5 мин.

Сверхновая

Петра в компании девушек своего поколения стоит немного особняком. Все они дали о себе знать в 2009 году. У Вики Азаренко была победа в Майами, где в финале она обыграла Серену Уильямс. Сабин Лисицки выиграла Чарльстон и дошла до четвертьфинала на «Уимблдоне». Каролин Возняцки вышла в первый финал мэйджора на US Open. Петра тоже вроде бы отметилась – на том же US Open обыграла первую ракетку мира, но ею была Динара Сафина с уже подрезанными крыльями, да и вышла Петра после этой победы только в 4 круг. А после этого больше ничего особенного и не было, даже четвертьфиналов как у Азаренко, хотя у нее и не было таких травм как у Лисицки. Просто, видимо, была еще не готова.

До этого сезона Квитова не смотрелась в своей компании как локомотив, скорее как прицепной вагончик, даже несмотря на полуфинал «Уимблдона» прошлого года. В общем контексте ее выступлений тот полуфинал смотрелся скорее случайностью. Он стал реальностью благодаря победам над своими же, Азаренко и Возняцки, а также Канепи, которая на тот момент была 80-й ракеткой мира, а вообще девушкой известной своим непостоянством. А после «Уимблдона» Петра на пяти подряд турнирах проиграла в первых же кругах. Ну то есть было понятно, что девушка она очень талантливая, но было непонятно, когда она доведет свою игру до ума и доведет ли – может так и останется в туре залетной птицей, одной из тех, кто остается вечно подающими надежды.

И только этот сезон дал основания надеяться, что Петра не случайный персонаж, а возможно даже новая королева тура. В начале сезона она поразила своей стабильностью, что раньше ей не было свойственно совсем. Затем она поразила в самое сердце своей победой над Ким Клийстерс в Париже. Затем она показала, что может провалить четыре турнира подряд, но пятый все-таки взять навылет, обыграв трех теннисисток первой десятки. Еще она показала, что можно проиграть финал турнира ITF в Праге Магдалене Рыбариковой, но вскорости выиграть финал «Уимблдона» у Марии Шараповой.

Ну а рассказ об этом матче, пожалуй, стоит начать все-таки с того, что Маша сыграла далеко не самый свой лучший матч.

Во-первых, двойные. Да, их было не очень много, всего 6, Маша и с большим количеством много матчей выигрывала, но ведь важно не только количество, но и качество, то есть когда эти двойные были допущены. Иной раз и одной за матч бывает достаточно, если она случается на матчболе у соперника, как это было у Федерера в матче с Тсонгой в четвертьфинале канадского «Мастерса» в 2009 году. А у Маши они были очень не вовремя. Хотя бы потому, что большинство из них были в первом сете. Что называется, выдала себя с головой. В первом же гейме матча она сделала брейк, но в следующем не смогла удержать свою подачу, а еще одной двойной позволила Квитовой уйти в отрыв 4:2. Понятно, что брейк можно отыграть, но Маша этими двойными показала, у кого из двух в этом финале есть слабость, а финал Уимблдона это место для людей, у которых не должно быть слабостей.

Во-вторых, игра под сильную руку. Маша вроде тренировалась с левшой перед матчем, но почему-то с настойчивостью, достойной лучшего применения, играла Петре под форхенд. Иногда Квитова ошибалась, куда ж ей деваться, но как план это очевидно не работало. Конечно, у Маши не было такого плана, это было бы глупо, но у нее не было и зеркального плана, играть под бэкхенд, а если он и был, то реализован был очень невнятно. Тогда чего удивляться, что Мария подавая первой подачей с процентом 76% (миф о непобедимости Шараповой, подающей выше 65%, развенчан), выиграла с нее меньше 60%. Чего удивляться, что со второй она выиграла всего 4 очка за матч из 15. Потому что не надо подавать под сильную руку. В матче было достаточно брейков, но все же именно Шарапова каждый раз давала начало этой дурной последовательности в очередной раз проигрывая свою подачу, а потом бросаясь в погоню на приеме. Чего удивляться, что у Петры больше виннерсов – ну конечно их будет больше, если Маша в самых трудных ситуациях, а сегодня была она, ищет спасения у кросса с бэкхенда, который нормальным людям приходит под бэкхенд, а Петре наоборот. Только во втором сете Маша перестала так часто принимать вторую подачу во второй квадрат кроссом с бэкхенда и больше сосредоточилась на подачах по центру, может быть поэтому и завязалась борьба, и Петра даже начала делать двойные.

Но дело, конечно, далеко не только в Маше и ее игре. Сегодня, очевидно, не она была центром вселенной. Даже если бы Мария сыграла лучше, далеко не факт, что она вышла бы победительницей, она только получила бы возможность бороться на равных, а сегодня не было равной борьбы. Дело ведь не в том, что девушка молодого поколения воспользовалась дряхлостью предыдущей чемпионской модели, а в том, что Петра просто очень сильна. Она не только в этом матче была восхитительна, она вообще восхитительна. Про ее игру, наверное, не надо ничего говорить, она на этом турнире и в частности в этом матче сама за себя сказала – Мария не успевала пробивать навылет, потому что Петра делала это раньше. Но психологическую устойчивость нельзя не отметить. Как отподавала в первом финале ТБШ! Как будто и правда играла в 4 круге. Она абсолютно не выглядела в этом финале стесняющимся новичком. Немного понервничала, но полная достоинства и уверенности в себе ни на минуту не дала усомниться, что она имеет право находиться в этом финале ничуть не меньше Шараповой.

В свое время Мария стала флагманом своего поколения, она первой выиграла мэйджор, в 17 лет, опередив на пару месяцев 19-летнюю Светлану Кузнецову. И выиграла его именно на «Уимблдоне», у признанной королевы тенниса Серены Уильямс. А Петра сегодня стала флагманом своего поколения, выиграв на «Уимблдоне» у другой королевы. Так что сегодня на наших глазах, по сути, состоялась передача эстафетной палочки.