Самый предательский пост – Талейран
Думаю, что каждый из нас не однажды мог заметить с какой легкостью бросаются громкими обвинениями люди, ещё вчера бывшие хорошими знакомыми, коллегами или друзьями, а сегодня глядишь – они уже непримиримые враги...Там прозвучит и вероломство, и лицемерие, и ложь, и, наконец, оно – предательство! А что собственно называют предательством? И как понять – это самое предательство во благо или во вред, если речь идет о делах государственных, а не о переходе игрока из одного клуба в другой или конфликте между юзерами в Интернете:"Ты меня молча из френдов убрал?!"
Если вы не знакомы с деяниями Шарля Мориса де Талейрана - вы ничего не знаете о предательстве...
Его называли не просто лжецом, но “отцом лжи”. И, действительно, никто и никогда не обнаруживал такого искусства в сознательном извращении истины, такого уменья при этом сохранять величаво небрежный, незаинтересованный вид, безмятежное спокойствие, свойственное лишь самой непорочной, голубиной чистоте души. Но! Даже те наблюдатели и критики его действий, которые считали его ходячей коллекцией всех пороков, почти никогда не называли его лицемером.
Наполеон как-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу вы не догадаетесь об этом"...
Кем же он был? А был одним из наиболее ярких европейских дипломатов и государственных деятелей целой эпохи в истории Франции.
Профессор Наталья Басовская замечательно об этом сказала:«Как мне кажется из наблюдений историка, в революцию гораздо легче войти, чем выйти из неё. И выход Франции из Французской Революции был мучительным, долгим, многоэтапным, и на каждом этапе был этот человек – Шарль Морис Талейран.
Прожил долгих 84 года. В восемьдесят лет был ещё на службе. Сам говорил, что принёс 14 различных присяг разным правительствам и разным людям. Его называют «слуга всех господ» и всех этих господ по очереди он предавал.»
Выглядело это примерно так...
Талейран — посол в Лондоне. Портрет 1834 г./ «Человек о шести головах». Карикатура 1830 г. /
Но! Одновременно аристократ и острослов, умный, не лишённый тонкости. Его высказывания очень быстро становились известными всему Парижу, а потом так и остались крылатыми выражениями.
(Я подумал и решил, что музыка Россини лучше всего подойдет для сопровождения нашего небольшого рассказа – она такая же прихотливая, вся в украшениях и финтифлюшках, современники же, как-никак... Но, выбрал для вас органную версию – она малоизвестна, зато интересно звучит – там места есть ну очень ехидные...Россини был не прочь и пошутить...)
Rossini - The Barber of Seville Overture - John Hong - Organ
Напомню самые известные:
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
В политике то, во что люди верят, важнее того, что является правдой.
Предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть.
Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.
Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
Политика — это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.
Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход — это лесть.
Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.
Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.
( Вот про кофе очень понравилось — не попадалось прежде )
Оставил след и в русской истории. Ибо Александр I, император-победитель в войне с Наполеоном, имел разнообразные, многогранные отношения с этим Талейраном.»
Естественно, что Александра тоже предал — просто дьявол во плоти!
Вот интересно было узнать о его детстве...
Родился 2 февраля 1754 года в Париже. Имя Шарль Морис де Талейран Перигор. Знатное происхождение. Родители служили при дворе французского короля Людовика XV. Это эпоха, предшествующая созреванию французской революции. При дворе Людовика XV, который на закате был очень развратным, очень каким-то опустившимся и там властвовала умами и настроениями знаменитая мадам Помпадур, получившая титул графини Дю Бари. Двор ненавидел её, она ненавидела двор.
И при этом дворе отец Талейрана был воспитателем дофина, а мать — придворной дамой. Относились они к своим придворным обязанностям очень строго. Отдавались этой службе... Ребёнок был на десятом месте.
«Моё воспитание было в какой-то степени предоставлено случаю. Слишком большие заботы показались бы педантизмом, немодно было в этих кругах высшей аристократии суетиться вокруг младенцев. Слишком большая нежность казалось бы чем-то новым и потому забавным. Нельзя быть смешными, если ты придворный, занимайся двором. Родительские заботы, – пишет Талейран, – ещё не вошли тогда в нравы».
Вот что любопытно: нянька, та самая кормилица, у которой он рос, положив его как-то на комод, не уследила, младенец упал с этого комода и повредил ногу. Никому не было сказано. И развивалась некая травма, которая коснулась и второй ноги. А какие это времена? Это 18 век. Это грубо схваченный штырями, какими-то винтами тяжёлый башмак.
То есть, расти мальчику было нелегко. Если учесть, что такие родители могли помышлять для своего сына исключительно о военной карьере или придворной, а он не годится с этой ногой ни туда, ни туда, ему избирают другое поприще со временем – духовное, то самое, которое ему более чем было чуждо.
Талейран потом напишет:«Мои родители считая, что я не могу сделаться военным без ущерба для своей карьеры... (Для их карьеры!) …решили подготовить меня к другой деятельности. Это казалось им более благоприятным для преуспевания рода. Дело в том, что в знатных семьях любили гораздо больше род, чем отдельных лиц».
(Мдаа...Выходит такое трудное детство даже у знатного аристократа. Можно сказать ущербное, тем более, что остался наш герой на всю жизнь хромым...)
К счастью, у него есть крёстный отец. Дядюшка по отцу, видный церковный деятель Александр Анжелик. И этот человек сыграет очень важную роль в начале чудной, страной карьере Талейрана и, благодаря ему, Шарль Морис станет не кем-нибудь, а епископом, хотя сам он этого никогда не хотел.
Добавлю, что он любил азартные игры, он увлекается этими играми. Любит женщин, у него полно возлюбленных. И все это знают. И тем не менее, дядюшка добивается того, чтобы этот сомнительный священник, этот совершенно негодный священник становится в 34 года епископом...
Следовал ли Талейран своим же советам в своей карьере? Ещё как! И он очень хотел стать не просто богатым, а очень богатым человеком. И стал...
Château de Valençay
Талейран нашёл надёжный источник обогащения – он очень своевременно увидел Бонапарта. Ещё не будучи с ним знакомым, а получая только информацию о революционном генерале Бонапарте, Талейран о нём говорит: «Какой человек, наш Бонапарт! Ему ещё нет 28 лет, а над его головой все виды славы: слава войны, слава мира, слава сдержанности, слава благородства, он имеет всё!»
Называет его гением. Лесть до знакомства и лесть, которая становится нормой после знакомства с Бонапартом. Он льстит Бонапарту, он льстит Жозефине, он угождает Жозефине. Когда положение Жозефины изменится, он будет сватать Бонапарта, оставившего Жозефину, например, за русскую принцессу. Это не состоится, однако он будет этим заниматься.
Но это будет позже, а пока...Наполеону потребовалось место, где он мог бы принимать важных гостей и он подрядил Талейрана найти ему такое место и тот покупает замок Валансье.
Замок совершенно роскошный , как снаружи...
...так и внутри
Гостиная: здесь стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери.
Герб семейства Талейран-Перигор
Château de Valençay — охраняется ЮНЕСКО как Всемирное наследие.
Конечно, все деяния Талейрана осветить здесь невозможно — только его "Мемуары" изданы в четырех томах. Так что расскажу только о казни герцога Энгиенского, которая поразила всю Европу своей жестокостью.
Ну, в истории, как всегда, есть преамбула — на тот момент в Европе началась «странная война льва и кита», по определению Манфреда: «Франция не имела флота, чтобы поразить Англию на море. Британия не имела армии, чтобы одолеть Францию на суше. Один на один они оставались недосягаемы друг для друга. Следовательно, борьба между двумя западными державами с неизбежностью становилась борьбой за континентальных союзников».
Английская дипломатия действовала настойчиво и активно. Уже вырисовывались контуры третьей антифранцузской коалиции. Бонапарт бросил очередной вызов монархической Европе, а так же нуждался в демонстрации силы и по ряду внутриполитических соображений. Оппозиция зрела в святая святых его режима — в армии.
(Воот! Все в мире повторяется, только немного по-другому... Вот скажите мне, был ли вообще за всю историю некто, облеченный большой властью, кто бы не боялся за себя и не искал в своем окружении изменников и заговорщиков?)
Наполеон тоже не избежал подобной болезненной подозрительности и жертвой её стал он:
Луи Антуан Анри де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский — французский принц крови, единственный сын последнего принца Конде.
Его любили. Он был симпатичен. Он жил в Германии, никого не трогал, заговоров не плёл, молодой, красивый офицер тридцати одного года. Его выкрали на территории другой страны, на территории Германии. И практически без суда расстреляли во рву Венсенского замка. Род Конде прервался...
Позиция Талейрана была совершенно определенной и глубоко враждебной герцогу Энгиенскому. С одной стороны, бывший епископ не забывал о своем происхождении, о своих аристократических связях. Он старался не сжигать полностью мосты, ведущие в лагерь свергнутой монархии, если только в пожаре событий они не сгорят сами.
Бонапарт нередко упрекал своего министра за терпимость к монархистам, за призывы к сдержанности, за просьбы о помиловании. Но в отношении герцога Энгиенского милосердия у Талейрана не было. Он жаждал крови молодого Конде. Вот почему?
Если для себя Талейран никогда не исключал возможности примирения с Бурбонами, то Наполеона он неизменно и неутомимо толкал на путь беспощадной конфронтации с королевской семьей — соглашение Бонапарта с Бурбонами неизбежно означало бы не только полное отстранение Талейрана от власти, но, возможно, и гибель. Что угодно, но только не мир между прошлым и будущим французскими режимами! Вот почему он, говоря словами Барраса, хотел создать между Бурбонами и Наполеоном «кровавую реку»
Расстрел герцога Энгиенского
Стендаль писал: «Талейран без устали твердил Наполеону, что спокойным за свою династию он сможет быть только тогда, когда уничтожит Бурбонов». Играя в деле герцога Энгиенского самую активную роль, министр старался, как и всегда в подобного рода случаях, оставаться в тени.
Бонапарт называл Талейрана в истории с юным Конде своим «злым гением». «Кто меня побуждал к наказанию этого человека, этого несчастного герцога Энгиенского? Кто мне раскрыл тайну его местонахождения?», — в гневе восклицал император, обращаясь к своему министру годами позже...
Разумеется, нельзя возлагать всю ответственность за кровавую драму на одного Талейрана Решения в конечном счете принимал Наполеон. Однако именно Талейран сообщил Бонапарту первые сведения о герцоге Энгиенском.
(Вот! Как это знакомо, не правда ли? Все злодейства готовятся кем-то, кто использует слабости великих и успевает вовремя шепнуть на ушко нужные сведения. А потом отходит в сторонку и любуется на дело рук своих... Сейчас бы это назвали "вбросом на вентилятор". Ей-богу в те времена даже предательство обозначалось изысканнее...)
Низвергнутый, погибающий Наполеон Бонапарт, скажет: «Я гибну от предательства. Талейран предал религию, Людовика XVI, Учредительное собрание, Директорию. Почему я его не расстрелял?» И это гениальный Бонапарт будет удивляться.
Да все потому, что приспособляемость этого человека просто феноменальна.
( Какое счастье, что во времена Шарля Мориса не было Интернета. Вот где было развернуться не двуликому, а многоликому Янусу – все условия же есть... Сделай уйму аккаунтов и действуй!)
Говорят, что писать мемуары – это единственная возможность прожить свою жизнь иначе, но "Мемуары" Талейрана имеют некоторое преимущество перед остальными благодая тому, что они, ни при каких обстоятельствах, не должны были появиться при жизни автора и впервые вышли лишь спустя пятьдесят три года после его смерти. Однако, мы можем с несколько большим доверием отнестись к тому, о чем Талейран говорит именно потому, что он очень о многом умолчал...Лучше всего прочесть их, а выводы каждый сделает сам.
«Я останусь в Истории, я останусь в памяти людей». При этом, Талейран не говорил, каким...
P.s. Что-то мне того герцога очень жаль. О чем может думать тот, кого предали и кому суждено погибнуть таким молодым? Паваротти расскажет...
Pavarotti - "Tosca" E lucevan le stelle
Знаю, знаю...И букв много и тема непопулярная, хотя и актуальная по-сей день...
Допустим, о праве народа свергать неугодные правительства. Или о главенстве конституции и закона над диктатом отдельных личностей или классов.
Талейран брал взятки. Всегда. Но, при этом, всегда выполнял свои обещания. Или возвращал деньги обратно.
Говоря об измене Наполеону, обнаруживаешь, что изменил Талейран ему еще даже до всех блестящих побед, сказав, что это победы Наполеона, а не Франции, и что он рано или поздно сломает себе шею. И после реставрации Наполеона решительно отказался вернуться.
Это была настолько выдающаяся и влиятельная личность, что Николай 1 признал новое правительство Франции только после того, как узнал, что там получил пост Талейран.
Талейран выиграл дипломатическую войну, рассорив коалицию и спася Францию от раздела между победителями.
Про кофе цитату слышала, но немного другой вариант.:)
Спасибо, наслаждалась, впрочем, как всегда.:)
Виртуально, надо же? )
Черт подери, чего ты только не знаешь!
Там интересный момент с Директорией...То есть один в один переходное правительство в Украине.
Смотри: "Это достаточно циничное переходное правительство богачей, нажившихся в основном на революции. Но, вернувшись из Американской эмиграции, он твёрдо становится на их сторону"
. Дальше становится министром иностранных дел и таки да! Мадам де Сталь, рассорившись с ним окончательно (гораздо позднее) назовет сумму взяток в миллионах. которые он брал во время этой службы.
Кстати не знал, что он был первым премьер-министром Франции... Потрясающий деятель )