4 мин.

Разум и воля. Как сборная России должна отблагодарить Капелло

Вечером 14 августа 2013 года не обязательно было находиться в Белфасте, чтобы представить, что там происходит. Шел сильный дождь; под протекающей пластиковой крышей сарайчика, в котором кому-то пришло в голову устроить смешанную зону для интервью, стоял – глаза в пол – лучший бомбардир чемпионата России Артем Дзюба и смущенно оправдывался за то, что не смог затоптать защиту сборной Северной Ирландии. Остальные игроки спешили мимо. В дверь сарайчика ломились болельщики сборной России с непарламентскими выражениями.

Зато за стеной, в комнате с низким потолком, уставленной потрепанными стульями из гарнитура протестантского пастора, разворачивалась неожиданная сцена. Там сидел раскрасневшийся от ирландской вечерней прохлады Фабио Капелло и взволнованно говорил: «Я посмотрел все предыдущие игры сборной Северной Ирландии, абсолютно все. Они никогда не играли так быстро, как сегодня! Я объяснил своей команде, как надо действовать, но соперник оказался сильнее нас». Тренер сборной России открыто, пусть и не без удивления, брал на себя вину за шокирующее поражение – несмотря на то, что шесть или семь его футболистов сыграли откровенно хуже, чем могут.

Капелло приехал в Россию не для того, чтобы попользоваться богатым футбольном ресурсом страны (как это сделал Адвокат), а в случае чего оправдываться безголевой серией Кержакова или количеством голов Смолова во взрослом футболе. Он приехал менять отношение к делу – начиная с поголовного переодевания сборной в дизайнерские костюмы и заканчивая головомойкой в раздевалке после ничьи с Азербайджаном. При любом другом тренере команда в этот момент с размахом отмечала бы выход на чемпионат мира.

Планы Капелло в данный момент идеально совпадают с задачами сборной России. Ему нужно достойно завершить карьеру – желательно там, где ему дадут полную свободу действий, не будут мешать, но и не будут отлынивать от работы. Капелло с Россией уже гарантированы два чемпионата мира, а сам он наверняка будет готов приступить к реформе системы подготовки новых игроков для сборной; в конце концов, лучшее из его умений – учить. Но когда (не хочу писать «если») РФС подпишет новый контракт с итальянцем, для дальнейшей работы со сборной ему потребуется еще одна вещь. Россия должна начать играть за него.

Разве не удивительно, какой безысходностью были пропитаны все последние расставания тренеров со сборной? Романцев уходил на фоне слез Сычева и огней Манежки. Отставки Газзаева и Ярцева после позорных поражений желала вся Россия, а изгнанию Адвоката радовалась еще и Бельгия. Юрий Семин, не успевший толком ни в чем провиниться, покидал сборную с ощущением, будто случайно наступил грязным сапогом на собственную карму – и заметьте, никто его не жалел и не звал обратно. Да что там Семин – даже репутация Гуса Хиддинка после полуфинала Евро-2008 и очень достойной отборочной кампании ЧМ-2010 был разбита одной игрой в Мариборе. Я не помню более тяжелого, гнетущего ощущения отсутствия какого-либо будущего, чем во время товарищеского матча с Венгрией в марте 2010-го.

Кем бы ни были тренеры сборной России, их отношения с командой чаще всего были пугающе односторонними. Они вкладывали в нее что могли – душу, здоровье, эмоции, знания или холодные ожидания оклада и премиальных – и даже добивались каких-то результатов, но после сложных матчей и обидных поражений эта связь рвалась как сетка ворот после ударов Юрия Никифорова. Тренер в ужасе хватался за голову, а команда преспокойно поворачивась к нему спиной и расходилась по домам – авось следующий вызовет.

Казалось, это ответное равнодушие сумел преодолеть Гус Хиддинк. Футболисты повторяли, как он сумел раскрепостить команду, и играли так, что в памяти оставались даже поражения – например, героический выход Дзагоева на замену в матче с Германией, или доблестные набеги Быстрова на ворота в ответной игре. Сборная была готова играть за Хиддинка – показывая, что ценит его вклад, верит в совместное будущее и не хочет для себя иной участи. Но в ответном матче со Словенией, когда исход зависел в большей степени от игроков, чем от тренера, они не бросались на чужие ворота в попытке преотвратить недопустимое. Вы сами видели, насколько обреченными были эти концовки – Бельгия, Словакия, Словения, Греция...

Фабио Капелло вряд ли собирается раскрепощать сборную России – его методы, скорее, подразумевают обратное: максимальная сосредоточенность и концентрация, добросовестное исполнение обязанностей. Все это уже работает и наверняка будет работать и дальше – вот только чтобы сам Фабио захотел доработать здесь до ЧМ-2018, сборная должна отплатить ему поступком, для которого потребуются не только грамотно подобранный состав и верная установка на игру. В нем должна быть воля – например, такая, что не позволяет пропускать в концовке матча от Азербайджана. Воля, что вытащит команду в первый в ее истории плей-офф чемпионата мира. Воля, благодаря которой никто не поверит, что все может закончиться привычным образом – оправдания, Дзюба, дождь.

Почему в Бразилии у нас все должно получиться

7 решений Капелло, которые сделали сборную России сильнее