8 мин.

Ольга Морозова: «Эйфория по поводу Ким и Жюстин затихает»

Первое, что хочется сказать – это по поводу Клийстерс и Энен. Та эйфория, которая присутствовала по поводу Ким Клийстерс, а в какой-то степени она присутствовала и по поводу Энен, потихонечку затихает.

Почему? Одно дело – это когда приходишь в теннисную жизнь, как Клийстерс в прошлом году. У тебя ребенок, потрясающая идиллия – все тебя любят, все наслаждаются твоим теннисом. Ты готовилась, готовилась где-то в тишине, и, в конце концов, ты добилась этого результата, просто потому, что ты очень талантливый человек. А сейчас наступает такой момент, что перед тобой как бы открытая арена.

Это касается тоже в какой-то степени Энен, которая какие-то совершенно невероятные матчи сыграла, когда только вышла на корты в Австралии. Вот это состояние того, что впереди открытая дорога на первое место, – очень влияет, а та и другая – внутри лидеры, при этом у них уже огромная история тенниса за спиной, и очень много выиграно матчей. Все равно, они же игроки внутри, и впереди реальная тропинка занять первое место в мировой классификации, потому что Сафина больная, сестры Уильямс не совсем готовы и не совсем хорошо чувствуют себя, то играют, то не играют. То больны, то не больны. Наших девочек, кстати, это тоже касается, перед ними тоже дорога открыта.

И они чувствуют, что можно, а когда можно, сразу начинается волнение. А когда начинается волнение, то сразу по-другому чувствуешь себя на корте. А для молодых игроков, таких как Клейбанова, для них Клийстерс всегда была Клийстерс. Я отлично помню себя, когда я играла и уже была первой в стране, то все равно я стремилась к таким игрокам, как Дмитриева и Бакшеева*, и более-менее спокойно с ними играла. И то, что Клейбанова сегодня выиграла, для меня неудивительно. С ее стилем игры, когда она хорошо играет, а сегодня это случилось, она может и забить, когда нужно, и площадку может контролировать. Так что, в этом отношении я не удивлена, что Клейбанова выиграла.

В этом году, я думаю, и у Клийстерс, и у Энен все будет, как и у всех. Сейчас они в группе людей, которые способны на то, чтобы выиграть, и они будут как все. Чего-то ждать от них сверхъестественного или отделить их от этой группы я не могу. Поэтому они будут, как и были, в этой группе хороших игроков, которые способны на многое, но будут работать через нервы.

Что касается того, будут ли они, как говорят, теннисными иконами –  я этого не могу сказать. У Клийстерс были прорывы (я тогда работала с Леной Дементьевой), когда она выигрывала по 10-12 матчей подряд. У нее бывают такие пики, а потом бывают сбои. То ли ей подготовка какая-то помогает, чтобы вырваться на такой огромный отрезок, то ли еще что-то, но у нее есть такое свойство. Однако, они были доступными для других игроков, их уже обыгрывали все, и они проигрывали всем, я, конечно, имею ввиду игроков первой десятки. Их уже сейчас все тренеры посмотрели – что они могут, что не могут, что у них нового, каким образом это дело раскусить. Поэтому знающие молодые игроки будут им трепать нервы, и ничего простого у них в этом сезоне не будет.

Что до наших девочек, то стоит начать с Шараповой. Она играла с Чжэн – это вот такой мячик, от которого все отскакивает. На нее посмотришь – пинг-понг какой-то, просто мячик, который по всему корту бегает и прыгает. Маше сложно играть против таких соперниц. В то же время я немножко обескуражена, потому что у Шараповой лучше техническое оснащение, она в очень хорошей физической форме. Она не смогла найти правильный ритм игры и делала комбинации, которые были удобны ее сопернику. Я могу это объяснить тем же, что и в случае с Кузнецовой.

Дело в том, что у теннисисток очень важно, как ты начинаешь сезон. Каждое первенство Австралии – это как новая страница в истории, и от того, как ты начнешь эту страницу, зависит, как пойдут твои дела в сезоне. Вот ты готовишься, скажем, ноябрь-декабрь, начинаешь вкатываться. Все приходят на этот турнир примерно в одном психологическом состоянии. И нужно вкатиться, нужно выиграть хорошие матчи. Ни у Кузнецовой, ни у Шараповой это не получилось. Они не вкатились совершено в Австралию, и сейчас у них продолжаются муки творчества. У них нет той уверенности, которую дала бы им Австралия. И та, и другая в такой ситуации, что придется помучиться.

Свету я знаю очень давно и могу сказать, что она в очень хорошей физической форме. Она прекрасно выглядит, видно, что она работала и работала много. Она тоже не может найти ритм, чтобы вкатиться. Поэтому очень обидно за этих девочек, и мы очень переживаем. Мы за ними всегда следим, и нам хочется, чтобы они побеждали. Но я это объясняю тем, что они еще не вкатились, и у них на это уйдет какое-то время. Думаю, что для Светы будет очень тяжело, так как она в Майами в прошлом сыграла очень здорово, и на нее это будет оказывать давление. Считаю, ей надо проявить волю.

Теперь о шансах в Индиан-Уэллсе остальных девочек. Звонарева здорово выступила здесь в прошлом году, и я думаю, что у каждого человека есть турнир, на котором он играет очень хорошо. Будем надеяться, что это тот самый турнир для Звонаревой. У Лены Дементьевой было трудное начало, пришлось играть три партии. Но Лена просто так не отдает ничего, играет стабильно. Мне кажется, что у нее наступил сейчас момент, когда она играет в очень правильный теннис, она уже взрослая спортсменка с большим опытом. Мне кажется, что ей надо побольше азарта и больше рисковать. Она любит это делать, у нее есть к этому возможности, и ей, мне кажется, надо больше идти на риск. Надя Петрова прекрасно сыграла Австралию. Поэтому я считаю, что все, кого я назвала, способны на многое. Правда в Индиан-Уэллсе бывает ветер и прохладно вечером, и покрытие там быстрое, но они все там уже знают, знают, как себя подводить и как себя вести. Поэтому считаю, что у них у всех очень хорошие шансы.

Среди опасных соперников в Индиан-Уэллсе остались Янкович и Возняцки. Если сравнивать Янкович с Иванович, то последняя  – это эмоциональный игрок. Тренеры, которые с ней работают, мне кажется, не нашли ту линию игры, которая должна быть у этого игрока. У каждого игрока должна быть своя внутренняя линия, и когда они совпадают, игрок прогрессирует. У Иванович есть удары, а игры пока нет. Это, конечно, относительно. Когда у нее было вдохновение, как на первенстве Франции, она делала совершенно невероятные красивые удары. Потом, когда Иванович переходила из рук в руки, она не смогла найти вот этой линии своей игры. Это то, что происходит со всеми, но с ней это происходит очень активно.

Янкович – очень интуитивный игрок, находится в очень хороших физических кондициях. Техника у нее постоянно совершенствуется. Она, конечно, без сильной подачи, все время больше плассирует, игрок другого типа, чем, например, Возняцки. Если та играет мощно, то эта плассирует и играет с подковырками. Поэтому и Янкович и Возняцки – очень сложные для наших игроки, особенно когда входят в форму. В прошлом году у Янкович было очень плохое психологическое состояние после того, как она решила перед Австралией в позапрошлом декабре уехать в горы. Она как-то себя выбила, или она слишком большие задачи для себя поставила. Шла первой и решила – раз я теперь первая, то должна выиграть турнир «Большого шлема». Произошел срыв, и суперрезультатов у нее в прошлом году не было. Не знаю, что не сложилось в прошлом году, но за ней будет очень интересно понаблюдать.

Возняцки меня немножко насторожила на первенстве Австралии, потому что в прошлом году у нее была совершенно феноменальная игра, и мне – после той стабильности, которую она нам тогда показала, того передвижения по корту, по задней линии, невероятного желания –  все время хочется, чтобы она показала что-то новое еще. В прошлом году Каролин находилась на таком уровне, что каждому была страшна, но не проявила себя в Австралии. Мне кажется, что ей нужно тоже играть поактивнее, быстрее разыгрывать очко. Если говорить о том, что может произойти в этом году, когда, как я сказала, для всех открыта площадка стать первыми, то надо ждать результата от Возняцки.

Из всех, кого я назвала, и всех, кто существует, она самый противный соперник для всех наших. Потому что она тягучка, не как, скажем, Серена Уильямс. Нет, она тягучая, но она мощная тягучая. Если у Янкович удары с подковырками, то у Возняцки – нет, она играет хорошо и мощно на задней линии, все берет. Если, скажем, сравнить с Каприати, то та ошибалась, а Возняцки, когда она в хорошей форме, обыграть сложно, потому что она практически не ошибается. Мое мнение – она самый сложный для наших игроков соперник. С Уильямс играть проще, потому что понимаешь – в девятку или ошибка. Там постоянно положительные эмоции. В каком плане? Там постоянно идет напор. А здесь – такая тягомотина, правда, мощная тягомотина, которая очень, очень тяжела. Она может стать суперигроком, потому что у нее есть это невероятное передвижение по корту, эта невероятная мощь на корте, стремление взять каждый мяч. Я считаю, что для того чтобы стать первой, она должна еще прибавить активности в игре.

В этом году у всех столько возможностей, что сказать, кто и что сделает, просто невозможно. Единственное, что хочу сказать – по таланту и по характеру младшая сестра Уильямс – это та, которая заслуженно занимает первую позицию. Ее позиция в мировой классификации правильная.  *Галина Бакшеева – первая ракетка СССР в 1966-1967 гг. В 1961–1962 гг. первой в нашей стране дважды побеждала на Уимблдонском чемпионате в одиночном разряде среди девушек. (Прим. ред. Sports.ru)