Каха КАЛАДЗЕ: Я "Киндзмараули" от "Кьянти" отличить не сумею
''Каха КАЛАДЗЕ -- имя и фамилия, с которых тренер сборной России Валерий Газзаев всякий раз начинает перечисление первейших грузинских футбольных мастеров. Каха Каладзе -- имя и фамилия, стоящие сегодня в одном ряду с именами Алессандро Несты и Паоло Мальдини, и с этим своим оборонительным рядом "Милан" в сентябре смотрелся одним из самых могучих клубов Европы. 24-летний лидер сборной Грузии, с которой российской команде в следующую субботу предстоит встреча в Тбилиси, за неделю до игры ответил на вопросы корреспондента "Известий" Дмитрия НАВОШИ.
-- Субботний матч против России для тебя -- особенный или это просто следующая игра в твоем напряженнейшем осеннем графике?
-- Особенный? Ну только если с точки зрения турнирной ситуации. Мы уступили в первом матче этого цикла и теперь проигрывать не имеем права. А в остальном -- обычная игра, в которой на кону будут три очка, не больше и не меньше.
-- Неужели думаешь, что игре удастся избежать политизации, реваншистского акцента? Ты же наверняка смотришь новости и примерно представляешь, что будут кричать с трибун.
-- Игре может и не удастся, а я в это все лезть не хочу. Ничего не имею против России кроме того, что мы конкурируем с ней за место на чемпионате Европы. Давайте оставим политику политикам. Я футболист.
-- Есть ли у вас представление о нынешней сборной России?
-- Пока -- самое общее. Знаю манеру многих игроков в отдельности, характер игры Газзаева. Наслышан о самоотдаче, с которой действует новая российская команда. А ее игры, думаю, еще посмотреть успею -- на сборах.
-- Вы отказались играть за сборную Грузии после того, как был похищен ваш брат Леван. Что побудило вернуться?
-- Это было очень сложное решение, долго раздумывал и колебался. Сдвинуть дело с освобождением Левана с мертвой точки мой демарш не помог, сейчас мы пробуем другие пути. И потом, настоящие болельщики сборной Грузии мне ничего плохого не делали, и подводить их я не хочу. Они поддержали меня в трудную минуту, и я готов отплатить тем же.
-- Стартовый матч цикла сборная Грузии проиграла в Цюрихе со счетом 1:4. Так сильны швейцарцы?
-- Скорее, это мы провалились. И тренеры, и игроки. Но выводы уже сделаны. Будем исправляться.
-- Заметно ли изменилась грузинская сборная с тех пор, как вы дебютировали в ней более пяти лет назад?
-- По составу -- прилично. Но играть стараемся в тот же фирменно грузинский футбол -- техничный, атакующий, эмоциональный.
-- Цели в нынешнем цикле?
-- Такие же, как и у сборной России: попадание на чемпионат Европы.
-- Мощный старт "Милана" в этом сезоне удивил, кажется, всех. А вас?
-- Меня -- нет. Я верил, что именно так все и будет. Удивлялся раньше, когда у "Милана" не получалось занять надлежащего места.
-- Какое для "Милана" место надлежащее?
-- Регалии клуба не заставляйте перечислять, ладно? "Милан" -- один из величайших, наряду с "Ювентусом", клубов Италии. В Турине сегодня есть очень классная, звездная команда -- но я думаю, что и она нам по силам после того кадрового укрепления, которое произвел наш клуб летом. В Европе "Милан" тоже давно ничего не выигрывал. Пора.
-- Перемены кадрового порядка общеизвестны. Что с приходом Несты, Ривалдо, Зеедорфа, Даль Томассона изменилось внутри клуба?
-- Конкуренция выросла. Вера в итоговый успех -- тоже. Атмосфера осталась без изменений -- рабочая, дружелюбная. Знакомство с Ривалдо меня удивило -- звезда, а при этом скромный и тихий парень...
-- Может это из-за незнания языка?
-- Не думаю. Он уже все понимает. Ривалдо с его испанским и португальским проще, чем мне было поначалу с русским и грузинским.
-- По первому месяцу сезона складывается ощущение, что "Милан" заиграл в более осмысленный, комбинационный футбол. Пирло в качестве опорного хавбека -- это ведь почти что революция.
-- Ну раз ощущение... Мне не кажется, что мы как-то революционно изменили манеру игры. Удалось изменить ее качество -- в лучшую сторону. И новой роли Пирло я не удивляюсь. Сейчас в команде очень много классных полузащитников -- тренер хочет всем найти место на поле.
-- Не заставит ли столь удачный старт Шевченко, когда тот вернется в строй после травмы, дожидаться своего шанса на скамейке?
-- Для Шевченко место в основе "Милане" всегда найдется. Уверен.
-- Ваши первые полтора года в "Милане" были временем серьезного несоответствия планов и затрат клуба его результатам. В чем выражалось негодование владельцев клуба? Вам знакомо слово "нагоняй"?
-- Мы не на каторге. Разборок на повышенных тонах здесь никто не устраивает. В футболе нельзя выигрывать всегда и все, и в клубе, каким бы амбициозным он ни был, это понимают. Роль прокурора, злого следователя в Италии играет пресса. Вот она действительно выражений не выбирает. После проигранных матчей я газет не покупаю -- такого могут написать, что жить не захочется.
-- С болельщиками эксцессов не случалось? Разъяренные распродажей игроков тиффози "Лацио" недавно разгромили клубный офис. Фанаты "Ромы", разочарованные стартом команды, напали на игроков на клубной базе...
-- Это Рим, он гораздо южнее. В Милане, думаю, подобное невозможно. Пройти незамеченным по улице города мне, конечно, сложно, но постоянное внимание фанатов нисколько не обременяет -- оно всегда доброжелательно.
-- В "Милане" вы, крайний защитник, просто-таки раскрылись как снайпер: 8 голов за полтора года...
-- Ну какие-то из этих мячей я забил, играя в полузащите. К тому же современный футбол требует от крайних защитников активных подключений к атакам. Надеюсь, сейчас, когда к Мальдини в центре защиты добавился Неста, я смогу ходить вперед еще свободнее.
-- Анчелотти -- уже четвертый тренер, при котором вы работаете в "Милане" после Дзаккерони, Мальдини и Терима. Можно сравнивать?
-- Можно, но не нужно. Никогда не любил давать оценку тренерской работе. Не мое это дело. Личность тренера, его отношение к игре и к тебе конкретно важны, но я должен работать на все сто при любых обстоятельствах.
-- Около года назад ходили разговоры о вашем возможном переходе в "Ювентус" или "Интер"...
-- Эти клубы обозначали некоторый интерес. Только мне здесь нравится, и об уходе из "Милана" я всерьез не думал никогда. Тем более -- в "Интер".
-- Полтора миланских года, кажется, прилично вас изменили. Отрастили волосы, стали одеваться на Виа Монтенаполеоне, полюбили пасту. Почувствовали себя итальянцем?
-- Немножко. Я легко принял здешний образ жизни. Сам являюсь оптимистом и, как мне кажется, довольно открытым человеком. Кухню итальянскую просто обожаю, к тому же с грузинской у нее много общего. Моццарелла, если разобраться, -- аналог сулугуни, хлеб в Италии похож на лаваш...
-- Квартал моды, "Ла Скала", бары Брера, автосалон "Феррари", очередь в "Санта-Мария-делле-Грацие" на "Тайную вечерю" -- где больше шансов застать Каху Каладзе в Милане?
-- Все-таки дома. Милан -- отличный город для активной жизни, но после того, что случилось с моим братом, как-то не до веселья. Футбол, семья и близкие друзья -- вот все, что на данный момент существует в моей жизни.
-- Живете в Милане или за городом?
-- Загородная жизнь не для меня. Всегда и везде старался жить в центре города. Я компанейский человек, избегаю одиночества.
-- Правда ли, что вы, родившись в одной винной стране и живя в другой, не испытываете ни малейшей страсти к этому напитку?
-- Да, как и вообще к спиртному. Вино в Италии пьют всегда и везде, даже за ланчем в перерыве рабочего дня, а тем более в дружеских компаниях, потому я со своим стаканом сока или воды выгляжу белой вороной и служу объектом шуток. Но что делать -- нет у меня интереса к вину, и все тут.
-- Что, даже "Киндзмараули" от "Кьянти" по вкусу не отличите?
-- Нет, только по этикетке.
-- Что означает татуировка на вашем плече?
-- Тигр? О, это же я, когда на поле!
-- Только на поле?
-- Да. Вне футбола я мало похож на тигра. Друзья говорят, что я очень спокойный.
-- Любимые время и место?
-- Время -- весна, лето. Место? Их много. Самтредиа, Киев, Монте-Карло. Там уж точно никто не удивится и не будет шептаться вслед: вон, смотри, Каладзе идет.



