Секрет успеха «Саутгемптона» - локдаун и пустые трибуны. Хазенхюттль дал максимально честное интервью
Год назад "Саутгемптон" Ральфа Хазенхюттля проиграл "Лестеру" со счетом 0:9, потерпев самое крупное поражение в истории английской Премьер Лиги. Теперь команда австрийского специалиста пишет другую историю, позитивную. Благодаря вариативности и гибкости главного тренера, используя пандемию в свою пользу "святые" выдают лучший старт сезона.
Как это связано вместе?
Ральф Хазенхюттль [далее - РХ]: Приятно, что все до сих пор говорят об этой игре (смеется). Еще ни одно поражение Саутгемптона не обсуждалось так часто и еще реже использовалось в определении поворотного момента. Не хочу сказать, что эти 0:9 были нам необходимы, но это стало хорошим толчком к тому, что бы коренным образом изменить многое в команде.
И что же вы "в корне" изменили?
РХ: Наша игра теперь основывается на совершенно иных принципах. Огромна разница в том, то что мы снова вернулись к цепочке из четырех игроков и ориентировке на отбор мяча у соперника. Теперь нельзя хвастаться тем, что мы самая прессингующая команда, всегда играющая быстро и только только вперед. Но мы стали более четкими, в то же время чаще идем на риск. Мы комбинируем, что бы расслабить противника, а после начинаем гнуть свою линию и забиваем свои голы. Это впечетляюще.
Чему обязаны такие изменения?
РХ: Прошлой весной, во время локдауна, мы сказали себе: сейчас лучшее время, чтобы играть в футбол с большим риском. Мы в безопасной позиции от вылета, если не попробуем сейчас, тогда когда? Оглядываясь назад, можно сказать - это было правильное решение, мы сделали огромные шаги в работе с мячом. Мы прошли долгий путь во всех стадиях игры и добились успеха.
Играть с пустыми трибунами - легче.
До весны "Саутгемптон" был самой слабой командой в домашних играх в Лиге. Неужели без фанатов легче играть?
РХ: Конечно, праздновать победы на стадионе с фанатами гораздо лучше, чем без них, но факт: как главному тренеру, мне проще руководить игроками в матчах без зрителей. Игроки гораздо спокойнее с мячом, тогда на них нет давления с трибун. Это ментальная разница. Нужно посмотреть, насколько мы стали стабильны в этих стадиях игры. Понятно, что мы не будем возражать, когда болельщикам разрешат вернуться на трибуны.
Во второй половине прошлого сезона "Саутгемптон" был уже на шестом месте, так что такой старт сезона не удивителен.
РХ: Если взять прошлогоднюю таблицу после 13 тура, мы были даже четвертыми. И все же старт сезона был тяжелым после двух поражений в самом начале. Мы попробовали кое-что, но это вышло не идеально. Играть с цепочкой игроков, которая находиться на линии выше не очень подходило нам.
Например, как в игре против Тотенхэма со счетом 5:2?
РХ: Мы сразу отказались от этой идеи. В конце концов, отменять принятые решения - признак зрелости команды. С тех пор мы не пропустили ни одного гола в четырех играх из шести. Это очень важно.
Зарабатывать с пустыми трибунами - тяжелее.
Как менеджер вы участвуете в экономическом развитии клуба. Как пандемия короновируса повлияла на клуб и каковы его последствия?
РХ: Конечно, из-за отсутствия зрителей у нас есть финансовые потери, как и у других команд. В нашей ассоциации почти 400 сотрудников, все они сохранены и работают по долгосрочным контрактам. Потому летом мы старались делать только те трансферы, которые были без риска для нас, пришлось продать несколько игроков. Но для нас, маленьких клубов, совершать дешевые трансферы становится все труднее. Если мы с вами купим одну и ту же машину у одного и того же дилера, мы заплатим одинаковую цену. Но как только мы куда-нибудь обратимся от имени клуба Премьер-Лиги, проявим интерес к игроку, его цена тут же удваивается. В эти "рыночные игры" нелегко играть, но летом нам удалось обходить это. Переговоры по трансферам мы вели предельно осторожно.
И поэтому Вы позволили Пьер Эмиль Хёйбьергу покинуть клуб и перейти в "Тотенхэм"?
РХ: Мы продали его, потому через год его контракт истекал, а продлевать его Пьер не хотел. А еще из "Тоттенхэма" мы получили Кайла Уокер-Питерса, игрока молодежной сборной Англии, это был разумный обмен. Здесь я бы хотел привести в пример трансфер Тимо Вернера - он продлил свой контракт с "Лейпцигом" перед последним сезоном, что бы клуб, который когда то его взял и помог развиваться, тоже что-то получил с его продажи. Он не ушел бы в Челси на правах свободного агента. Тут нужно поблагодарить и его агента [Карлхайнц Фёстер . - прим. редактора], он правильно посоветовал Тимо. Каждый фанат "Лейпцига" будет помнить Тимо Вернера в позитивном ключе. Будущее в трансферах игроков, которые покидают клубы в качестве свободных агентов, не должно быть смыслом и целью системы.
Ваш соотечественник Дэвид Алаба - полная противоположность Вернеру.
РХ: Безусловно, если смотреть со стороны, то реакция "Баварии Мюнхен" правильная. Я не знаю всех тонкостей ситуации, сложно о чем то судить со стороны. Но это обидно. Надеюсь, мы не попадем в такую же ситуацию. У нас так же есть востребованные игроки вроде Дэнни Ингса, с которым мы сейчас пытаемся продлить контракт. Мы считаем, что игрок, имеющий очень высокий статус в клубе и среди болельщиков, должен осознавать всю ответственность своего выбора. Надеюсь, его агент правильно его проконсультирует. Да, мы не входим в шестерку топ-клубов Англии, но у нас достаточно других аргументов, чтобы убедить Дэнни остаться.
Сможет ли "Саутгемптон" в этом сезоне пробиться в Лигу Европы?
РХ: Это было бы безумием! Конкуренция жесткая - "Эвертон", "Астон Вилла", "Вулверхэмптон", они потратили много денег на трансферы, чтобы оказаться в топ-6. Учитывая возможности, которые теперь есть у этих девяти клубов, у нас нет никаких шансов. Первая десятка - это наш реалистический прогноз. Но я люблю быть нереалистичным.
"Саутгемптон" учится проводить нестандартные трансферы - с упором на возрастных игроков. Молодежь есть в академии.
Денни Ингз - гарантия успеха "святых", выбыл на шесть недель из-за операции на колене. Насколько это тяжело?
РХ: Я уже видел, как он спокойно прогуливался по столовой. И думаю, через недели четыре он будет готов. Главное что мы победили "Ньюкасл" без него. Мы больше, чем Денни Ингз. Тео Уолкотт был отличным трансфером незадолго до конца трансферного окна, он нам очень помогает. Возможно, в будущем мы будем проводить трансферы нестандартно. Теперь, когда все ищут молодых игроков, цены на них резко подскочили, мы хотим обратить внимание на игроков постарше, которые все еще голодны до побед и готовы учиться новому. Я убедился, что даже у игроков старшего возраста "жесткий диск" еще не заполнен и они учатся так же быстро, как молодые. Уолкотт - яркий тому пример.
Создается впечатление, что из-за очень плотного графика из-за пандемии у некоторых топ-клубов есть проблемы со стабильностью. Шансы на сюрприз выше, чем раньше?
РХ: Это действительно непросто для больших клубов, хоть у них и огромные составы и они могут прибегать к ротации гораздо чаще. Но проблема в том, что мы не можем участвовать в гонке с командой С-класса и надеяться на победу. Это не работает в АПЛ.
Игр за сборную перегружают игроков. И мешают тренерам работать.
Вы с пониманием отнеслись к тому, что трое ваших футболистов были вызваны в национальные сборные?
РХ: Нет, вообще без понимания. У меня есть такой игрок - Ян Беднарек. В следующию среду в 20:45 [Интервью от 19.11.2020 - прим. редактора] он должен играть за сборную Польши, до этого он отыграет две других игры и объездит для этого половину Европы. Я увижу его на тренеровке не раньше пятницы, а в понедельник мы должны с играть против "Вулверхемптона". Как это должно работать? Тут у меня нет никакого понимания.
Верите ли, что после пандемии в футболе наступят изменения?
РХ: Не думаю, что поведение клубов и трансферные рынки сильно изменятся. "Топ-продукты", такие как Лига Чемпионов, Премьер Лига и Бундеслига, привлекли к себе еще больше внимания и теперь широко представлены в СМИ. Что меня беспокоит, так это определенные аргументы, которые больше не принимаются во внимание на рынке. У клубов теперь нет дохода от зрителей и все же рынок настолько жаден, что допускает большие переплаты за игроков.
Какая альтернатива в этом для вас?
РХ: Развитие - главная причина придавать большое значение клубной академии и разработать философию для всей ассоциации. Наша команда U-23 только что обыграла Манчестер Сити со счетом 5:2, и вы могли видеть ту же технику, что и во взрослой команде. Парни быстро набирают нужную форму - в этом наше будущее. Мы не думаем над трансферами молодых игроков из академии во вторую и третью лигу, как это делают другие. Мы должны дать им возможность тренироваться с нами как можно дольше, потому что то, чему они научатся с нами, они не научаться больше нигде.
Вы проработали в Саутгемптоне почти два года, у Вас контракт до 2024 года. Отражает ли эта долгосрочность ваше удовольствие работать здесь?
РХ: Я и моя жена чувствуем себя отлично, нам нравится в южной Англии. Я могу полностью концентрироваться на футболе, работа мне в радость. Я могу влиять на многие вещи в клубе. Я могу действовать, как считаю нужным. Мартин Семменс, мой босс, поддерживает меня в этом. Мы вместе пережили время после "Лестера" и ко мне осталось огромное доверие, с которым я еще не сталкивался в футболе. Сейчас я не могу представить работы лучше.