Хазенхюттль отказал «Баварии», что бы возглавить «Саутгемптон». Он счастлив и не хочет возвращаться в Германию
9 августа свой 52-й День рождения празднует Ральф Хазенхюттль. К особой дате у нас есть особый текст. Спасибо за волшебный дебют "Лейпцига" и чудесное спасение "Саутгемптона". Продолжай дарить футболу праздники.
В 2016 году "Лейпциг" впервые в истории клуба получил право сыграть в первой Бундеслиге. Дебютный сезон получился волшебным: весь год "быки" трепали нервы "Баварии" и в итоге стали вторыми. За свои старания команда получила прямую путевку в групповой этап Лиги Чемпионов, а ее главный тренер - внимание больших клубов.
В следующем году "Лейпциг" снова пробился в еврокубки и тренерский талант Ральфа был окончательно признан - его позвали тренировать "Баварию". Что бы понять важность и влияние личности Хази на мюнхенское руководство, достаточно вспомнить обстоятельства.
"Бавария" как раз выгнала с тренерского мостика Анчелотти, сенсационно прервав пенсию Йозефа Хайнкеса. Перед Юппом не стояли грандиозные задачи в плане игры. Его негласная миссия была более важной, чем результат одного сезона. Культовый баварский дедушка должен был выбрать для клуба нового главного тренера и определить дальнейшую философию развития команды. И в первую очередь Хайнкес указал на тренера "Лейпцига" Ральфа Хазенхюттля.
Баварские боссы выбор приняли и готовы были выплатить "Лейпцигу" компенсацию за Ральфа, что уже о многом говорит. В клубе вспомнили и о баварском ДНК Хази - еще будучи футболистом, он выступал за мюнхенский дубль. Казалось, что дело с назначением Хазенхюттля решено, но у тренера были свои планы.
Ральф наотрез отказался от денег и престижа немецкого чемпиона и в СМИ заговорили о великой преданности австрийца "Лейпцигу". Но они ошиблись: вслед за отказом возглавить "Баварию" Ральф расторг и действующий с "быками" контракт. Уже сегодня австриец мог начать большую карьеру тренера в именитом клубе, а уже завтра он, по собственному желанию, становится свободным от обязательств специалистом. Спустя несколько месяцев Хазенхюттль был представлен в качестве главного тренера английского "Саутгемптона".
Во время предсезонного сбора английского клуба Ральф объяснил свое решение немецким СМИ. Отказ "Баварии" и увольнение из "Лейпцига" не было случайностью. Специалист бежал от немецкого футбола и нашел себя в Англии. В клубе Премьер-лиги, едва не вылетевшем в Чемпионшип, Ральф Хазенхюттль стал счастливым.
Хазенхюттль первый австрийский тренер в АПЛ. Он спас "Саутгемтон от вылета и готовится шуметь в следующем сезоне.
В скромной тренерской карьере Хазенхюттля уже был случай с чудесным спасением. В октября 2013 года австрийца назначили в потенциально вылетавший из второй Бундеслиги "Ингольштандт". К зимнему перерыву Ральф поднял команду из зоны вылета и в итоге смог занять с клубом 10-ю строчку.
Ситуация со "святыми" отличается не сильно. Хази перебрался в "Саутгемптон" в декабре, когда клуб уже "тонул". Под руководством австрийца команда сумела собраться и сохранила место в Премьер-лиге. В новом сезоне у "святых" нет даже намека на предстоящую борьбу за выживание - австриец заряжает команду на безоговорочную середину таблицы:
- В первом полугодии речь шла в основном о том, чтобы обрести так называемое „ Мы-Чувство". Я думаю нам это удалось. Люди снова позитивно настроены к команде. В следующем сезоне мы хотим забраться настолько высоко, насколько это возможно. Если мы сохраним наш нынешний средний коэффициент набранных очков, то вполне сможем достичь десятой строчке в таблице.
Опыт подсказывает, что в австрийца верить можно. Вот та же параллель с работой Ральфа в немецком "Ингольштадте": сразу после чудесного спасения под управлением Хазенхюттля немецкий клуб выиграл вторую Бундеслигу.
***
Для подготовки к предстоящему сезону футбольные команды часто отправляются за границу на сборы. Это общая традиция и "Саутгемптон" стал не исключением. По иронии судьбы английский клуб поехал в Австрию. На родине главного тренера футболисты провели продуктивное время: тренировались, ходили в горы, общались с местными коровами, а кульминацией стал товарищеский матч против местного "Альтаха" (1:1).
Приезд в Хази не остался не замеченным. После матча власти города подарили тренеру памятный подарок - вырезанный из дерева герб "Саутгемптона".
Для австрийцев Ральф не только тренер именитого клуба. В родной стране Ральф навсегда останется особенным: он первым из соотечественников стал главным тренером в Англии. Прямо сейчас Хази - самый высокооплачиваемый тренер Австрии. С общей прибылью 6,7 млн. евро в год он занимает общее третье место среди всех спортсменов-земляков. Уступает тренер только баварцу Давиду Алабе (13 млн. евро) и Марко Арнаутовичу, который за год в Шанхае зарабатывает 12 миллионов евро.
К слову, старая зарплата Хазенхюттля в "Лейпциге" составляла "всего лишь" 2,5 млн. Переезд в английский клуб, который бьется за выживание позволил Ральфу получать почти в два с половиной раза больше, чем он получал за борьбу в Бундеслиге и выступления с командой в Лиге Чемпионов. В плане финансов это довольно показательная разница Германии и Англии.
Возможно, эта разница играла роль в стремлении тренера сменить чемпионат, но сам он приводит массу примеров различия английского футбола от немецкого. И о деньгах там - не слова.
В Англии тренер - самостоятельный менеджер. Он занимается и поиском игроков, и выбором клубного автобуса.
В интервью для BILDSport Ральф Хазенхюттль рассказал, что он не только тренер своей команды, но и самостоятельный менеджер в полном смысле этого слова:
- Я принимаю участие в любом решении. Даже если речь идет о покупке нового автобуса. Если у команды выходной, то я работаю скаутом, веду телефонные переговоры с возможными новичками. В "Лейпциге" этим всем занимался Ральф Рангник, спортивный директор.
- Быть здесь - это шаг вперед. Поэтому я нахожу задание интересным, интригующим. Для это нужна хорошая дисциплина и четкий распорядок дня. Я все равно иногда „спотыкаюсь" , и поэтому должен стать более организованным.
- В "Лейпциге" я научился многому. В том числе и от Рангника. Он показал, как нужно вести клуб, чтобы он был спортивно успешен. Эти подходы к делу и опыт сейчас мне очень помогают.
Однако Ральф - живой человек. Чтобы справляться с возросшим объемом работы, Хази даже изменил питание.Теперь он питается по системе 8/16, которая заключает такую идею: первые 8 часов после пробуждения австриец питается, а остальные 16 часов голодает. Это свободное время от еды. Через такую диету он скинул восемь килограммов.
- Я никогда не думал, что я продержусь, но я ем в 16:00 после обеда в последний раз. И снова потом утром в 10ть утра. - рассказывает Ральф репортеру.
Нынешний вес составляет 98 кг, а Ральф делится еще один эффектом от нового режима питания:
- Теперь я более работоспособный и менее занруженный. Я справлюсь с большим количеством задач в течении дня.
Репортер издания шутит и спрашивает, не зависит ли это от плохого качества английской еды (по слухам, кухня у них довольно своеобразная), но и тут Ральф не преклонен:
- Абсолютно нет! Еда в Англии, лучше чем слава о ней. Я люблю яблочный крамбль с ванильный соусом, туда я могу просто лечь.
Вообще австриец любит сладости, называя их "пищей для нервов".
В Англии крутая погода и атмосфера, как в Лиге Чемпионов. В Германии иначе, плюс ужасные СМИ.
BILD Sport встретил Хазенхюттля в его кабинете на территории тренировочной базы в Мэтчвуд, в 11 минутах от центра города. В футуристическом Лиебхерр Павильоне, получившем свое название в честь швейцарского предпринимателя Маркуса Лиехерра, спасшего "святых" от банкротства, на территории 20 квадратных метров находится „рейх" австрийского тренера.
С балкона открывается вид на пять первоклассно ухоженых футбольных тренировочных поля. Стоит английская погода – моросит дождь. Тем не менее, Хазенхюттль сияет:
- Страна с таким климатом просто создана, чтобы здесь играли в футбол. Тут не бывает слишком жарко или слишком холодно. Когда я сам был игроком, любил такую погоду. Для меня Премьер Лига – сильнейшая Лига мира. Брутальное качество. По ощущениям... будто весь год играешь в Лиге Чемпионов. Ко всему прочему футбол в Англии - это всё. Он имеет ступень приоритетов выше, чем в Германии.
Помимо этого сравнения с Германией, Ральф Хазенхюттль выделил еще одно сильное отличие жизни тренера:
- В Англии у тренера больше спокойствия на работе. Вам не нужно каждый день объяснять СМИ, почему ты не поставил в старт того или иного игрока или почему не построил смеху на цепочку из трех игроков.
Ральф прошелся критикой по немецким спортивным СМИ, досталось и самим немецким клубам. По его мнению, немецкие клубы слишком нетерпеливы в плане работы тренеров из-за чего следует частая череда смен тренеров.
Статистика подтверждает слова Хази: в прошлом сезоне немецкая Бундеслига заняла второе место в мире по количеству тренерских увольнений. Больше только на родине Ральфа, в австрийской Типико Бундеслиге. Санкт-Пёльтен, Штурм Грац, Альтах и Маттерсберг - только четыре эти клуба в прошлом сезоне меняли тренеров по три раза.
- Это не нормально, - сетует Хазенхюттль, - что они готовы так бысто менять тренеров.
Справедливости ради отметим, что такая "не нормальная" традиция распространена в немецко-язычном округе: в лидерах Германия, Щвейцария и Австрия.
Еще одна характерная разница (по мнению австрийца): в Англии добрые дела и заслуги дольше помнят. Это потому, что тренер отвечает за больше количество дел, чем в Бундеслиге.
- Это увеличивает ответственность и интенсивность работы, а также выше ценится, когда дела идут хорошо.
Хуже в Англии только стадионы. Но это не повод возвращаться в Бундеслигу.
Что касается английских стадионов, так тут Хазенхюттль доволен меньше. Что больше всего раздражает на английских стадионах?
- Гостевые раздевалки! Даже на Old Trafford - они не больше моего кабинета. Иногда у нас, тренеров, нет даже отдельного помещения.
- Но все же – есть хоть какая-то надежда на возвращение Хазенхюттля в Бундеслигу?
- В футболе ни о чем нельзя говорить наверняка и ничего нельзя исключать, - сказал Ральф. - Но в данный момент я не думаю, что снова буду работать в Германии тренером. В Англии тренеры наслаждаются совсем другим статусом. Плюс это интересная лига. У меня экстремально высокая любовь к нынешней работе.
"Саутгемптон" ждет перестройка: скорость, гегенпрессинг и ориентация на мяч. Пример идеального игрока - Ян Валери.
С "Саутгемптоном" у Ральфа большие планы. Но главную задачу он уже выполнил: смог спасти клуб от вылета и продолжить борьбу в Премьер-лиге.
- Это была самая сложная из всех миссий. – говорит он. - Нам повезло: даже когда в команде все хорошо «сидит», может случится, что ты не выиграешь ни одной игры.
Теперь Хазенхюттль хочет перестроить рисунок игры команды.
- Мы хотим игроков, которые подходят под нашу философию: больше скорости, высокий прессинг, игра с умом. В Англии футбол очень ориентировочен и игроки обучаются именно в этом направлении. Так же важно, что бы игроки могли обороняться с орентировкой на мяч.
Требует усиления и тренерский штаб австрийца. Англичане ищут тренера для вратарей и второго коуча по физической подготовке. Так что если вдруг ты считаешь, что можешь быть полезен команде из АПЛ, быстро свяжись с модераторами этого блога (шутка). Или не шутка?
Главное требование Ральфа, которое он смело предъявлял еще в "Лейпциге" - австриец не стремиться работать с готовыми звездами. В перспективе у Хази молодые игроки, готовые полностью отдавать себя футболу.
- Никто из них не должен быть старше 24 лет! С этим в Лейпциге у меня был очень хороший опыт. Я научился развивать молодых игроков и видел, что с этим можно быть успешным.
Ральф Хазенхюттль может стать идеальным вариантом для "святых". прямо сейчас на то есть серьезные предпосылки: австриец стремиться развивать молодежь, а у "Саутгемптона" мощная молодежная академия. Такие звезды, как Гаретт Бэйл, Алекс Окслэйд – Чамберлэйн, Тео Уолкот и много других футболистов были воспитаны здесь.
- Наша Академия считается одной из лучших в Англии. – без лишнего хвастовства делится Хазенхюттль. - У нас так же пара отличных молодых ребят в основной команде. К примеру Ян Валери. Наша цель так же дальше находить и развивать подобные таланты.
В деньгах "Саутгемптон" сравним с "Майнцем": живет от продаж до покупок. Только летает расслабиться в Макао.
- Финансово я бы сравнил "Саутгемптон" с немецкими "Майнцем" или "Фрайбургом". В плане денег мы ограничены, но идем весьма устойчивой дорогой. Мы находимся в системе самообеспечения: живем от продаж до покупок.
В настоящий момент английский клуб принадлежит китайскому предпринимателю Гао Чжишэн, состояние которого оценивается в 240 миллионов евро. Насколько он вмешивается в дела клуба?
- Почти никогда. Существует лишь легкий контакт с ним. К примеру, после того, как мы выиграли у "Тоттенхэма" – это было для него экстремально публично. Китайцы заинтересованы в футболе, конкретно в Премьер-Лиге. Игры там смотрят в среднем 100 миллионов человек.
Летом команда летит на четыре дня в клуб владельца в Макао по личному приглашению предпринимателя.
- Такие поездки я нахожу в не очень оптимальными во время подготовки к сезону. – признался Ральф. - Поэтому полетят лишь пять игроков плюс игроки из молодежки. Остальные останутся в тренировочном лагере в Северной Ирландии. Так эта поездка меньше всего повлияет на команду.
"Ralphanton", "Король Ральф" и сравнения с Почеттино. Вот это уже слишком.
Саутгемптон - город на юге Англии. Свыше 200 Круизных кораблей и около 1,7 миллионов пассажиров ежегодно останавливаются тут. В основном этот город - транзитный центр. Один из 250000 жителей, кто здесь не как транзитный пассажир - Ральф Хаззенхюттль. Австриец быстро привыкает к жизни в Англии.
Кроме адаптации к английскому футболу Ральф адаптируется и к условиям жизни на Туманном Альбионе.
- Больше всего мне мешает ограничение скорости. Максимальные 75 км/ч на автобане - это жестоко, тем более когда ты немного раздражен. Тогда я с удовольствием прибавляю газу.
Дальше он улыбается:
- Но везде стоят радары, как я, к сожалению, уже смог понять...
По мимо футбола, австриец обожает искусство и с большим удовольствием играет на пианино. Но для переезда в Англию Ральф пожертвовал и этим - любимый инструмент пришлось оставить в Германии.
- Квартира не достаточна большая для него. И у меня нет времени. Хотя однажды я играл в отеле команды – дебютом, спонтанно. Я пел песню австрийского певца Райнхарта Хендриха: „Weus’s a Herz Host wie a Berkwerk". ["Твое сердце огромно как рудник" - пер. с австрийского диалекта]. Это было здорово!
В плане семьи все так же стабильно. Любимая жена Сандра, на которой тренер женат уже много лет, так же рядом с ним. А с сыном Патриком, который остался в Германии, приходится видится реже. Проститься пришлось и с традиционным празднованием Рождества: раньше оно приходилось на зимний перерыв Бундеслиге. В Англии в это время Boxing day.
- У отца много работы, меньше выходных – поделился сын Ральфа, Патрик, в одном из интервью. – Но у нас отлично налажены СМС переписки и телефонный контакт.
К тому же у Ральфа появились теперь новые "сыновья". Отеческое отношение к игрокам отмечают и в "Саутгемптоне". Например, Джеймс Уорд-Прауз.
- Это был первый раз, когда тренер пришёл в команду и провёл индивидуальные беседы с каждым игроком. Встретившись со мной, он точно указал, что хотел бы видеть у меня больше агрессии и больше выигранных отборов. Что я и пытался сделать.
Зимой фанаты "Саутгемптона" переделали известную рождественскую песню специально для австрийца, а спонсор клуба, компания Virgin, по всему городу приветствовала фанатов плакатами с надписью „Welcome to Ralphampton".
Безмерно приятно, но Хазенхюттль остается застенчивым:
- Для начала для меня этот гул был слишком громким. Я выиграл две игры и стал „Королем Ральфом". С этим нужно быть осторожным. Люди тут схожи с фанатами в Лейпциге: не смотря на результаты они всегда позитивно настроены. Это придает мне много сил.
Сами фанаты в Саутгемптоне озабочены другим моментом - они боятся, что Ральф будет успешен в дальнейшем и его могут перекупить. Например, как Маурисио Почеттино - после полутора сильных сезонов со "святыми" он ушел в "Тоттенхэм".
Пока что Ральф спешит успокоить болельщиков и дает понять, что никуда не собирается.
- Я не думаю о том, что будет после Саутгемптона. Я тут для себя нашел задачу, которая меня дополняет и я здесь не для того, что бы снова уходить. Я хочу в этой лиге сделать себе имя.
Как говорилось ранее: он здесь не транзитом...