0

Явление русского иностранца

''Через два дня в московский "Спартак" придет новый главный тренер. Улыбчивый мужчина средних лет; этот приблизительный возраст в приложении к тренерской профессии означает расцвет сил. В умных глазах разнообразные искорки: эта представляет чувство юмора, эта - твердую волю, готовую проявиться, когда надо, та - энергию. Александр Старков, который сперва вывел сборную Латвии на чемпионат Европы, а потом еще и покалечил с ее помощью фаворитские нервы, созрел для большой работы. Большая работа ждет его в одном знаменитом местечке по Ярославской железной дороге, сразу за Мытищами - в Тарасовке.

Старкова в Россию звали давно. Николай Толстых в бытность президентом московского "Динамо" (как сейчас выясняется, неплохие были времена) считал Старкова идеальной кандидатурой после ухода на пенсию Бескова.

Питерский "Зенит" обращался к рижанину и получил отказ - Старков хотел продолжить работу со своей национальной сборной. Может, знал чего заранее - эта работа действительно стоила свеч. Впрочем, "Зенит" тогда, в отличие от "Динамо", не прогадал - взял Петржелу.

О приходе Старкова в "Спартак" говорили достаточно давно, и даже по опровержениям этих разговоров становилось понятно: эти слухи - тот самый дым, без которого не бывает огня. Возможно, даже некоторые из последних приобретений делались после консультаций с ним. Время для вступления в должность выбрано тоже удачно - задач на сезон не осталось, последние матчи - способ узнать команду поближе, проверить собственные идеи, потренировать на будущее естественный спартаковский максимализм.

Тем не менее интрига и долгожданность приезда Старкова в Россию не должна отодвинуть на второй план необходимость анализа. Как вообще приглашают тренера? Мало ведь найти просто хорошего и даже талантливого. Надо, чтоб был именно тот, который нужен здесь, в "Спартаке", и сейчас - на исходе сезона-2004, с прицелом на 2005-й, а там, глядишь, и дальше. В качестве материала для анализа подходят, во-первых, показанные в прежних работах игровые воззрения тренера. Во-вторых - методика поиска, которую использовал клуб. То есть - чего он сам ждет от нового специалиста. И в-третьих - что за методы работы позволили тренеру добиться прежних успехов. Поскольку именно методика работы - тренерский инструментарий, который остается с ним на протяжении всей карьеры. Ну, как редкий, скажем, художник по ходу жизни меняет способы писания картин и направление творчества.

Самое простое - выяснить, чего хотел клуб. В случае со "Спартаком" это, конечно, известное допущение: ведь фактический хозяин клуба в своем владении не признается. Порой даже складывается впечатление, что владение "Спартаком" доставляет Леониду Арнольдовичу Федуну некий душевный дискомфорт. А иначе - чего скрывать то, о чем открыто говорят все клубные чиновники и игроки?

Тем не менее из окружения Федуна доподлинно известно, что "Спартаку" хотелось найти такого тренера, чтобы был сразу и иностранец, и по-русски говорил. То есть чтобы не было проблем во взаимоотношениях с игроками.

Критерий верный и заслуживающий внимания, но, конечно, он не может быть главным. Хотя бы потому, что иностранством и знанием языка команду не тренируют. Да и проблемы в тренерском штабе "Спартака" начались и продолжались вовсе не по причине, скажем, неспособности Невио Скалы говорить по-русски или отсутствия у Олега Ивановича Романцева паспорта какой-то соблазнительно не нашей страны. Например, Колумбии.

В общем, тут критерий выбора тренера никак не помогает нам оценить его в смысле перспективы. Теперь о прежних, доспартаковских работах тренера Старкова.

Конечно, между стилем игры сборной Латвии и тем кружевным воспоминанием, которое лелеют в памяти спартаковские болелы, общего мало. Но ведь латвийская сборная - это не способ для тренера заявить о своих программных взглядах. Не команда-мечта. Это была команда-труд, команда-усилие, команда-коллектив. Сборная Латвии - это искусство выжать максимум из того, что случилось под рукой. Да в придачу и способ постепенно, шаг за шагом, развиваться самому, потому что ведь на начальной стадии жизни латвийского футбола про тренера Старкова тоже никто ничего не знал. Он не мессией в эту страну явился, он вместе с нею стал тем, кем стал.

Переходим к третьему пункту. Он-то и есть наиболее занимательный. Какими словами, какими тренировками у Александра Старкова получилось спаять группу не слишком выдающихся футболистов из Риги и ее окрестностей в боеспособный коллектив, мы в точности не знаем. Это была славная работа - впрочем, каждого футболиста нужно было долго пестовать, убеждать в том, что футбольная карьера в нефутбольной стране тем не менее стоит того, чтобы жить... Это и есть тренерские методы. Так было с Марисом Верпаковским, юношей из Лиепаи, которого сначала убедили перейти в "Сконто", а потом постепенно, шаг за шагом, сделали из него редкий тип игрока сразу и работящего, и звезды. Но Фернандо Кавенаги - не Верпаковский. К этому парню еще недавно примеривались величайшие футбольные клубы, и сам он наверняка мечтает о том, чтобы интерес этот вернуть. А чемпионат Европы с сенсационными латышами он мог и вовсе не смотреть.

И Аленичев Дмитрий тоже навряд ли по определению готов заглядывать новому тренеру в рот. Он вернулся в Россию из Порту, и ничего не было невозможного, к примеру, в том, чтобы Моуринью взял его с собою в "Челси". На пару сезонов каких-нибудь Аленичева в премьер-лиге хватило бы запросто.

Все это не о враждебности, конечно, игроков "Спартака" к новому тренеру говорит - все ведь профессионалы. Но вот работать с ними, общаться, заставлять и убеждать - дело абсолютно другое в сравнении с прежним опытом Старкова. Кстати говоря, приди он с его искусством работать с молодежью, с его тактическими воззрениями два года назад в "Зенит" - вряд ли бы показал результат хуже, чем Петржела. Но это дело прошлое.

Что получится у Александра Старкова в "Спартаке" - огромный вопрос. Это совершенно новая страница как в жизни клуба, так и в его собственной. Не новая глава интересной книжки, где даже некоторые персонажи из предыдущей продолжают жить и самоутверждаться - все, все с нуля. Наблюдать за этим со стороны будет чрезвычайно интересно и азартно, как за любым делом, в котором шансы на успех - приблизительно пятьдесят на пятьдесят.

Бороться за чемпионствоБалтика
Быть в топ-3Андрей Талалаев
Максимум топ-5премьер-лига Россия
Весной провалятсяСпартак
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости