чилиец всегда выходил на корт в первую очередь для того, чтобы получить от игры удовольствие. Победа в матче очень часто отходила на второй план, однако ему вполне хватало природного таланта для того, чтобы одерживать убедительнейшие победы над своими оппонентами.

К примеру, Риос завоевал свой первый Мастерс в 1997 году, в возрасте 22 лет. Тот турнир запомнился блистательным прорывом чилийца в мировую элиту, ведь на пути к трофею ему пришлось сломить сопротивление Косты, Мойи и Корретхи (3 чемпионов РГ, между прочим). Благодаря этому успеху, а так же четвертьфиналам в Австралии и Америке, Марсело завершил год в десятке, став первым чилийцем, которому это удалось.

1998-й год стал самым успешным годом Риоса и, к сожалению, фактически последним годом в его профессиональной карьере. Конечно, он играл еще до 2004, но те выступления уже вряд ли можно назвать игрой на профессиональном уровне. Однако в 98-м мало кто мог подумать, что карьера блистательного Риоса так скоро подойдет к концу. В начале года Марсело выиграл первый в сезоне турнир (в Окленде, Новая Зеландия), затем дошел до финала в Австралии, где проиграл «допинговому» Корде (через полгода чеха дисквалифицировали за применение запрещенных препаратов). Далее последовал полуфинал в Мемфисе и две подряд победы на турнирах серии Мастерс – в Индиан-Уэлсе и Майами. В течение этих двух турниров Риос обыграл Корду, Руседски, Хенмана, Агасси, Иванишевича, Хааса… Последовавшее за этим поражение на Мастерсе в Гамбурге от Ферейры можно списать на усталость, потому что уже на следующем турнире – Мастерсе в Риме, Риос одержал уверенную победу, не отдав соперникам ни одного сета, последовательно победив Хенмана, Мустера, Крайчека и Куэртена. Следующая неделя принесла чилийцу очередную победу – на этот раз он первенствовал в Австрии.

РГ сложился для Риоса не совсем удачно – поражение в ¼ финала от Мойи вряд ли можно занести в актив, хотя, скорее всего, тут виной неудачная жребьевка, из-за которой Марсело пришлось играть подряд с Ферейрой, Костой и Мойей (30, 13 и 12 ракетки соответственно).

В марте 1998-го Риос, после победы над Агасси в Майами, официально возглавил мировой рейтинг. Он уже тогда вписал свое имя в историю, став первым латиноамериканцем, которому удалось занять первую строчку в рейтинге 52 недель. Тысячи чилийцев вышли на улицы, чтобы отпраздновать успех своего соотечественника. Это был по настоящему общенациональный праздник. Риос возглавлял рейтинг на протяжении 6 недель (с перерывами), завершив год на второй строчке, позади Сампраса. Все входили в 99-й с надеждой на острую конкуренцию между двумя Великими теннисистами…

Однако этим надеждам было не суждено сбыться. В 99-м Риос начал серьезно страдать от травм – его стали подводить колени и спина. Несмотря на это, он завершил год на 9м месте, благодаря победам на Мастерсе в Гамбурге, финале в Монте-Карло, и еще нескольким успехам на турнирах более низких серий.

В 2000 Риос перенес первую операцию, пропустив очень много времени, необходимого для восстановления. Он выиграл турнир в Умаге, победив Пуэрту, но уже было отчетливо видно, что играть Риосу осталось недолго – травмы колен и спины сильно уменьшили его скорость и мобильность.

Последующие 3 года Риос в основном лечился, редко выступая на профессиональном уровне. Он выиграл еще несколько не очень крупных турниров, однако в мае 2003 сыграл свой последний матч в туре.

Конечно, его карьера могла сложиться иначе. Риоса особенно жалко потому, что не он сам загубил свой талант – от травм никто не застрахован. Однако то наследие, которое он оставил после себя вдохновляет не меньше, чем успехи Сампраса. Взгляните на финал против Агасси, а если времени не очень много, посмотрите нарезки на Ютьюбе – оно того стоит, поверьте.