Столица азарта
Сюжетные коллизии плей-офф Лиги чемпионов снова заставляют недоуменно двигать бровями, чесать затылок и требовать: "Автора!" Выход "Монако" и "Порту" в полуфинал сам по себе стал достижением почти историческим: на протяжении последних четырех сезонов эта стадия Лиги чемпионов представляла собой закрытый клуб для представителей богатейших в Европе английской, итальянской, испанской и немецкой лиг. Однако начиная со вторничного вечера достижением в Монако согласятся считать лишь что-то не ниже финала: команда из княжества с 30-тысячным населением обыграла "Челси". С перевесом в два мяча. Вдесятером. Красиво. Абсолютно заслуженно.
Присутствие некоей антилогики в сюжетообразовании вторничного матча бросилось в глаза с самого начала. Судя по стартовому настроению соперников, никто из них не мыслил игру обильной на голы: "Челси" и "Монако" с высочайшей концентрацией принялись отрабатывать в прессинге и даже не думали раскрываться. Однако голевыми оказались первые же удары оппонентов в створ ворот. Сначала Мельхиот ошибся дважды кряду: во-первых -- сбив Ротена в опасной близости от ворот, во-вторых -- и не перехватив его навес со штрафного. Дадо Пршо неловким вроде бы тычком лбом переправил мяч после отскока от земли точнехонько в "девятку" -- 1:0. А затем Гудьонсон сунул голевой пас на Креспо уже после того, как поскользнулся и упал в центре штрафной "Монако", -- 1:1.
''Дальше -- больше. Удаление Акиса Зикоса на 53-й минуте за ненужный хлопок по бритой голове Макелеле оказалось настолько не в пользу "Челси", что лондонцам впору подавать протест на это спорное решение Урса Майера. В нагрузку к численному перевесу "Челси" обрел некоторую вальяжность. Тогда как "Монако", затронутый за живое судейской непоследовательностью (двумя минутами ранее матерый Десайи дал мастер-класс подобных ударов на Морьентесе: хочешь врезать сопернику -- врежь незаметно для рефери), обнаружил еще больше страсти и куража. Кураж -- вообще ключевое понятие для понимания успехов команды Дешама в нынешнем сезоне, под настроение разрывавшей что АЕК (4:0), что "Депортиво" (8:3), что сам "Реал" (3:1). Монако -- подлинная столица азарта на географической карте Лиги чемпионов: мало еще какой команде удается настолько регулярно умножать индивидуальные умения игроков на такой значительный коэффициент энтузиазма. Хотя игроки там сами по себе собрались, конечно, отменные, умножать есть что. У лучшего ассистента Лиги чемпионов Жерома Ротена -- самый выверенный средний и дальний пас в Европе. И пусть в остальных параметрах -- скорость, сила, дриблинг -- "левый крайний плеймейкер" "Монако" не дотягивает до звездных показателей, во вторник его аристократических передач хватило для того, чтобы сконструировать сразу два гола. Людовик Жюли -- лучший футболист вселенной среди обладателей роста до 170 сантиметров; игрок редкой харизмы и незаурядности. Себастьян Скилаччи (во вторник не играл), Жюльен Родригес, Патрис Эвра, Шабани Нонда -- вот еще молодые, но вполне уже готовые к вербовке топ-лигами мастера.
После удаления Зикоса Клаудио Раньери заменил защитника Мельхиота на форварда Хасселбайнка. Это не в духе в общем логичного итальянского специалиста, но вполне в духе княжества. Бывал, знаю -- есть в его воздухе что-то лихаческое, пьянящее: заехал в Монако, сделал ставочку на черное... Раньери рискнул -- и проигрался. При набегавшемся Креспо, при индифферентном Гудьонсоне, при не набравшем форму Вероне выход техничного увальня Хасселбайнка выглядел уже несколько шапкозакидательски. Такого количества игроков, не готовых сражаться за каждый мяч с рассерженными хозяевами, не компенсировать даже неуемным Лэмпардом, хоть в Монако, как обычно, и казалось, что Лэмпардов на поле двое: один -- в атаке, другой -- в обороне.
Клаудио Раньери на самом деле был очень близок к тому, чтобы этой ставкой, доходящей в своей эффектности до пижонства, сорвать банк: на 78-й минуте Хасселбайнк едва не вывел "Челси" вперед. Однако голевой стала ответная контратака, в которой тяготеющий обычно к правой бровке Жюли воспользовался вакуумом слева (вакуум возник после ухода Мельхиота) и выдал идеальный пас на ход Морьентесу под его бесподобный удар в ближнюю "девятку" -- 2:1. Последний мяч также зародился на левом фланге атаки "Монако", где никто не помешал Ротену выполнить очередной безупречный кросс, а едва вышедший на поле Шабани Нонда сделал его голевым, высунув свою длинную ногу в опережение чуть запоздавшего Джона Терри. Заслуженные, поучительные, многозначительные 3:1. Пусть даже два мяча перевеса после первой игры (да хоть бы и три), как мы знаем из опыта четвертьфиналов, -- запас почти символический. 5 мая -- ответный матч на "Стэмфорд Бридж".



