Трибуна
6 мин.

Семеньо на год бросал футбол. От него отказывались все клубы Лондона

«Так сильно я не расстраивался ни разу в жизни. Помню, как жаловался папе: «Мне сложно. Я никак не могу найти команду».

Энтойн Семеньо – один из главных футболистов АПЛ-25/26: пятый в списке бомбардиров, лидер крепкого «Борнмута» и игрок, который манит топов. При этом всего 10 лет назад ганца не хотели видеть ни в одной академии родного Лондона: после просмотров от него отказывались «Арсенал», «Тоттенхэм», «Рединг» и «Миллуолл».

Сильнее всех по Семеньо ударил отказ «Кристал Пэлас». Одно дело – напроситься в клуб самому и получить простое «Нет». Другое – принять приглашение на просмотр, приехать, отпахать два месяца и все равно услышать: «Ты недостаточно хорош». Пробы в «Пэлас» прошли по второму сценарию. «Мне было особенно больно, потому что клуб мой просмотр продлевал. Казалось, что наконец пригласят в академию, но не пригласили», – делился Энтойн со Sky Sports.

После драмы с «Пэлас» Семеньо оставил футбол – как и любой другой спорт – на год. С одной стороны, Энтойну хотелось отдохнуть от негатива. С другой – пожить обычным подростком. «Из-за беготни по академиям я совсем не проводил времени с друзьями. Помню, в те годы фанател от НБА, а сверстники как раз играли в баскетбол после школы, ходили друг к другу рубиться в приставку. Было приятно пожить нормальной жизнью», – вспоминает ганец.

Годичный перерыв Энтойн также посвятил учебе. На этом настаивал его отец Ларри. Семеньо-старший сам был футболистом – правда, безуспешным: вырос в Гане, ездил на просмотры в Германию, контрактов не получил и заканчивал в любительских британских лигах. Кому как не Ларри было понимать, что Энтойну нельзя ставить все на карьеру спортсмена.

Хотя – вот парадокс – именно отец научил Семеньо играть обеими ногами. Сегодня этот скилл считается чуть ли не главным у Энтойна. «Папа просто заставлял пинать все подряд – банки, комки бумаги – и левой, и правой. Сегодня легко делаю это с мячом», – подтверждает вингер.

Год без футбола промчался незаметно, а закончился обычным семейным ужином. На нем один из родственников рассказал об открытых просмотрах, которые шли в графстве Беркшир, и предложил съездить – проверить хотя бы, не растерял ли Семеньо скиллов. Энтойн помнил, чем все это обернулось год назад, но дал игре последний шанс – и не пожалел.

В Беркшире Семеньо приметил бывший тренер «Лидса» Дэвид Хокадей. В те годы он занимался программами на стыке спорта и учебы. В одну из таких программ Дэвид пригласил и Энтойна. Вариант был идеальным: ганец и школу не забрасывал, и получал шанс в футболе.

«Согласившись, я просто пропал с радаров друзей. Никто из них не знал, что я уехал. Я же отдавал себе отчет: если вновь хочу стать футболистом, нужно вновь чем-то пожертвовать», – делился Семеньо. Год беззаветной подростковой жизни подошел для него к концу. Энтойн не пожалел: благодаря Хокадею получил что-то вроде среднего профессионального образования и, наконец, первый футбольный контракт.

«Помню, мы играли летний турнир с молодежками футбольных клубов. Я забивал в каждом матче, чем привлек и «Бирмингем», и «Бристоль», и другие команды. Даже «Пэлас» вернулись», – отмечал Семеньо.

Энтойн в итоге выбрал «Бристоль» – подался на двухнедельный просмотр и успешно его прошел. В клубе не могли поверить, что страйкера никто не перехватил до них. «Родители хотели, чтобы Семеньо сосредоточился на учебе, а я не мог понять, как Энтойна не заметили другие клубы», – вспоминал Дин Холден, тренер ганца в «Бристоле».

В «Бристоле» к развитию Семеньо подошли с умом. С одной стороны, тренерский штаб был рад, что может поработать с игроком, который не нахватался лишних установок в академии. С другой – видел в Энтойне сырого игрока. Тот же Холден, который до тренерства играл защитника, вспоминал, что учил форварда банальной борьбе корпусом.

Сам ганец при этом ориентировался на трех игроков: на Тьерри Анри – в скорости, на Дидье Дрогба – в силе и на Асамоа Гьяна – в завершении.

Еще Дин отмечает: ключевую роль в развитии страйкера взял на себя Брайан Тиннион, технический директор «Бристоля». «Брайан – мастер в том, чтобы не просто столкнуть молодежь с трудностями, а в том, чтобы простроить ее путь», – оценивает Холден. Для Семеньо Брайан подыскал две аренды: в «Бат Сити», команду из шестого дивизиона, и «Ньюпорт».

Аренда в «Ньюпорт» вышла особо продуктивной. Местный тренер Майкл Флинн перевел Семеньо из форвардов в вингеры. «Мне хватило пяти минут, чтобы влюбиться в Энтойна как в футболиста, – делился Флинн на страницах The Telegraph. – Он был сильным и быстрым, владел обеими ногами, так что именно с фланга мог и навесить, и сместиться к центру на дриблинге. При этом Семеньо был настолько мощным, что снести его не могли даже футболисты британской Лиги 2».

Флинн не только тренировал, но и пиарил Энтойна: Майкл рассказывал, что контактировал с топ-клубами, дабы те обратили внимание на ганца. Тем же самым тренер якобы помогал Бену Уайту, сегодня – защитнику «Арсенала». Топы приглядываться начали, но очнулся и «Бристоль», который тут же отозвал Семеньо из аренды.

После еще одного временного трансфера – в «Сандерленд» – Энтойн окончательно пролез в основу «Бристоля», а расцвел – под руководством Найджела Пирсона. «Старт у нас был сложный, пока Найджел не сказал: «Лучшее, что ты умеешь, – бегать и бить. Так бегай и бей!» Мне было комфортно в вертикальном футболе Пирсона», – делится Семеньо.

В первой половине сезона-22/23 Энтойн забил 8 мячей и отдал 12 ассистов. Успехи в «Бристоле» подарили Семеньо место в сборной Ганы на Чемпионате мира, а затем – трансфер в «Борнмут».

Энтойн гордится своим путем – и считает, что благодаря нему сформировал менталитет: «Я просто хочу постоянно показывать высокий личный уровень, подтверждать, что заслужил всего, чего добился. Мой путь был сложным: без красивых тренировочных баз и аккуратных газонов, а иногда – и без профессиональных тренеров».

Новый повод показать себя – игра против «Челси», который, судя по слухам, хотел купить Семеньо еще из «Бристоля» – не получилось.

Подписывайтесь на The Tactics, мой TG-канал о британском футболе

Источники: GQ, Sky Sports, The Guardian, The Telegraph.