«Краснодар» провел серый сезон, но Мусаева нельзя увольнять. Команду убили травмы
Бронза без яркой игры – нормальный результат в этих условиях.
«Краснодар» снова не дотянулся до прямого выхода в группу Лиги чемпионов – второй год подряд клуб Сергея Галицкого занимает третье место.
«Благодарен ребятам, что до Нового года мы смогли набрать достаточно много очков, выступали очень достойно. Конец сезон немного сбился из-за пандемии, как и у всех команд. Мы мечтали попасть в двойку, но в каких-то моментах нам не хватило кадровых ресурсов, в каких-то моментах подводили ошибки – и футболистов, и тренеров. При всех сложностях я удовлетворен результатом, хотя, конечно, хотелось большего», – сказал Мурад Мусаев после последнего матча с «Ахматом» (4:0).
Вероятно, этот сезон – самый тяжелый в истории «Краснодара» с момента прихода Олега Кононова, когда команда приобрела узнаваемый стиль. Все началось еще в конце прошлого чемпионата: Шарль Каборе и Маурисио Перейра не стали продлевать контракты (Каборе не устроили предложенные условия, Перейра хотелось переехать с семьей в испаноязычную страну).
Перестройка середины поля перед дебютом в Лиге чемпионов – сомнительный шаг, а для владеющего мячом и играющего через короткий пас (забросов и навесов при Мусаеве стало больше, но главные принципы сохранились) «Краснодара» вообще превратилась в катастрофу. При этом обвинять клубный менеджмент в части ухода Перейры и Каборе не хочется даже постфактум – уругвайца, видимо, действительно было не удержать, а клиент Дмитрия Селюка сильно просел за год и терялся при любой контратаке соперника «Динамо» (очевидно, что в «Краснодаре» ему бы пришлось столкнуться с еще большим числом быстрых отрывов).
«Краснодар» планировал выстроить новую тройку в центре вокруг Газинского – спуск Юрия на позицию Каборе рассматривался еще зимой 2019-го при подписании Криса Ольссона. Первые полгода шведу не удались (хотя он часто играл в старте), осенью Ольссон провел качественный месяц (вспомните, например, гостевую игру с «Уралом»), но на хорошие мощности вышел только этим летом (и то – не всегда номинально располагаясь в центре).
Поэтому в этот сезон «Краснодар» входил с двумя новичками в старте. «Планировали поставить вокруг Газинского двух быстрых инсайдов – Кабеллу и Вильену (или Ольссона), которые добавили бы динамики по сравнению с тройкой образца прошлого года, тогда футбол стал бы еще лучше», – рассказывал Мусаев в декабре 2019-го.
Безусловно, здоровый Кабелла (француз порвал кресты в пятом матче за клуб) добавил бы «Краснодару» креатива, но почти вся трансферная кампания-2019 не слишком вписывалась в знакомый игровой стиль:
– Кабелла был лучшим игроком Лиги-1 по забегам с мячом в прошлом сезоне,
– в такой же манере действовал Намли в чемпионате Голландии,
– Вильена непривычно много для центральных полузащитников «Краснодара» сваливался влево и бил с дальней дистанции,
– Камболов в «Рубине» привык к игре через средний и длинный пас,
– Кайо еще по чемпионату Португалии казался опорником без качественного продвижения мяча
– Берг – нападающий, заточенный под навесы и игру спиной к чужим воротам, а не забегания за спину защитникам.
Возможно, «Краснодар» сознательно совершил такие покупки для разнообразия игры, но еще в июне Мусаев лишился Газинского (не играл до ноября из-за травмы плеча) и Классона (кресты и мениск, не играет до сих пор) – лидеров «Краснодара»-2018/19.
С абсолютно новым центром поля и без Ари (сыграл только в первом матче с «Порту») с Мартыновичем (пропустил оба матча с «Олимпиакосом») невыход в групповой этап Лиги чемпионов был абсолютно логичен.
Правда, к Мусаеву все равно есть вопросы по первому матчу с «Олимпиакосом» (0:4) – почему команда шла вперед при счете 0:2, а не пыталась сохранить счет, оставлявший шансы на проход? «Нужно было спокойно доиграть матч и попытаться исправить все в Краснодаре. Но мы сыграли, как дети», – отмечал Мусаев в октябре 2019-го.
Даже в новой формации «Краснодар» остался самой владеющей командой РПЛ (в итоге – 60,4%, больше было только в сезонах-2016/17 и 2018/19 – 60,9%) и пришел к зимнему перерыву вторым. Команда Мусаева заметно потеряла в яркости (можно выделить сентябрьские матчи с «Уралом» и «Крыльями Советов»), «Зенит» оторвался на десять очков, а разрыв между вторым и пятым местом составлял одно, но по результатам «Краснодар» в лиге серьезно не просел, реально провалившись только в Лиге Европы.
Зимой у «Краснодара» случилась новая беда – выбыли все центральные защитники. Спайичу сделали неудачную операцию на голеностопе (не играет до сих пор), Мартынович травмировался в товарищеском матче (пропустил два весенних тура), также повреждение получил Фьолусон (клуб не раскрывал деталей).
Так Мусаеву пришлось переводить в защиту Кайо – пока клуб признает этот эксперимент успешным. По скорости, ведению борьбы (в том числе – вверху) к Кайо действительно почти нет претензий, но по качеству передачи (тем более на позиции левого центрального защитника) большого прогресса нет.
После рестарта сезона – новые проблемы. До конца чемпионата выбыл Ари и Стоцкий – в результате в матче с «Рубином», который Петров пропускал из-за дисквалификации, справа в обороне вышел Мартынович.
Шансы на прямое попадание в Лигу чемпионов «Краснодар» потерял в 29-м туре с «Динамо» (0:2) – в этой игре не сыграли Вандерсон, Кайо (оба – из-за температуры, в 30-м туре оба сыграли) и Вильена (из-за скопления крови в мышцах).
Нет ничего удивительно, что этот сезон по всем показателям вышел слабее прошлого.
Конечно, к работе Мусаева есть вопросы (из последнего – почему против «Рубина» не перешел на систему с тремя центральными защитниками при позиционной атаке, в которой Мартыновичу не приходилось бы подключаться до чужой штрафной), но глобально стиль «Краснодара» сломали бесконечные травмы (плюс не слишком понятная трансферная кампания).
Ни разу за сезон Мусаев не мог использовать в старте всех лучших игроков – в таких условиях увольнение тренера за третье место кажется неразумным даже на фоне расстройства от очередной упущенной прямой путевки в группу Лиги чемпионов.
Бронза, пусть и без стабильно яркой игры – нормальный результат для переходного года.
Кошмарный сезон «Спартака» закончился. Впереди неизвестность, но лучший план – верить в Тедеско
50 фактов о российском сезоне: 50 тысяч Сутормина, «Сочи» Кокорина, хэштег Федуна, уход Семина
«Зенит» взял второе золото подряд крайне уверенно и спокойно. Как это получилось?
Фото: РИА Новости/Анна Шаймарданова, Виталий Тимкив; РПЛ/Андрей Шрамко/ФК Краснодар
В целом в России такая ситуация, что даже советовать просто некому. Пример не с кого брать. Поэтому пусть Галицкий продолжает строить команду. По мне сезон успешен уже тем, что зарвавшийся пацан пошел за баблом и закончил карьеру. Другие теперь головой будут думать.
Тренер в команде слишком зависим от руководства.
p.s Краснодар в РПЛ вышел же с 5-го места из-за отказа некоторых команд.