Налоги, смертельные случаи и деньги – как выглядит контракт бойца на поединок
Лучшее место для автографа.
Всем привет! Вы в блоге менеджера бойцов (среди них – Тимур Мусаев, Алексей Папин, Мухамед Калмыков, Лендруш Акопян и другие) Виталия Тарасова. Я уже рассказывал, сколько бойцам платят в России и что вас точно должно остановить, если вы вдруг захотите зайти в клетку или ринг на профессиональном уровне. Сегодня объясню, как устроены контракты спортсменов.
За последние несколько лет через мою почту и мессенджеры прошло несколько сотен контрактов на бой. Большинство из них мои спортсмены подписали, провели по ним бои и получили оговоренные деньги. Думаю, если бы мы могли сосчитать, сколько потратили на распечатку, вышел бы один хороший гонорар за поединок.

Уверен, что из фанатов ММА и кулачки почти все слышали фразу «подписал контракт на бой». Но мало кто видел, как этот контракт выглядит. А читали его полностью даже не все бойцы.
Что важно понимать?
***
В большинстве случаев контракт предполагает неразглашение деталей, так что обойдемся без конкретики и названий организаций. До того как два человека зайдут в ринг, клетку или сено и профессионально побьют друг друга, им пришлют «соглашение на проведение поединка», «договор № …» или «контракт на участие в турнире по единоборствам»/«контракт на эксклюзивное участие в съемках проекта». Так начинаются документы, которые боец должен подписать, чтобы подраться. Дальше идет от 5 до 15 страниц текста, где перечислены все нюансы соглашения.
На самом деле, если вы хоть раз устраивались на работу, то подписывали такие документы. Большую часть читать там откровенно скучно – бойцовский бизнес тут не исключение. На первых двух страницах очень долго трактуются термины и определения. Сам боец в 90% случаев – физлицо, «именуемое в дальнейшем бойцом» или «участником». Реже бывает такое, что боец заключает контракт как ИП.
Дальше почти всегда следует схематичное описание мероприятия, а большую часть текста съедают формулировки, связанные с рекламными и телеправами: «Боец предоставляет компании права на использование своего имени, изображения, фотографий, голоса» или «Обязуется надевать для целей участия в каждом из боев форменные шорты». Или такое: «Промоутер без ограничений производит и организует проведение фото- и видеосъемки, аудиозаписи любых мероприятий с участием участника».

Ошибаетесь, если думаете, что очень много времени там уделяется жизни и здоровью бойца.
Это приводит к тому, что, получая контракт, ты, как правило, с ходу читаешь основные пункты: вес, гонорар, срок выплаты гонорара, медицина, входит проезд в гонорар или нет, сколько секундантов, сколько номеров для команды бойца (1 или 2) и прочее. Это прописывают ближе к концу и очень четко.
Понятно, что если тебе выслали документ на 12 страниц, то, скорее всего, о сумме вы уже договорились, но было такое, что я просил переписать и цифру в гонораре. Или, например, для одного тяжа вписать еще один гостиничный номер, так как знал, что там, куда их поселят, комнаты точно будут маленькие. В общем, периодически ты правишь условия документа и его переделывают.
***
● «Боец самостоятельно несет риск получения травм и причинения иного вреда здоровью и жизни в результате участия в поединке».
● «Боец в полной мере осознает и соглашается, что профессиональное участие в турнирах ММА – чрезвычайно опасная деятельность. Такое участие может привести к тяжелым и устойчивым физическим травмам».
● «Участник полностью осознает, что участие в проводимых мероприятиях представляет опасность для здоровья и может привести к серьезным физическим травмам, включая получение необратимых неврологических травм, инвалидность или смерть. <...> Сознательно оценивает риски, предвиденные и непредвиденные, в этом виде спорта и подтверждает, что он физически, психически, эмоционально и интеллектуально готов и способен принять на себя все риски, связанные с участием в мероприятии, и освобождает промоутера, а также его доверенных лиц от любых форм ответственности, связанных с причинением вреда здоровью».
Так выглядят типовые формулировки, которые страхуют организацию от проблем, если боец получает тяжелые травмы. Надо уточнить, что у UFC формулировки аналогичные. Это стандарт. И я знаю много случаев, когда промоушен включался и помогал спортсмену в восстановлении, даже если речь не шла о тяжелых травмах. Часто ребятам оплачивали операции, связанные с восстановлением рук после переломов.

Чаще всего вы подписываете контракт и отправляете фотографию или скан. А потом на турнире уже можете передать оригинал. Моя практика показывает, что контракт в России – нечто среднее между контрактом на Западе и понятийными договоренностями. Примеров, когда кто-то пошел бы в суд и подписанный контракт стал бы там весомым аргументом, практически нет. В то же время, возможно, как раз из-за подписанных контрактов и не доходит до судов. Всем проще и дешевле не нарушать договоренности, потому что вы их зафиксировали на бумаге и поставили подпись.
Многие лиги прописывают для спортсменов штрафные санкции. Как правило, они связаны с выступлениями где-то еще за 3-4 недели до турнира и с отказом от боя без уважительной причины. Деньги в тексте документа чаще всего называются гонораром или выплатой.
Как ни странно, в российских лигах как раз таки четко проговариваются налоговые обязательства: получает ли боец гонорар как самозанятый (и присылает потом чек из приложения) или как индивидуальный предприниматель. Налог может платить лига, сам спортсмен, и даже есть вариант, когда это делится 50/50.
***
Упоминается ли руководитель лиги, которого вы видите в интервью и подкастах, в тексте документа – там, где ставится подпись? Наверное, в половине случаев. Опять же не могу раскрывать детали, но где-то действительно привычные вам герои указаны как исполнительные директора и руководители. Где-то компании юридически оформлены на неизвестных широкой публике людей. То есть боец не всегда напротив своей подписи видит подпись того, кто вручает ему пояс, перстень или анонсирует его следующий бой.
Не буду отрицать, что есть определенный процент поединков, где спортсмен дерется вообще без контракта. Это принято называть «понятийными договоренностями». Рынок очень небольшой, все всех знают. Лиги часто знают не только бойцов, но и тех, кто в случае чего будет отстаивать их интересы. Плюс в российских ММА и кулачке совершенно не те деньги, чтобы обманывать людей. То есть репутационные потери и трата ресурса будут гораздо более существенными.
Как и говорил выше, лично для меня контракт не столько юридический инструмент, сколько переложенные на бумагу договоренности лиги и спортсмена. Некая система координат. Контракт скорее дает вам маршрут и последовательность действий, но при любом форс-мажоре на первый план выходит личное общение. Если в переговорах доходит до того, что тебе тыкают, условно, на «параграф 3, пункт 1» – значит, кто-то уже ведет себя неадекватно. К счастью, в моей практике таких случаев меньше 5%.
«15 млн за бой – это как стандартная высота потолка в квартире». Сколько платят бойцам в России?
Вы хотите стать профессиональным бойцом? Вот 5 главных «нельзя»
Такой контракт заключается ВМЕСТЕ со спортивным контрактом или ВМЕСТО спортивного контракта?