9 мин.

Гонщики, которые могли править странами

Им не нужен личный водитель.

Фердинанд Габсбург

На последнем этапе «Формулы-3» в бельгийском Спа одну из гонок выиграл Фердинанд Звонимир Мария Балтус Кейт Майкл Отто Антал Банам Леонард фон Габсбург, правнук последнего австрийского императора Карла I и наследник австро-венгерского трона. Этот результат стал лучшим в карьере двадцатилетнего пилота — до этого он лишь раз был третьим в текущем чемпионате. Предыдущие стадии карьеры принца сложились из нескольких сезонов в «Евроформуле» (в прошлом гонщик стал вторым в общем зачете, дважды победив и двенадцать раз финишировав в топ-3) и в новозеландской серии «Тойоты» (снова две виктории и восемь подиумов за три года). 

В «Формуле-3» Габсбург, как ни странно, выступает не за лучшую команду «Према», а всего лишь за «Карлин» (предпоследнее место в командном зачете 2016 года). Но даже на такой технике опережает Мика Шумахера (который как раз в «Према») и Никиту Мазепина.

Аксель, принц Датский

Служил в армии, отработал более тридцати лет в Международном олимпийском комитете (даже стал его первым почетным членом в 1963 году) и продвигал спортивное движение внутри Дании. При этом Аксель еще в 1912-м получил гоночную лицензию (всего десятым по счету в своей стране), а еще восемь лет спустя возглавил Датский королевский автомобильный клуб, которым руководил до 1938 года. 

Бира, принц Сиама

Первый потомок царских кровей, который принял участие в гонке «Формулы-1». Причем, что интересно, Бирабонгзе не был типичным богатым рента-драйвером: несмотря на принадлежность к дому, правившему нынешним Таиландом, пилот действительно обладал недюжинным талантом — просто ему не везло с техникой. 

Тем не менее, таец отметился в самом первом официальном сезоне «Формулы-1» 1950 года, в общей сложности провел 5 лет в Королеве автоспорта, дважды финишировал четвертым и один раз — пятым (не считая нескольких побед и подиумов во внезачетных Гран-при). Причем принц не всегда ездил на свои деньги — «Скудерия Милан», «Мазерати» и «Астон Мартин» брали его под свое крыло. В составе последних Бира даже дважды пытался осилить «24 часа Ле-Мана» в 1939 и 1954 годах, но оба раза не добрался до финиша. 

Принц и по сей день остается самым успешным пилотом в истории Таиланда. 

Хорхе де Багратион (Георгий Багратион)

Князь Грузии, который никогда не правил своей страной (хоть оппозиция и пыталась добиться реставрации монархии), но добился неплохих результатов в автоспорте. Он гонялся с 1963 года, дважды стал чемпионом Испании по ралли (1969, 1971), неплохо выступал в «Формуле-3» и «Формуле-2» и даже дважды пробовал попасть в «Ф-1» (в 1968 и 1974 годах). Во втором случае Георгий даже числился в предварительной заявке на Гран-при Испании, но не вышел на старт из-за проблем со спонсорами. Также Багратион трижды выступал на марафоне «Ле-Ман» – но каждый раз сходил. 

В 1982-м грузинский князь завершил спортивную карьеру, но не завязал с автомобилями — ему предложили должность директора по связям с общественностью испано-португальского отделения «Фиат». Что иронично, поскольку большую часть гоночной карьеры Георг выступал вовсе не на итальянской технике, а на «Порше», «Шевроне» и «Лоле». 

Реклама 18+

Альберт, князь Турн-и-Таксис

Один из самых богатых людей Германии и некогда самый молодой миллиардер в мире (унаследовал огромное состояние отца в 7 лет) нашел себя в автогонках еще в 2002 году, дебютировав в Volkswagen Lupo Cup. Всего провел 208 гонок за карьеру, выиграл 18 раз и собрал 47 подиумов — вместе с титулом моносерии «Ламборгини» GT3 в 2006 году и победой в  немецком турнире ADAC GT 2010 года. Немецкий князь пробовал себя и в чемпионате мира в классе GT1 (высшая ступень гонок Гран-Туризмо) и даже попал в топ-3 на двух этапах. 

А в прошлом сезоне Альберт внезапно перешел из кольцевых гонок в ралли. Пока что результаты оставляют желать лучшего — пилот не попадает даже в десятку, но собирается в будущем выйти на уровень WRC или чемпионата Европы. 

Помимо гонок, у князя экономическое и богословное образование, полученное в Эдинбургском университете. Но управление всеми семейными активами (банк, пивзаводы, мельницы и обширные земельные и лесные участки) взяла на себя мать Альберта, чтобы сын не отвлекался от спортивной карьеры. 

Леопольд, принц Баварский

Член королевского дома Виттельсбахов за гоночную карьеру провел 185 заездов в различных сериях, лишь дважды попал на подиум и установил один быстрейший круг. В его послужном списке есть этап «Формулы-3» и целых 77 стартов в ДТМ — конечно же, за «БМВ», разве мог баварский принц гоняться на другой технике? Несмотря на отсутствие невероятных достижений (не всем же быть Шумахерами), принц числился полноценным заводским пилотом, а не как обычный рента. Талантом он обладал — иначе доктор Хельмут Марко не взял бы его в свою команду в WEC и «Ле-Мане». 

Кстати, легендарный суточный марафон Леопольд пытался покорить целых четыре раза — и в 1984 году проехал его до конца, но остановился в шаге от подиума. Так что лучшим достижением принца Баварии можно считать второе место на «1000 километрах Батерста» в том же сезоне (напарником по экипажу был легендарный Дэнни Халм, чемпион «Формулы-1» и победитель «Ле-Мана). 

Пилот закончил гоночную карьеру в 1998 году, но не дистанцировался от автопрома, а стал консультантом родного «БМВ».

Абдулазиз аль Файсал

Член правящего дома Саудовской Аравии неплохо стартовал в «Формуле-БМВ» ближневосточного региона, оформив пять поулов и пять побед в девяти этапах сезонов 2006-2007. Но в гонках на открытых колесах карьера не сложилась, и саудит перешел в туринг и марафоны на выносливость, где в 155 заездах 64 раза поднялся на подиум (26 побед). Правда, наилучшие результаты снова оказались на родной земле — в местном Кубке «Порше» GT3. В серии «Ле-Ман» Абдулазиз тоже постепенно пошел на понижение – с профессиональной лицензии на любительскую — но без каких-либо улучшений в турнирной таблице. На «Сарт» аль Файсал приезжал целых шесть раз — но выше седьмого места в классе так и не поднялся. 

В очереди на престол пилот стоит очень далеко (даже не в первой десятке), так что рулить нефтяной страной ему точно не придется. 

Халид аль Тани

Сын бывшего эмира Катара Хамада (и младший брат нынешнего, Тамима) стал первым представителем своего народа, который попробовал в деле болид «Формулы-1» (пять кругов на «Уильямсе» FW31 в 2009 году). И дело не только в причудах богатенького араба, которому захотелось попробовать топовую технику — Халид тоже гонщик и как раз искал тогда путь развития национального автоспорта. 

В итоге аль Тани создал местную дрэг-лигу и команду «Аль-Анаби» (которая выиграла восточный Кубок конструкторов в первом же сезоне). Через несколько лет катарцы провели успешную экспансию в американские серии дрэга под эгидой NHRA и достаточно успешно там выступают (а для них все места выше последнего хороши). Также Халид провел консультации с дирекцией НАСКАР и Катарским гоночным клубом — возможно, со временем на Ближнем Востоке появятся аналог еще одной американской серии.

Реклама 18+

Джонни, граф Дамфризский (Дамфриз)

Потомок шотландских аристократов запомнился болельщикам автоспорта совместным сезоном с Айртоном Сенной за «Лотус» в 1986 году. Пока бразилец боролся за победы и подиумы, Джонни набрал всего 3 очка (и даже занял пятое место на пилотажной Венгрии) — неплохо, в общем-то, для рента-драйвера. Продолжать карьеру в Королеве автоспорта Дамфриз не стал, ограничившись должностью тест-пилота команды «Бенеттон», и перешел в гонки на выносливость. И не зря: в 1988 году Джонни выиграл марафон «24 часах Ле-Мана» на заводском «Ягуаре» и доказал наличие таланта, о котором начали тогда забывать.

Ведь в «Формулу-1» шотландец пришел не с пустыми руками, а после победы в британской «Формуле-3» в 1984 году (на следующий сезон после Сенны), и званием лучшего пилота Королевства по версии издания Autosport. Возможно, если бы дебют Дамфиза выпал на соперничество с другим напарником, то история гонщика сложилась бы совсем по-другому.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Thomas Suer; en.wikipedia.org/Bain News Service; Gettyimages.ru/Hulton Archive; en.wikipedia.org/Corbis Sygma/Contifoto; globallookpress.com/Olivier Beroud/VSA; Gettyimages.ru/Marco Tacca; REUTERS/Faisal Al Nasser; globallookpress.com/Du Jian/Xinhua; Gettyimages.ru/Simon Miles