Реальная Лига Чемпионов
После почти 30-ти летнего наблюдения за европейскими турнирами, включая самый главный из них — Лигу чемпионов — я задался вопросом: почему мой интерес к ним стал постепенно угасать?
Первое, что приходит на ум — кризис среднего возраста и смещение жизненных приоритетов. Но, вероятно, проблема все же не в этом — так как параллельно с угасанием интереса к ЛЧ вернулась любовь к другим видам спорта, появилась работа, требующая изучения различных современных трендов и скилов. И вот как раз таки работа, связанная с миром, где хайп, маркетинг и вытекающее из него таргетирование, где бесконечные тренды и надувание финансового пузыря, навела на мысль о том, куда упорно идет современный футбол.
Описанное ниже может вызвать недовольство у фанов Реала, но умышленно рассматриваю именно этот клуб, потому что именно им был заложен тренд, и именно он является самым титулованным в клубом в ЛЧ за 31 год. Сразу оговорюсь, что заросшие мхом 50-е и даже не такие далекие 80-е брать в расчет не стану — структура соревнований была другой, а порог вхождения для спортсменов был ниже (индивидуально и атлетически среднестатистический современный футболист или любой спортсмен — это уже совсем другой уровень).
Немного о регалиях Реала. За 31 год «ушастых» у них набралось аж 8 штук. У главного «внутреннего» конкурента — Барселоны — за этот же период всего 4. В то же время, успехи Реала в длительных турнирах, в данном случае в Ла-Лиге, куда скромнее по меркам топ-клуба. При этом фанаты Мадрида после каждого очередного завоеванного трофея в ЛЧ с уверенностью, а порой и с упоротостью, заявляют, что болеют за лучший и самый сильный в мире клуб. Побед в чемпионате Испании у Реала скоро будет 11, но у упомянутой Барсы их уже 16. Мадрид может противопоставить этому успехи в ЛЧ — особенно, взятые 3 подряд кубка, которые трудно затмить. Но в этом и беда фанатов Реала, которые, вероятно, не до конца понимают, во что эта ЛЧ трансформируется вот уже более 20 лет. Налицо мощнейшая работа всей маркетингово-хайпово-таргет братии от отдельных специалистов до крупных СМИ, которые методично заворачивают ЛЧ в яркую упаковку, заставляющую блекнуть на ее фоне успехи топ-клубов в своих внутренних чемпионатах. Немного статистики:
Бавария - 21 победа в Бундеслиге и 3 в ЛЧ;
Барселона - 16 и 4;
Ювентус - 14 и 1;
МЮ - 13 и 2.
Даже у Сити их набралось 7 в Премьер-лиге и 1 в лч, а у Милана - 7 в Серии А и так же 1 в лч. И все это за тот же 31 год. Успехи «лучшего в мире» Реала в чемпионате своей страны, повторюсь, можно назвать не более чем средними в сравнении с топ-конкурентами.
Чемпионаты топ-4 лиг Европы пока еще не превратились в подобие регулярных сезонов НХЛ и НБА. Они по-прежнему являются очень конкурентными турнирами, где на дистанции в 30+ игр выпадает 6-8 игр высочайшего уровня, что в среднем больше, чем в процессе всего розыгрыша ЛЧ. Именно в чемпионатах закладывается базис того, что на дистанции затем принято называть стабильностью и классом. И в чемпионатах все это нужно подтверждать из года в год. Именно чемпионаты раскрывают в клубах талантливых воспитанников и/или будущих звезд и открывают тренеров с новыми идеями. А когда в течение одной недели, в разгар внутренней борьбы в календарь этих топ-клубов добавляются серьезные игры в ЛЧ, неудивительно, что эта нагрузка оказывается мало кому под силу. В результате, кто-то проходит дальше, а кто-то вылетает и продолжает борьбу за менее хайповый, но куда более «объективный» со спортивной точки зрения внутренний трофей. Это подтверждается простой статистикой выше — борьба в двух сильных, но очень разных при этом турнирах дает близкий разброс числа побед в них.
Для меня ЛЧ все очевиднее становится «турниром монетизации» всего, что с ней связано. Можно лишь удивляться тому, как Флорентино Перес и его пиарщики уже в начале XXI века усмотрели тренд на всякие «околоспортивные» штуки: хайлайты, позирование перед штрафными, прически и прочие имидж-детали, которые не имея прямого отношения к спорту позволили футболу ворваться в абсолютно различные сферы, с которыми прежде он даже не ассоциировался.
Достаточно слабые 90-е годы и последовавшая за ним эра «галактикос» сменились периодом в 12 (!) лет без успехов в ЛЧ и весьма средними показателями в Ла Лиге. Затем началась эра постройки новой команды, заточенной под коммерческие успехи, которая и установила-таки «вечный» (?) рекорд с тремя ЛЧ подряд, при этом взяв Ла Лигу лишь единожды. Исходя из этого становятся понятными приоритеты и клуба, и самого господина Переса. Конкретно сейчас происходит уже третья попытка строительства чего-то подобного, но уже с оглядкой на усилившуюся конкуренцию.
И в этот момент возникает еще один вопрос, волнующий судя по различным материалам в сети не только меня: а что такое Реал как команда? Каков стиль ее игры? Все помнят характерный Милан Сакки и Анчелотти, МЮ Фергюсона, ярчайшую Барселону Гвардиолы. «Припаркованный автобус» Моуринью был полной противоположностью игры Реала времен «галактикос». Но у этого Реала прослеживался характерный и узнаваемый стиль. И именно эти пресловутые «стиль» и «узнаваемость», «клубная айдентика», если хотите — это то, что выстроить и отточить возможно лишь в регулярном чемпионате, но в случае Реала не принесло успеха в ЛЧ. Чем нам запомнился успешный Реал 2013-2018 гг., кроме как победами в ЛЧ и «маркетинговой звездностью» состава, выигравшего при этом Ла Лигу всего раз?
Очевидно, что эти приоритеты Реала как коммерческого проекта супер-успешны. И тут вполне можно провести параллель со всеми остальными сферами нашей жизни — как и в футболе, в них усилилась финансовая значимость всех их составляющих. Конкуренты, выступающие в ЛЧ менее успешно, все равно получают свой кусок. Но при этом совершенно очевидно, что клубы АПЛ не готовы менять приоритет со своей лиги на ЛЧ, хотя и стремятся преуспеть в обоих турнирах. Наверняка и сам Перес не ставит вопрос ребром — «берем ЛЧ и плевать на чемпионат», но факт того, что именно он и его менеджмент заложили тренд на ЛЧ как на вершину достижений в футболе, мне кажется очевидным.
Но главное — как раз «футбольная»-то часть ЛЧ становится все мельче — для победы нужно сыграть всего 5 топовых игр, и не все из них обязательно выиграть, чтобы попасть в следующий раунд! Для сравнения в Кубке Стенли в НХЛ команде нужно именно выиграть минимум 16 игр! В ЛЧ регулярно меняются правила достижения РЕЗУЛЬТАТА (не победы!): гол на чужом поле, золотой гол, серия пенальти. И делается это не ради совершенствования спортивного принципа, но ради усиления зрелищности, порой за счет внедрения «рандомайзера». Что, как известно, в итоге позволяет зарабатывать еще больше (привет букмекерам!).
Реальная ЛЧ — это короткий кубковый турнир с нокаут-системой. Нередко участие в ней даже ценнее победы, потому что позволяет извлекать из нее прибыль непропорционально вложенным усилиям, связанным непосредственно со спортом. При этом львиная доли прибыли извлекается за счет этих «саттелитов» спорта, но не за счет него самого. Очевидно, что в меняющемся мире — это данность, которую можно понять и стоит принять. И как раз именно по этой причине я понял, что хотел бы увидеть проект Суперлиги, что на мой взгляд, стало бы логичным завершением всего того, что сейчас происходит в футболе, и точкой, в которую он движется уже не как спорт, а как бизнес-проект. Жаль лишь, что лайкая красивые обертки и вступая в срачи в инфопространстве, мы сами того не замечая обесцениваем то, что обожали много лет до этого.