7 мин.

Нагрузки на спортсменов

-+Проблема психической нагрузки и ее допустимости для спортсменов во время тренировок и соревнований принадлежит к самым важным разделам психологической работы в области большого спорта. Эта проблема имеет также большое значение и для повышения достижений школьников и студентов на уроках физической культуры и в спортивных группах. Мы убеждены в том, что познание закономерностей психических нагрузок, получаемых каждым индивидуумом в процессе выплнения физических упражнений в условиях тренировки и спортивных соревнований, представляет большое значение для привлечения молодежи к активным спортивным занятиям. В этом большой спорт, при всех его особенностях, может явиться примерной моделью или образцом.

В спорте под нагрузкой понимается, как правило, физическое и нервное напряжение, связанное с выполнением двигательных действий определнной мощности, частоты, длительности и плотности (интенсивности). Нагрузка - всегда результат взаимодействия между объективными нагрузочными требованиями, связанными с выполнением физ упражнений, и внутренними условиями, которые побуждают спортсмена к определенной ответной реакции на действующие раздражения (Матвеев, 1962; Харре и др.1964). Но, как известно, одинаковое внешне раздражение не у каждого спортсмена вызывает один и тот же нагрузочный эффект. Научным работникам в области спорта, и в частности психологам спорта, следует обратить особое внимание на определение степени индивидуальной нагрузки, фактического воздействия объема тренировочной и соревновательной работы на организм каждого отдельного спортсмена, иначе в современных условиях невозможно достичь высокго спортивного результата.

В психологии широко употребляется понятие "психичсекая" нагрузка. Однако нет пока единого научного мнения о том, что такое нагрузка, и поэтому в методике тренировки она понимается и употребляется поразному.  В наших исследованиях, говоря о псих нагрузке, мы учитываем в первую очередь психические механизмы регуляции поведения спортсмена в связи с экстремальными требованиями, возникающими в процессе тренировок и соревнований.

Большой интерес представляет вопрос о соотношении нагрузки и утомления. Нельзя отождествлять проблему нагрузки с проблемой физ утомления; такой подход приводит к пренебрежению социально-психологическими условиями спортивной тренировки и соревнований, к чрезмерному акценту внимания на биологических показателях. Часто снижение результатов, обусловленное утомлением, объясняют исчерпанием энергетических ресурсов организма спортсмена в результате длительной или мощной физической работы. Однако в соревновательных условиях падение спортивного результата объяснить одними только физиологическими механизмами нельзя. Интенсивность психических переживаний, эмоцианальная насыщенность спортивных действий, чрезмерное напряжение при этом моральных сил- все эти элементы псих нагрузки учавствуют в процессе утомления, наверное, в такой же мере, как и биологические факторы. Мало того, биологическе функции во время соревнований протекают (как это показывают результаты современной нейропсихологии) под сильным воздействием именно псих факторов. Поэтому в работах в области большого спорта подход к вопросам определения и регуляции нагрузок только путем изучения физического утомления малопригоден.

Тренировка квалифицированного спортсмена прежде всего направлена на повышение способности адаптации его психофизической системы к постоянно увеличивающимся нагрузкам, другими словами, на постепенное улучшение спобности орагнизма к саморегуляции. Однако способность к саморегуляции в условиях постоянно возрастающих нагрузок не может быть безграничной. Точное знание общих и индивидуальных пределов допустимого объема психофизических нагрузок является своего рода предпосылкой для правильного их распределения. Это очень важный вопрос, анализ которого поможет тренеру, с одной стороны, избегать чрезмерных нагрузок, а с другой - вносить поправки в тренировочный процесс в случае, если предлагаемый объем работы не будет способствовать достаточному развитию способности организма спортсмена к адаптации. Нам нужен доступ к анализу самого процесса нагрузки. Мы должны знать, почему один спортсмен успешно справляется с сильным тренировочным раздражением, а у другого при тех же условиях нарушается структура выполняемого действия. В этом случае помогают исследования стрессовых состояний (Селье и др.), а так же псих исследования работоспособности людей, занятых работой на транспорте, в авиации, научные работы в области психологии труда (Мирке. Штраус, Хаккер и др.).

Психическую нагрузку следует понимать в первую очередь не как псих состояние, а как процесс, условно состоящий из трех фаз.

Для первой фазы этого процесса характерно первоначальное овладение спортивными действиями с присутствующими ему ошибочными реакциями и неправильным поведением спортсмена; в следующей фазе происходит формирование и становление элементарных движений и поведения, необходимых для правильного выполнения требуемого спортивного действия; и только лишь затем наступает третья фаза - формирование адаптации организма к высоким физическим и психическим нагрузкам. Только при таком построении тренировачного процесса спортсмен извлечет подлинную пользу из содержания тренировки. Если последняя фаза не наступает, значит предшествующая нагрузка была чрезмерной и привела к распаду действия (Селье, 1953; Мирке, 1955).

Следует различать понятия "психическая нагрузка" и "психическая выносливост".

Под психической нагрузкой мы понимаем процесс работы, предъявляющий спортсмену такие требования, при которых последний способен регулировать психофизическое равновесие своего организма лишь на более высоком уровне или с помощью подключения запасных функциональных систем.

Под психической выносливостью спортсмена мы понимаем способность ею психофизической системы успешно справляться с высокими нагрузками во время тренировок и соревнований, способность поддерживать необходимое равновесие в этой системе и сохранять при этом стабильность спортивных результатов.

В этом отношении особенно интересуют 2 проблемы. Если спортсмен способен к высокой психической выносливости, он в состоянии либо воспринимать и перерабатыватьрастущие требования тренировки или соревнования без снижения спортивного результата, либо вовсе не воспринимать как нагрузку поступающие из внешней среды раздражители.

Понимаемая таким образом психическая выносливость выступает как осоое комплексное, структурное качество личности, которое нельзя рассматривать наравне с другими качествами, например с чертами характера, с чертами темперамента или волевыми качествами. Психическая выносливость "проявляется в восприятии и переработке нагрузочных раздражений и в ответах на них, осуществляемых посредством процессов управления и регуляции" (Матезиус, 1969).

Псих выносливость обеспечивается степенью подготовленности спортсмена, функциональной способностью его психофизической системыи ее подсистем, их взаимодействием и способностью компенсации, их структурно-динамическими связями, а также уровнем развития отдельных психофизических качеств спортсмена.

Психическая выносливость формируется и развивается в результате деятельности спортсмена в объективных условиях повышенных требований, возникающих в процессе тренировки и соревнований в выбранном виде спорта. При этом на основе общих психических предпосылок формируются и специфические виды псих выносливости гимнаста, бегуна на длинные дистанции, конькобежца и др. Как правило, эти специальные виды псих выносливости отличаются относительно малой пластичностью.

При этом возникают новые проблемы, которые подвергаются дискуссии и решение которых направлено на обеспечение высокого уровня псих выносливости спортсменов во время тренировки и соревнований. Среди этих проблем можно отметить следующие:

1.Возможность фронтального и непосредственного изучения псих выносливостив структуре качеств личности. Мы пришли к выводу, что для этого пока еще не имеется достаточных данных. Должна быть более детально разработанамарксистко-ленинска теория личности, чтобы можно было представить закономерные отношения между социальными и биологическими факторами, обеспечивающими высокий уровень спортивных достижений в необходимой диалектической связи. Существующие теоретические основы диагностики психических функций и качеств уже не могут удовлетворить психологов. Они должны быть согласованы с теорией личности, однако целеустремленная разработка параметров, приходных для диагностики психических качеств, продвигается медленно. Ни ученых, ни спортсменов не может удовлетворить наблюдающаяся разница в результатах испытаний, проведенных в лабораторных и естественных условиях.

2. Изучение отдельных сторон личности, ее детальных функций и качеств уже не может удовлетворить возросших требований, стоящих перед исследователями в области психологии спорта.  В этой работе большее внимание стоит уделить личностным факторам: межличностные отношения и мотивы как стимулирующие компоненты сспортивной деятельности, черты и их значение в саморегуляции и управлении поведением спортсмена, способности как важный фактор спортивных достижений и др. Существующая методика исследования отдельных функций все больше выявляет присущие ей теоретические и методологические недостатки.

3. Предпосылкой для изучения особенностей психических нагрузок должно служить значение их внутренних (психических) симптомов. Путем широкого опроса спортсменов и тренеров Европы психологи собрали достаточно точные сведения об особенностях сознания спортсменами нагрузок в отдельных видах спорта. На основе этих данных была разработана методика их изучения. Первые же результаты оправдали их усилия.

4. Предварительно были разработаны профили псих нагрузок для отдельных видов спорта, причем были определены качества, характерные для высококвалифицированного (идеального) спортсмена данного вида спорта. Сопостовляя идеальные профили с профилями их испытуемых, они получили данные об инивидуальных сторонах псих выносливости того или иного спортсмена. Анализ полученных данных позволил дать конкретные указания для создания соответствующих объективных условий применения нагрузок в тренировке.

5. На нынешнем уровне методики диагностических исследований испытания в лабораторных условиях могут служить лишь для контроля и дополнения результатов исследований в естественных условиях. В настоящее время необходимо сосредоточить усилия на разработке специфических методов спортивной тренировки, методов организации тренировк и отдельных тренировочных средств в конкретных видах спорта, которые одновременно являлись бы и методами для псих исследований. Психолог спорта может это сделать лишь в сотрудничестве с тренером.

Следует обратить внимание на одно важное преимущество психологических исследований в естественных условиях. Результаты экспериментов в процессе настоящих тренировок (испытаний в естественных условиях) более реальны и близки к действительности, т.к. здесь спортсмен в большей мере проявляет себя как целостная личность в специфических для избранного вида спорта условиях достижения высокого результата. Здесь возрастают требования к индивидуальным качествам спортсмена даже в том случае, если они не составляют сами по себе объекта специального исследования. Благодаря этому результаты исследования получают более разностороннее выражение.

В заключение необходимо подчеркнуть важность теоретической разработки проблем в области психологии спорта. Отмеченные выше исследования могут дать только частичный ответ на основные вопросы нашей работы. Они не заменят собой теоретических и методологических работ. Следует откровенно признаться: если под напором срочных требований спортивной практики мы будем выполнять лишь прикладные исследования, но не ускорим развитие теоретической мысли, мы рискуем уступить свои позиции в мировом спорте нашим соперникам.

Во избежание этого нам надо соблюдать правильные пропорции между теоретическо-методологической и научно-практической работой. Конечно, психологи спорта должны решать и практические задачи