Голос с окраин
Кубок УЕФА, заслоненный лощеной, успешной и прагматичной Лигой чемпионов, в последние годы превращается в до крайности занимательный турнир. В эдакую Малую сцену Большого театра европейского футбола, служащую площадкой для экспериментов, радующую новизной лиц, увлекающую нетривиальностью стилей и тем, что на финальном этапе в последние годы ставятся исключительно задорные постановки ("Ливерпуль" -- "Алавес" -- 5:4, "Фейенорд" -- "Боруссия" -- 3:2). Матч "Порту" и "Селтика" оказался, возможно, самым занимательным в этом ряду благодаря самобытному, немного реликтовому, симпатичному даже в своих недостатках, 100-процентно несхожему, 200-процентно аутентичному футболу.
Коста дель Селтик
Португалия и Шотландия -- две страны, клубы которых, быть может, больше всех пострадали в годы агрессивной коммерциализации европейского футбола, отрезавшей пути в элиту командам из небольших стран (Португалия -- 10,3 миллиона человек, Шотландия -- 5,1 миллиона), читай -- с небольших телевизионно-рекламных рынков. Им было что терять (и "Селтик", и "Порту" имеют в своем досье записи о победах в Кубке чемпионов), и они в новой футбольной реальности были обречены на эти потери.
Зато вытеснение с главных евромагистралей на обочину (в минувшей Лиге чемпионов клубов с окраин туманного Альбиона и Пиренейского полуострова не было), в разряд полумаргинальной экзотики, позволило шотландскому и португальскому футболу сохранить первозданную чистоту стиля, замкнутого в резервациях национальных чемпионатов. Сегодня, когда проникающая в футбол глобализация медленно истребляет национальные оттенки, густо смешивает краски и поощряет космополитизм, эта заповедная несхожесть выглядит особенно трогательной. Антагонистичные друг другу стили и архетипы в среду в Севилье гармонично сплелись в дивную с фольклорной и этнографической стороны игру. С видеозаписи этого матча, сопровожденной околофутбольными кадрами (три тысячи бело-зеленых фанатов, добирающихся из аэропорта Малаги в Севилью на мопедах, потому что поезда забиты напрочь; круглосуточные вопли "Hail! Hail! The Celts Are Here!" перекочевавших в столицу Андалусии шотландских орд), "Нэшнл джиографик" обязан открыть новую серию: "Футбол и обычаи народов мира".
Арт Деко
С неприхотливым, как клевер, и колючим, как чертополох, "Селтиком" все понятно. Голая харизма, святая простота, доходящая до треска костей неуступчивость, слегка бестолковый энтузиазм, берущий каким-то особенным, патриархальным очарованием. Вы представляете себе, какую титаническую работу скаутам клуба пришлось проделать во Франции, чтобы выискать в этой стране двух игроков, игра которых, в такой степени отдает деревянностью, -- Агате и Бальде?
У отчаянно пластавшегося по газону, усердно цеплявшегося за каждый мяч и шанс потревожить Витора Байю, истово разгонявшегося, но плохо умеющего останавливаться "Селтика" был, кажется, только один шанс на победу, единственное основание для надежды. Состояло оно в том, что Хенрик Ларссон сумеет забить больше, чем "Селтик" пропустит. Ларссон -- это голова, он -- гений в своем роде, единственный форвард в мире, который ежесезонно умудряется загонять в сетку по 35--45 мячей без толковых передач, отдавать которые у бело-зеленых решительно некому. Свои два шанса Ларссон подкараулил, пластичной игрой на втором этаже преобразовав в голы дежурные навесы. Но этого не хватило, "Порту" забил больше.
"Порту" разлива 2003 года -- главная, наряду с "Аяксом", команда-открытие евросезона: стильный, техничный и очень цельный футбол; мыслящий молодой тренер, о котором вы еще услышите; целый выводок футболистов, которых вы еще увидите. Великомученик Дерлей, со своим трехкопеечным лицедейством, дикой нацеленностью на гол, финальным дублем и званием главного (10 мячей) снайпера нынешнего турнира. Технарь Аленичев, который нашел свое счастье в команде, куда более "спартаковской", чем сам "Спартак". Мягкий и умный Манише, прекрасно отыгравший полуфинальные матчи против "Лацио". А также вторая звезда "Порту" после Деко, лидер португальской "молодежки" Элвер Поштига, которого изрядно не хватало команде в среду.
''Но главной характерной чертой "Порту" в финальном матче, как и обычно, стала утонченно-элегантная эстетика Арт Деко. Упиваясь собственным техническим превосходством, Деко ткал игру команды из дивных финтов, пауз, пасов и пассов, почти безошибочно избирая лучшие варианты для продолжения атаки. Совершенно понятным теперь кажутся протесты Руя Кошты относительно привлечения 26-летнего натурализованного бразильца в сборную Португалии: сегодня совершенно очевидно, что места в "основе" Деко достоин больше, чем хавбек "Милана".
Весьма примечательна карьера 40-летнего Хосе Моуринью, вокруг фигуры которого сейчас вьется оправданно большое количество слухов о его переходе в один из топ-чемпионатов. Еще 11 лет назад нынешний тренер "Порту" служил... переводчиком с английского в португальском "Спортинге", опекавшим приглашенного в этот клуб Бобби Робсона. Поощряя трудолюбие и любознательность молодого Моуринью, Робсон со временем подключил его к скаутской работе, а затем, взяв его с собой в "Барселону", -- и к тренерской. Моуринью остался в команде и при Луи ван Гале, три года сотрудничества с которым теперь дают ему основания декларировать свои приоритеты броским: "Прагматизм в защите от ван Галя и импровизация в нападении от Робсона".