8 мин.

Про Дженса и его чемпионство

Сезон′2009 стал для многих откровением… открывшим, а точнее лишний раз подтвердившим, одну простую истину: совсем необязательно обладать баснословным капиталом и возможностями топ-команды, чтобы побеждать в гонках и в конечном итоге выиграть кубок конструкторов… (камень, без сомнения, брошенный в сторону Toyota, которая за восемь лет пребывания в Королевских гонках потратила не один миллиард (!) долларов, можно сказать впустую;я не являюсь сторонником ухода крупных автоконцернов из Формулы-1, но, пожалуй, этот уход удивил меня меньше всего, так как будущее пребывание Toyota в паддоках Больших Призов уже не первый год стояло под вопросом). Вполне достаточно иметь один гениальный ум, вроде Роса Брауна, мозг которого изобилует разного рода тактическими соображениями и имеет превосходные навыки управления персоналом; а также опытного и хоть немного талантливого пилота, способного побеждать не только тогда, когда это очевидно, чтобы в очередной раз притупить этот денежный стереотип… Тут все понятно, как и в случае Ньюи и Red Bull в сезоне’2008, кадровый фактор снова показал свое превосходство. Хотя, по поводу таланта новоявленного чемпиона я бы поговорил отдельно…

Никогда не считал Дженса особо одаренным пилотом, даже когда его называли самым недооцененным пилотом в современной Формуле-1, и Берни всегда положительно отзывался о соотечественнике. Да и по-прежнему считаю его достаточно посредственным пилотом, который, конечно, обладает какими-то способностями, но не более того. Сразу оговорюсь, что ничего не имею против Дженса как человека, хотя справедливо замечу – его фанатом я действительно никогда не являлся. И действительно, болел я в этом сезоне не за него, а за Феттеля. Но это не значит, что если мой фаворит не победил – я возненавидел его оппонента. Вообще, никогда не являлся фанатом какого-то одного определенного пилота, или команды. Могу объяснить почему… Всегда с каким-то пониманием относился ко всем участникам Больших Призов. Всегда имел каких-то фаворитов, но никогда не выделял одного, болел и за своих фаворитов и за всех остальных. А все потому что являюсь поклонником ВСЕГО того действа, что попадает под определение Формулы-1 и касается борьбы на трассе (другая борьба – на политической арене – сюда не относится). Если побеждает мой фаворит, то я, конечно, чувствую удовлетворение (что тут лукавить), но никогда не буду радоваться неудачи или аварии не особо любимого мною пилота – тут, думаю, большинство болельщиков, да и не только Формулы-1, согласятся со мной. Во-первых, хотя бы потому, что отношусь с уважением к пилотам и к их делу. Да и вообще, кажется, что знаешь их уже сто лет, изучил все их плюсы и минусы, до такой степени, что уже давно воспринимаешь их такими какими есть, а негатив, даже если и присутствует изначально – потом притупляется, или что-то в этом роде. Просто уже все как родные, я бы даже так сказал. В связи с этим и к Дженсу не испытываю никаких антипатий, а лишь выражаю свое ИМХО.

Не совсем согласен, когда говорят, что чемпионами просто так не становятся. Кими Райкконен стал чемпионом не просто так, а вот по поводу седьмого титула Шумахера я бы поспорил. Понятно, что если бы в тогдашнюю F2004 сел Зольд Баумгартнер – это бы ему не гарантировало оказаться на финише впереди Шуми допустим на Минарди и уж тем более победу. И конечно я никоим образом не собираюсь ставить талант Шумахера под сомнение. Я лишь хочу сказать, что сел бы за руль F2004 достаточно опытный пилот (да тот же Баттон, кстати, в тот год выглядевший как раз очень неплохо, или Баррикелло, впереди которого не светил бы культ Шумахера), то он бы наверняка стал чемпионом. Шумахер – не случайный чемпион, но седьмой его титул, по-моему, уж очень невыстраданный. А каким еще должен быть титул? (опять всплывает имя Райкконена).

Является ли титул Баттона невыстраданным, незаслуженным? Он ждал его десять лет (хотя в действительности, конечно, гораздо больше). Сколько было разочарований, несбывшихся ожиданий? Сколько раз не все зависело только от него, сколько раз путь в топ-команду преграждал кто-то более молодой, или более опытный? Да, Дженс и сам был молодым и имел возможность с ходу заявить о себе, попасть в топ-команду, достичь успеха в первые годы своей карьеры. Но не всегда получается так, как ты хочешь, иногда бывает по-другому. Иногда приходится позволить захватить себя течению, иногда ты этого не осознаешь, иногда осознаешь, но сделать ничего не можешь – факторов много, а решающим оказывается их совокупность и умение ими воспользоваться. Так, большую роль (на мой взгляд) играет везение, фортуна, так называемая. Но, ясен пень – на фортуне далеко не уедешь. Почему я и говорю, что необходим набор факторов, и чем этот набор гармоничнее – тем лучше. Помимо фортуны, которая не всегда была повернута в сторону Дженсона, на попадание в топ-команду могут повлиять и другие факторы, как то умение менеджера договариваться, отношение к тебе других команд и глав команд, наличие связей и спонсоров (как часто без них начинающим пилотам приходилось уходить из Формулы-1 помимо своей воли). Нередко у топ-команд были более явные варианты – кого к себе позвать или пилотам составляли протекцию, хотя это уже относится к вышесказанному – о связях, не только твоих, но и твоей команды.

Но, есть одно НО. Разве если тебя опередил какой-то пилот – это может служить следствием одной лишь только протекции? Может быть, таланта не хватило? Допустим, талант есть - согласимся с этим. Но не один же ты такой талантлавый-суперскоростной? – есть и более талантливые, наряду и с менее талантливыми, естественно. Многие полагают, что Дженсу не место в середине пелетона и он достоин большего, а не хватает ему лишь подходящего контракта, который бы «посадил» его в машину, способную побеждать. Я с этим согласен и тоже считаю, что Баттон достоин большего, а все предыдущие годы ему просто не давали раскрыться. НО, если я говорю, что он достоин большего – это еще не значит, будто я считаю, что он достоин титула. На мой взгляд, были более достойные, но не только в этом дело, а то можно подумать, что мое мнение субъективно. Оно конечно субъективно, так как я выражаю СВОЮ точку зрения (но никому ее не навязываю), однако, не пытаюсь ТЕПЕРЬ оспаривать победу одного лишь только потому, что не победил другой, за кого я больше болел. НЕТ. Дело в том, что я не вижу в Дженсоне Баттоне духа чемпиона, и вообще, чемпиона в нем никогда не видел. Повторюсь, для меня он всегда был середняком, хоть и достойный почаще ездить на быстрых машинах. И мнение это, что важно, сформировалось не сегодня и не вчера, а задолго до первого триумфа в Австралии. Наверно поэтому мне и сложно привыкнуть, что Дженсон – чемпион, а за год я не успел привыкнуть, что теперь он частенько первый. Все-таки к тому, что он постоянно где-то в середине и крайне редко привлекает к себе буйное внимание я привыкал несколько дольше J Думаю, дело в этом – я никогда не проводил параллель между Дженсоном и чемпионским титулом, не потому что не хотел, а потому что не видел в нем духа чемпионства. Бывает же такое, что посмотришь на пилота, последишь за его карьерой и понимаешь – перед тобой настоящий чемпион, в Дженсе этого нету, и никогда не было (не так давно узнал из одного всем известного источника, что Баттон вообще в своей карьере побеждал не так много, и кстати поэтому этот титул для него важен).

Но, чтобы уже кто ни говорил и не писал, в том числе и я, ясно одно – Баттон чемпион и это уже история. Всегда очень живо реагирую на радости гонщиков, в основном, понятно, на победы; и не могу сдержать улыбку, когда вижу эмоции пилотов на подиуме, да порою и слезу. Однако, в момент, когда Баттон с радостью прыгал на своих механиков в Бразилии, я не улыбался, честно скажу. Просто было непонятно, как такое могло произойти, почему победил именно он. Вроде уже больше полугода только об этом и говорили, а я все-равно был в шоке (не столько от поражения Феттеля, сколько от того факта, что та параллель между Дженсоном и чемпионством все-таки материализовалась) Но, это эмоции. Потом успокаиваешься и смотришь на случившееся более сдержанно. Да и Баттон, что очень и очень важно, проявил себя после победы очень достойно, не зазвездился. Думаю, многие обратили внимание, КАК пропускал Дженсон Феттеля на подиум в Абу-Даби:′′Проходи′′,- мол,-′′сегодня твой триумф, а я постою в сторонке′′ (Несколько раз смотрел этот момент и не увидел ни доли сарказма в его глазах, хотя и показалось, что он сам заострил внимание на себе, когда пропускал Себа вперед; но, согласитесь, сложно выдержать давление, когда и ты знаешь, что уже чемпион и все вокруг знают, и наверняка ждут увидеть тебя на подиуме не меньше Феттеля (думаю, даже больше). На мой взгляд, он проявил себя вполне деликатно, да и вообще бремя чемпиона нести нелегко). А как он выглядел счастливо, когда на него выскочил (в смысле на подиум, а не на Феттеля); и не важно, что он сегодня не победил, главное – он на подиуме под конец сезона, впервые в звании чемпиона мира (картина, когда в Бразилии на верхней ступени подиума стоял Веббер, а внизу прыгал Баттон, выглядела странно, но, думаю, Веббер не обиделся и все понимал.

Смириться с тем, что Дженс стал чемпионом, для меня было несложно (так как нету к нему антипатий), однако пока для себя я это не принял – наверно так. Хотя, если подумать, то я почти никогда не принимал чемпионов сразу (так было и с Алонсо – тогда больше болел за Шуми и Кими, и с Хэми – больше симпатизировал Массе) – все появлялось потом, со временем. Уверен, со временем и чемпионство Дженсона как данность я научусь воспринимать спокойно. Хотя, что будет дальше – станет ясно позже.