Пир после чумы. Каким будет посткоронавирусный футбол?
На дворе лишь апрель 2020-го года, и предугадать, когда же спадёт пандемия одной всем известной болезни на букву «к», довольно трудно. Люди одинаковой степени авторитетности в вирусологии называют абсолютно разные сроки: от «летом о пандемии уже никто не вспомнит» до «это развлечение может затянуться года на полтора». Я, не имеющий никакого медицинского образования (хоть и тщетно пытавшийся его получить), не буду браться спрогнозировать даты окончания пандемии – это так же бессмысленно, как строить любые планы в эти времена. Тем не менее, одну хорошую новость дать точно можно (надо же начать с позитива): коронавирус точно закончится. Без вариантов. No pasarán.
Уже сейчас ни у кого нет сомнений, что экономические последствия пандемии будут тяжелыми. Очевидно, что мир уже не будет прежним. Каким же выберется из этой передряги футбол?
Рынок трансферов получит необходимый холодный душ
Начать следует, пожалуй, с очевидного – в последние годы шарик, называемый трансферным рынком, раздувался с неумолимой скоростью. Соврать не дадут Кепа, приобретённый в «Челси» за 71 миллион фунтов и Усман Дембеле, за которого «Барселона» выложила 105 миллионов евро. И это, не забываем, только суммы отступных, которые являются пусть и крупной, но лишь одной из составных частей той полной суммы, которую платит клуб при покупке футболиста. Стоят ли эти игроки своих денег? По потенциалу – вполне возможно, что да. Окупаются ли потраченные средства в плане вклада этих футболистов в командный успех? Думаю, каждый из нас сам может ответить себе на этот вопрос.
Итак, шарик футбольного трансферного рынка надувался внушительными темпами. Когда какой-либо рынок разрастается до таких нездоровых размеров, экономический шок практически неизбежен. Шарик должен лопнуть, либо как минимум сдуться. Еще маэстро Арсен Венгер (к слову, экономист по образованию) после трансфера Неймара с суммой отступных в 222 миллиона евро предрекал, что долго такой рост рынка продолжаться не сможет. И вот, в начале 2020 года прогнозируемый экономический шок пришёл. Другими словами, такой «холодный душ» для футбольного трансферного рынка был неизбежен.
Это должно было случиться.
В результате экономического кризиса и существенного падения доходов футбольные клубы станут гораздо бережнее относиться к растрачиваемым деньгам. Что же это даст нам на выходе?
1. Значительный рост числа аренд
Даже без коронавируса в последние годы доля арендных соглашений от всех переходов существенно выросла, особенно среди топ-клубов. Это связано с вышеупомянутым стремительным ростом цен на трансферном рынке – клубы ищут пути ухода от уплаты массивных отступных. Если в нулевых из громких арендных соглашений можно было вспомнить лишь скандальный переход Карлоса Тевеза из «Вэст Хэм» в «Манчестер Юнайтед», то за последние годы на правах аренды клуб поменяли такие футболисты как Фалькао, Хамес Родригес, Гонсало Игуаин, Джованни Ло Чельсо, Фелипе Коутиньо и Алексис Санчес. Как показано на диаграмме, в 2019 году доля аренд составила практически треть от общего числа трансферов в лигах Большой Пятерки – 29%, согласно исследованию издания Financial Times.
Доля арендных соглашений от общего числа трансферов, 1992-2019. Источник: Financial Times
2. У игроков из менее рейтинговых стран – больше шансов попасть в топ-чемпионаты
Ни для кого не является секретом тот факт, что при равном классе цена футболистов, игравших в лигах топ-5 или даже просто имеющих гражданство стран, считающихся футбольными, будет завышена по сравнению с представителями менее рейтинговых стран и чемпионатов. Об этом уже давно смекнули в Италии – поток футболистов из относительно недорогой польской Экстраклассы в Серию А налажен прекрасно. На данный момент в элите итальянского футбола выступают 15 поляков, и это не считая тех, кто принадлежит клубам Серии А, но выступает в аренде. Также в Италии всегда хорошо относились к представителям Сербии (11 действующих футболистов), Швеции (8), Чехии, Словакии и Словении (5, 6 и 5 ныне выступающих игроков в Серии А соответственно).
Кажется, теперь и клубам из других топовых лиг (и не только топовых, российским клубам на заметку) стоит обратить свои взоры на футболистов из чемпионатов попроще. Вышеупомянутые Польша, Швеция, Сербия и другие могут стать реальной палочкой-выручалочкой для управленцев клубов, которые смогут сэкономить деньги, приобретая вместо условных бразильцев и испанцев футболистов из менее крупных по футбольным меркам государств. К тому же, при правильном скаутинге и азиатский рынок может дать недорогих и надёжных игроков, пусть и редко хватающих звёзд с неба. Яркий пример таких футболистов – южнокорейские и японские игроки. Не стоит забывать и о Северной Америке. Конечно, при такой трансферной стратегии качественный скаутинг становится еще более важным (хотя куда уж важнее).
Очень хочется верить, что в поисках более дешёвых футболистов скауты европейских клубов всерьёз обратят взор и на Россию. Однако недавняя история с непродажей Фёдора Чалова в «Кристал Пэлас» заставляет усомниться в том, что игроки из русских команд будут так же доступны, как и футболисты из маленьких европейских стран.
Словом, экономический кризис – это повод для клубов искать более нестандартные решения для трансферов, так как денег на крупные сделки в ближайшие годы будет мало.
Модель североамериканских лиг – интересная, но вряд ли осуществимая
Приходилось не раз слышать мнение, что руководителям высших футбольных организаций в поисках путей модернизации стоит обратить внимание на опыт лиг Северной Америки – НБА, НФЛ, НХЛ, МЛБ. И правда, плюс структуры трансферов этих лиг в том, что менеджерам клубов приходится оперировать другими активами кроме кэша – игроками и драфт-пиками (исключение – МЛБ, там сделки с участием кэша происходят). Ещё одна отличительная черта лиг Северной Америки – установленные потолки зарплат (исключением опять же является МЛБ, где вместо потолка зарплат крупные контракты облагаются крупным налогом на роскошь). Эта модель неплохо показывает себя в США и Канаде, однако насчёт её релевантности в футболе, в частности европейском, есть сомнения.
1. Обмены трудно будет реализовать из-за игроков
На самом деле, идея с обменами в футболе, нацеленными на сведение к минимуму циркуляции кэша имеет под собой некоторые основания, однако футболисты – это народ куда более привыкший к тому, что их мнение при переходах учитывается. В хоккее далеко за примером ходить не надо: вспомним трейд Артемия Панарина из «Чикаго» в «Блю Джекетс». Ни для кого не секрет, что Артемий явно не был готов к такой резкой перемене в своей жизни и не слишком-то был доволен переходом. В НХЛ и других лигах Северной Америки сделка без согласия игрока не является чем-то экстраординарным, игроки при такой модели выполняют исключительно торговую функцию. Трансфер же футбольный – это соглашение трёх сторон: клуб-продавец, клуб-покупатель и игрок, Александр Кокорин тут не даст соврать. Даже не углубляясь в источники, можно вспомнить сразу несколько случаев диверсий футболистов, которые либо требовали трансфера в другой клуб, либо наоборот намеревались остаться в клубе нынешнем. Усман Дембеле, Гарет Бэйл и Ромелу Лукаку стали яркими примерами того, что слово игрока в футболе имеет вес, возможно даже больший, чем должно бы. Футболисты явно привыкли быть чем-то большим, чем просто часть бизнеса, поэтому внедрение системы обменов может привести к большому количеству забастовок игроков, недовольных своим переходом.
К слову, еще один аргумент против системы обменов – отсутствие драфта в футболе. Драфт-пики в тех же НБА и НХЛ могут служить важным довеском, а иногда и полной компенсацией за игрока. В футболе подобный тип активов попросту отсутствует, в результате чего переговоры между клубами при обменах будут осложнены, ведь отдавать придется действующих игроков, либо деньги.
2. Потолок зарплат – утопия
Идея установить ограниченный размер платёжки для европейских клубов звучит очень привлекательно: в теории это может остановить управленцев от значительных растрат и помочь сэкономить значительные суммы. К сожалению, только в теории. На практике же всё будет упираться в пару простых вещей:
1) Огромная разница в финансовом состоянии клубов Европы. Если мы вновь взглянем на североамериканские спортивные клубы, в частности на команды НХЛ, то в сезоне 2018/19 разница в средних годовых зарплатах игроков между «Лос-Анджелес Кингз» (первое место в лиге по этому показателю) «Торонто Мэйпл Лифс» (31-е место) по данным Statista составила всего 2 миллиона долларов в год. Например, в далеко не самой бедной немецкой Бундеслиге пропасть в зарплатах между «Баварией» и всеми остальными составляет гораздо больше. Лучше один раз увидеть:
Источник: statista.com
И такой разрыв только внутри одной лишь Бундеслиги. Думаю, упоминать, насколько в финансовом плане отстают клубы из менее статусных лиг, не стоит. При таких огромных разрывах в денежной обеспеченности клубов потолок зарплат в футболе выглядит довольно бессмысленным.
2) Клубы участвуют в разных турнирах. Если североамериканская модель подразумевает, что команды принимают участие лишь в одном состязании, то в футболе большинство клубов играют как минимум в двух (национальный чемпионат и кубок). И если внутри страны местные федерации смогут урегулировать потолок, то как быть с теми, кто выступает в еврокубках – а их, не забываем, в скором времени с созданием Лиги Конференций станет три – не совсем понятно, ведь вместе с потолком зарплат должен быть и их пол. Как в таких случаях быть маленьким командам, которые провели выдающийся сезон и пробились в Лигу Чемпионов? Их уровень зарплат явно не будет соответствовать гигантам европейского футбола и, соответствуя требованиям своих федераций, они не смогут выполнять требования международные.
Проще говоря, европейский футбол едва ли сможет существовать по североамериканским канонам.
Что еще изменится после коронавируса?
В первое время после пандемии трибуны будут полупустыми
Объяснению тут простое и понятное – людям свойственно действовать по инерции. Скорее всего, преданные фанаты своих клубов сразу же после перерыва займут свои места на трибунах, однако большую часть зрителей на матчах всегда составляли те, для кого футбол является не более чем одной из опций развлечений на выходных. Именно таких зрителей на первых порах и лишится футбол – люди будут по инерции оставаться дома и не рисковать лишний раз ходить в людное место. Глупо ожидать, что в первой половине следующего сезона посещаемость сразу вернётся на тот уровень, на котором она находилась до пандемии.
Тотальный упадок маленьких клубов
К сожалению, уже сейчас почти наверняка можно сказать, что даже если сезон и возобновится в июне, не все клубы смогут выбраться живыми из экономического кризиса. Очевидно, что в условиях кризиса идея инвестировать в такой неприбыльный бизнес, как футбол, перестанет быть привлекательной для спонсоров. Уже начинают ползти слухи насчёт возможного банкротства «Бернли», а ведь эта команда выступает в самой денежной футбольной лиге мира, трудно представить, что будет происходить в менее статусных лигах. Клубы побогаче, которые не встанут под угрозу уничтожения, получат возможность забирать игроков из клубов поменьше либо бесплатно, либо за крошечные суммы, что в долгосрочной перспективе может еще увеличить пропасть между богатыми и бедными. Кроме того, упадок маленьких клубов выльется в закрытие их футбольных школ, в результате чего большое количество юных футболистов будут иметь гораздо меньшие шансы проявить себя на большой арене.
Вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим меньше новых Месси, Роналду и де Брюйне, они попросту будут лишены возможности получить свой трамплин в карьере.
Контракты и календари будут составляться тщательнее
Отныне и на очень долгое время вариант руководители клубов и лиг будут держать в голове вариант крайне форс-мажорных обстоятельств. Контракты будут составляться еще тщательнее, вполне возможно, что от указания конкретных дат их истечения откажутся вовсе. Вероятно, вырастут и сроки соглашений – игроки будут желать иметь стопроцентную уверенность в завтрашнем дне, а клубы – не повышать зарплату тем, кто раскрылся, имея маленький оклад. Осторожность также коснётся и составления календарей. Например, учитывая, что с большой долей вероятности следующий сезон не будет стандартным по срокам своего проведения, будет интересно понаблюдать, как это отразится на календаре Чемпионата Мира в Катаре, который должен пройти в декабре.
Дорогой друг, я очень благодарен тебе и восхищаюсь тобой, если ты дочитал этот материал до конца. Я буду очень признателен, если ты оценишь статью, подпишешься на блог, предложишь конструктивную критику и поделишься в комментариях своими мыслями насчет того, каким будет футбол будущего. Было приятно стараться для тебя!
Многое в финансовом благосостоянии футбольных клубов буде зависеть от экономического восстановления - как в странах ЕС, так и во всем мире. Чтобы была возможность продать в тот же Китай-Японию-США телеправа на трансляцию матчей топ-5 и ЕК, а потребителям из этих стран - заплатить. Будет с экономикой все в порядке - будут и клубы в порядке
Да и в целом подмечены основные моменты, на которые стоит обратить внимание в околофутбольной экономической составляющей.
Думаю, что у Китая может появиться отличный шанс реально поднять футбол, так как пик эпидемии там пройден, производства потихоньку будут восстанавливаться, а значит и экономика будет расти куда стремительнее, чем в Европе. Ну а от экономики страны, как вы и сказали, идёт и развитие футбола. На фоне упадка всех остальных при грамотном менеджменте возможен неплохой подъем
Аналогично в футболе - многое из футбольного инвентаря производится в Китае: форма, обувь, повязки, напульсники, фишки и куча еще наименований.
Не будет спорта в ЕС и США - не будет производства в Китае. И не будет китайского подъема. А не будет китайского и европейского подъема - они не будут закупать нефть у арабов, а те не смогут вывалить сотни миллионов за телеправа.
Разве что Китай сманит функционеров и детских тренеров для организации детского футбола, и то для этого надо минимум лет 8, а то и 10.