"Такой воз, как сборная, тяжело тащить одному"
Спустя три недели после вылета сборной России с чемпионата Европы Российский футбольный союз подводил итоги выступления отечественной команды на этом турнире. Исполком РФС выслушал доклад главного тренера сборной Георгия Ярцева, очертил причины португальского провала (их оказалось шесть) и сделал уже традиционный вывод: выступление россиян на Евро-2004 признано неудовлетворительным, Ярцев остается на своем посту.
Этот исполком еще до его начала называли бесцельным. И так было понятно, что Ярцев останется главным тренером, никаких кардинальных перемен не случится, а причины очередного крушения надежд миллионов болельщиков каждый уяснил для себя еще до окончания самого чемпионата. Интерес представляло собой только то, что скажет Ярцев, после Евро-2004 почти не общавшийся с прессой. Почти ничего нового он не сказал.
На 16:00 была намечена встреча Ярцева и президента РФС Вячеслава Колоскова с прессой, но холл Олимпийского комитета на третьем этаже стал заполняться любопытствующими еще в начале третьего. Как часто бывает при закрытых заседаниях РФС, некоторые из журналистов пытались подслушать, о чем идет речь за закрытыми дверями, и передавали стесняющимся подслушивать коллегам, что же там говорят.
А говорили все о том же -- надо поднимать юношеский футбол. Юношеский футбол -- тема больная для всех сборных постсоветского периода, когда большинство футбольных школ развалилось. Но странно жаловаться на это сейчас, когда в сборной России-2004 сразу 9 человек (Малафеев, Акинфеев, Бугаев, Анюков, Алдонин, Сычев, Кержаков, Быстров, Измайлов) являют собой продукты уже российского, а не советского воспитания. То есть уже сейчас детский футбол может поставлять игроков в сборную: обратим внимание, что 6 человек из перечисленных талантов уже сейчас считаются основными игроками национальной команды.
Страшное подозрение, что за деревянными дверями зала заседаний не происходит ничего неожиданного, подтвердили двое вышедших оттуда мужчин, один из которых на ходу произнес журналистам: "Держитесь, ребята! Недолго еще осталось. Хотя ничего вы и не потеряли. Там такую х...ю порют!".
Время текло к 16:00, но заседание не спешило заканчиваться. Тут из зала в гневе вышел Ярцев и решительно проследовал мимо журналистов. "Неужели отставка?" -- зашуршали окружающие, испугавшиеся грозного вида вожака сборной. Однако когда пресс-конференция наконец стартовала с опозданием на час, Ярцев вернулся. Говорить не об отставке, а том, что было и что будет в его сборной.
Начать высказывать свои мысли Ярцев с первой попытки не смог, поскольку в зал ворвался один из представителей национал-большевиков и, раскидав по залу листовки и выкрикнув: "Привет от НБП! Россия без Путина, футбол без Колоскова!" -- выплеснул какой-то сок в сторону Ярцева и Колоскова. Вячеславу Ивановичу, которого уже 25 лет ничто не берет (еще в 1990-м один из его оппонентов в отчаянии утверждал, что "Колоскова даже струи дождя обходят!"), снова повезло -- лимоновец целил в него, а практически все вылил на Ярцева. Тренер пришел в бешенство и хотел было уйти. И ушел бы, если бы хладнокровный президент РФС не убедил его продолжить. Колосков вообще никак не отреагировал на случившееся, только позволил себе пошутить, что теперь газетам есть о чем писать. Ярцев понервничал, снова сел и продолжил.
''Из тридцати минут, что текли речи Ярцева, большую часть времени главный тренер сборной огорчался, что "среди журналистов есть много ненормальных людей". Хотя нашлось время и для других вопросов. "Кто-то из игроков говорил вам, что я загонял сборную во время подготовки к чемпионату? Да с той физической подготовкой, с которой они приехали в Португалию, им даже средняя нагрузка могла показаться невыносимой" -- ответ на разговоры о повышенной нагрузке на игроков.
"Мы вместе с врачами до последнего момента боролись за Онопко, но он не смог поехать. Да, 16-го числа он уже тренировался в "Сатурне", а мы еще играли на чемпионате. Тренироваться -- да, но надо было ведь играть" -- попытка развеять слухи о том, что Ярцев решил не брать Онопко совсем не из-за травмы, а по совершенно другой, неведомой простым смертным причине.
"Мостовой нанес мне большой удар. Я ни капли не сомневался в нем. Но, к сожалению, Мостовой образца осени-2003 и лета-2004 и как человек, и как футболист резко различался. И после матча с Испанией именно к нему было больше всего претензий" -- очередной комментарий к "делу Мостового". А ведь на встрече с болельщиками после первого матча с Испанией Ярцев говорил, что никто в команде не уклонялся от борьбы и в отсутствии желания никого упрекнуть нельзя.
Мостового вспоминали еще раз, когда Ярцеву рассказали о замаячившем в кулуарах слухе, будто бы еще и Радимов, и Гусев будут отцеплены от главной команды страны. "Что? Радимов и Гусев -- мои любимые игроки, они могут не волноваться", -- возмутился Ярцев. "Просто пока мы сочли нецелесообразным вызывать их в сборную из-за плохого функционального состояния", -- пояснил Колосков.
Вячеслав Колосков, к слову, говорил мало и в основном слушал своего подчиненного. Во время речей Ярцева, содержавших в себе нападки на журналистов и некоторых болельщиков (так, в фамилии высказавшегося когда-то о выступлении сборной на Евро-2004 певца Вячеслава Петкуна тренер намеренно заменил сочетание согласных "тк" на "рд"), Колосков походил на добрую бабушку, которая слушала любимого внучка, смотрела чуть в сторону и не смела что-либо возразить смешной болтовне.
Понять патриарха спортивного чиновничества легко -- слушать большую часть монологов Ярцева без грустной улыбки было непросто. "В России в адрес сборной ничего, кроме критики, не говорят. А вот когда мы были в Португалии, 15 раз по местному телевидению показали, как после передачи Аленичева мяч попал в руку испанского игрока" -- самое ничтожное из оправданий, относившееся к якобы плохому судейству. Прозвучала и предсказанная всеми фраза: "почему же мы все забываем, что сборная России играла в группе, откуда вышли оба финалиста турнира?". Пределом терпения рядового болельщика может стать одна из последних реплик Георгия Ярцева на пресс-конференции: "И вообще, мы после Евро-2004 поднялись на пять строчек в рейтинге ФИФА. Выходит, не зря съездили!". Да кому этот рейтинг нужен, Георгий Александрович? Ни один футбольный специалист не объяснит его практическое применение, и ни один болельщик сборной России, вновь искренне ждавший от команды хорошей игры и результата, даже не думает следить за перемещениями команды по этому рейтингу.
Одним из немногих светлых пятен в выступлении руководителей российского футбола было оглашение новой поставленной цели -- улучшить отношения между клубами и сборной. "Клубы должны быть заинтересованы в сборной, и наоборот, -- заявил Ярцев. -- Это нелегко, поскольку тренеры волнуются только за свои команды, где они работают и за результат которых они отвечают. А ведь такой тяжелый воз -- сборную России -- слишком сложно тащить одному человеку". Тут Ярцев забыл, что его тоже волновала только своя команда, когда он ставил самарцев Каряку и Анюкова играть весь товарищеский матч против Австрии, хотя тренеру "Крыльев Советов" Гаджи Гаджиеву пообещал, что даст им отыграть перед финалом Кубка России только один тайм. Но если отныне тренеры сборной и клубов начнут держать слово -- вреда не будет.
Причины неудачного выступления сборной России на Евро-2004 (версия Исполкома РФС):
-- Тренеры не сумели заранее определить стартовый состав сборной, из-за чего ни один из игроков не был уверен в том, что выйдет на поле.
-- Просчеты в комплектовании. Гусев, Радимов и Мостовой, как оказалось, на момент Евро-2004 находились не в лучшей форме.
-- Травмы. Не смогли поехать на чемпионат Игнашевич и Онопко, кроме того, в лечении во время турнира нуждались Лоськов, Сенников и Измайлов.
-- Низкий уровень физической готовности.
-- Просчет тренеров в выборе тактических действий: более целесообразно было играть активнее, с двумя форвардами.
-- Недостаток во взаимопонимании между сборной и российскими клубами.



