0

Большой куш

''Вслед за реляциями о бурном росте доходов английской премьер-лиги и соответственно зарплат играющих в ней футболистов на днях пришла еще одна - на фоне прежних вызывающая искреннее недоумение: Профессиональная футбольная ассоциация объявила о своих приготовлениях к забастовке. ПФА не устраивает пропорция распределения доходов от нового двухмиллиардного (в долларах) телевизионного контракта, и иного способа отстаивать свою правоту, нежели прямая конфронтация, ее руководители уже не видят. В случае если больше половины членов ассоциации выскажутся в поддержку забастовки, та стартует в начале ноября. Лидеры ПФА уже начали агитацию своих коллег за этот радикальный шаг. "Стачком" "Манчестер Юнайтед", как вчера стало известно, возглавил защитник сборной Англии Гарри Нэвилл, "Челси" - Грэм Ле Со, "Вест Хэма" - Паоло Ди Канио. А британские газеты нынче вовсю балуются каламбурами: "striker" в английском - это не только "нападающий", но и "забастовщик"

Отстраненно-поверхностная реакция "с жиру бесятся" в данном случае, пожалуй, недалека от истины и все же уже недостаточна для объяснения экзотичных для нашего сознания забастовочных планов футболистов-миллионеров. "Суть протеста не только и не столько в деньгах, сколько в принципах и элементарном уважении", - из раза в раз твердит генсек мятежной ПФА Гордон Тэйлор. Дело в том, что ПФА по традиции получала от премьер-лиги 5 процентов от суммы контракта по продаже прав на телевизионные трансляции, и в прошлом году эта сумма, например, составила 11 миллионов долларов. А в нынешнем сезоне, несмотря на рост телевизионных поступлений, премьер-лига перечислила на счета ПФА всего 7,5 миллиона долларов (примерно 1 процент от новой телевизионной сделки), что Гордон Тэйлор назвал "насмешкой и оскорблением".

Зачем ПФА вообще деньги? "Мы занимаемся массой программ социального характера, - говорит Тэйлор. - Они направлены на адаптацию игроков к послефутбольной жизни, получение ими образования, лечение. Плюс антидопинговые и антирасистские мероприятия. Далеко не все становятся звездами и зарабатывают миллионы: есть такие, кто останавливается у подножия спортивной вершины лет в 20 из-за травмы и фактически оказывается на улице". По словам Тэйлора, затраты профсоюза в нынешнем году более чем вдвое превысили поступления от премьер-лиги.

Пока сложно сказать, выльются ли эти угрозы во что-то серьезное - как уже не раз случалось в американских хоккейных и баскетбольных лигах, где из-за локаутов чемпионаты задерживались и скукоживались до непотребного вида. Для принятия решения о забастовке (если, конечно, премьер-лига не удовлетворит требования ПФА) необходимо ее одобрение большей частью членов ассоциации, в которой на данный момент состоит около 4 тысяч футболистов разных лиг. Естественно, забастовка и приостановление чемпионата не выгодны никому: публика в таком случае потеряет любимое зрелище, клубы - доход, а игроки - зарплату. Но никто пока и не выказал готовности к компромиссу. Посредством СМИ стороны уже перешли к массированной "артподготовке", стреляя друг в друга шрапнелью аргументов. "ПФА хочет телевизионных денег, но из этих самых денег мы и платим зарплаты футболистам", - говорит председатель "Лидса" Питер "PR" Ридсдейл. "Мы решительно настроены добиваться справедливости в этом вопросе", - хлестко отвечает Тэйлор. Цена "вопроса", кстати, по подсчетам английских газет, - 40 миллионов долларов. Именно столько на данный момент составляют требуемые ПФА пять телевизионных процентов.

В целом пресса воспринимает воззвания ПФА по-английски практично и даже цинично, подкрепляя свое неприятие инициатив игроков цифрами. После того как суммарная ежегодная платежная ведомость премьер-лиги достигла 242 миллионов долларов, в тяжкую долю футболиста не верует никто. При доходе среднестатистического англичанина в 32 тысячи долларов в год уже в третьем английском дивизионе средний заработок игрока достиг отметки в 55 тысяч! В противовес этим цифрам называются другие: если рядовые члены транспортного профсоюза делают ежегодно 120-долларовые взносы, то футболисты (даже миллионеры) - смехотворные 100-долларовые. Досталось и Гордону Тэйлору: его зарплата как генсека ПФА составляет 650 тысяч долларов в год, тогда как главы крупнейших британских профсоюзов получают впятеро меньше...

Чем бы ни завершилась эта тяжба, ей суждено стать дополнительной иллюстрацией перемен в футбольном мире, для которого еще пару десятков лет назад одни только разговоры о забастовке показались бы апокалиптическими. Превратившись в бизнес, футбол становится принципиально иной игрой, у которой - свои законы.

БарселонаБарселона
Будет ничьяЛа Лига
АтлетикоАтлетико
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости