6 мин.

Заметки на полях: Максим Канунников

В прежних текстах я уже упоминал о своем особом отношении к нападающему Максиму Канунникову, обещая как-нибудь рассказать об этом подробнее. Время, пожалуй, пришло. Максим проводит один из лучших отрезков в своей пока неоднозначно складывающейся карьере. Гол и передача в игре с «Локо», забитый мяч в еврокубке. Твердое место в составе не последнего клуба. Впрочем, где бы и как бы Максим не играл, для меня он всегда останется футболистом, заслуживающим самого пристального внимания.

А дело вот в чем. Работая обозревателем районной газеты в Воронежской области, я как-то разговорился с директором местного краеведческого музея. Речь шла о симпатии к Питеру, и помимо прочего был упомянут «Зенит».

- А знаешь ли ты, болельщик «Зенита», что в команде играет парень с репьевскими корнями? – спросила она меня.

Я сначала подумал, что речь о ком-то из дублеров. Ведь в хорошо знакомых биографиях игроков основы трудно было бы не заметить такого факта. И был в легком шоке, узнав, что это никто иной как Максим Канунников. Еще бы, молодая надежда любимого клуба – почти твой земляк. Шок сменился приятным возбуждением от профессиональной удачи. Итогом того разговора стал материал, опубликованный в «районке» зимой 2012 года. Приведу его здесь, пожалуй, в том виде, в каком он был написан тогда. С фотографиями, которыми со мной любезно поделились репьевские родственники Максима.   

Репьёвские корни футбольной надежды

Каждый край, каждый населённый пункт гордится известными людьми, родившимися и выросшими на его земле. Они, в чьих биографиях в качестве места рождения значатся названия далёких сёл и маленьких городков – слава и гордость для земляков. Репьёвский район тоже является родиной многих людей «с именем». Отсюда вышло немало известных учёных, талантливых писателей и поэтов, одарённых музыкантов. А вот со звёздами спорта дела обстоят не так хорошо. Было дело – репьёвцы добивались заметных успехов на стадионах и спортивных площадках. И всё же по-настоящему успешных спортсменов, чьи имена стали бы известны всей стране, на репьёвской земле пока не появлялось.

Впрочем, недавно нам стало известно, что в биографии одного из самых перспективных молодых российских футболистов есть интересные «репьёвские страницы». Речь о нападающем футбольного клуба «Зенит» и молодёжной сборной России Максиме Канунникове. Возможно, имя Максима пока не очень хорошо известно широкой публике. Его, как Андрея Аршавина, ещё не узнаёт любая домохозяйка, и он не является кумиром огромной массы девчонок, краем уха что-то слышавших о футболе, каким несколько лет назад был Дмитрий Сычёв. Но всем тем, кто внимательно следит за миром футбола, эта фамилия, конечно, известна.  

Максим родился и начал заниматься футболом в Нижнем Тагиле. Для него, как и для его родителей, этот уральский город был родным. А вот бабушка Максима, Людмила Ивановна, появилась на свет вдали от Урала, в Репьёвском районе. В Нижний Тагил она перебралась вслед за своими сёстрами, да так вчетвером они и остались жить в этом промышленном центре. Но связи с малой родиной не теряли. Ведь здесь оставались родители и другие родственники. Братья Людмилы Ивановны, Николай Иванович и Сергей Иванович Лысенко и сегодня живут здесь, их имена хорошо известны репьёвцам.

Максим родился в 1991 году, а в конце 90-х бабушка привезла мальчика в Репьёвский район – провести каникулы в деревне и заодно приобщиться к корням. Тогда ещё была жива мать Людмилы Ивановны – Пелагея Петровна Лысенко, прабабушка Максима. Пожилая женщина, вспомнив, что ребёнок ещё не крещён, настояла на том, чтобы окрестить Максима в местном Петропавловском храме. 

Другие родственники прислушались к её мнению, и вскоре это священнодействие было проведено. Об этом интересном факте нам рассказала директор краеведческого музея Людмила Владимировна Лысенко, жена Николая Ивановича, которому Максим приходится внучатым племянником. Для неё тот день достаточно памятен, поскольку крёстным отцом будущего футболиста стал её сын Александр.   

Постигать азы футбола Максим Канунников начал в команде под названием «Уралец», выступая в рядах которого на одном из юношеских турниров обратил на себя внимание скаутов более серьёзных клубов, ищущих таланты по всей стране. На руках у родителей Максима оказалось два предложения – мальчик мог продолжить футбольное образование в Москве и в Петербурге. Отказываться было нельзя – такой шанс выпадает не каждому. Предстояло лишь выбрать между двумя городами. Склонились к Питеру, поскольку к тому времени в северной столице учился старший брат Максима. Так Канунников оказался в знаменитой футбольной школе «Смена» - той самой, в стенах которой в своё время занимались нынешние игроки сборной страны Аршавин, Кержаков, Денисов, Быстров, Малафеев. Со временем одарённый юноша сумел пробиться сначала в дублирующий, а затем в основной состав питерского «Зенита». А ведь преодолеть границу между дублем и основой в этой команде, состоящей сплошь из звёзд отечественного и европейского масштаба сегодня ой как непросто.

Более-менее регулярно появляться в основе питерского клуба Максим стал летом 2010 года, вскоре дебютировал в еврокубках и в молодёжной сборной страны. А в декабре того же года репьёвская часть большой семьи отправилась в гости к родственникам в Нижний Тагил. Визит удачно совпал с отпуском Максима, который в этот момент оказался в родном городе.

- Максим с удовольствием рассказывал нам о товарищах по команде, поездках за границу. Он хороший парень, очень простой, доступный, - рассказывает о своём родственнике Людмила Лысенко.

Большое впечатление на всех произвела комната Максима, вся увешанная разными наградами, самые ценные из которых – золотые чемпионские медали за победу в сезоне-2010 и награды той же пробы, годом ранее завоёванные в чемпионате дублирующих составов.

В декабре 2010 года Максим ещё не знал, что следующий сезон ему предстоит начать не в «Зените», а в футбольном клубе «Томь». Молодой форвард был отдан в аренду сибирской команде с целью получить больше игровой практики и набраться опыта. Сезон вышел для томского клуба неудачным, на протяжении большей его части команда сражалась за выживание и зимний перерыв в чемпионате встретила на последнем месте. Тем не менее, на счету Максима в этом году несколько запоминающихся матчей и важных голов. Особенно памятной стала игра первого круга против родного «Зенита», в которой Канунникову в виде исключения из правил разрешили выйти на поле. Максим провёл яркий матч и сумел отдать голевую передачу, а питерский клуб потерпел сенсационное поражение.

У Томска перед Питером было одно важное преимущество. Этот город географически ближе к его родному Тагилу, и у Максима получалось чаще бывать дома. И всё же Канунников мечтает вернуться в состав «Зенита», чтобы вновь бороться за самые высокие места и самые престижные награды. В январе этого года после небольшого перерыва парень вновь примерил футболку клуба с берегов Невы и отправился с питерской командой на предсезонный сбор. 

***

Что было потом – всем прекрасно известно. В качестве послесловия скажу лишь о том, что, безусловно, мечтаю о возвращении Максима Канунникова в «Зенит», как и о том, что когда-нибудь он решит навестить родину своей бабушки, и автору этого поста удастся встретиться с ним лично.