Почему насилию и агрессии не место в детском спорте
Ко Дню защиты детей — от фонда «Шалаш».
Агрессия и насилие во многих видах спорта считаются нормальными и частью процесса. Они не вписаны в правила, и их, зачастую, не воспринимают как нарушение.
Если вы в детстве занимались спортом, велика вероятность, что вы помните случаи, когда тренер не сдержался и наорал на вас, физрук заставлял пробежать лишних два круга в качестве наказания, и каким унижением было не справиться и «подвести команду».
25% детей сталкивались с эмоциональным насилием со стороны тренеров.
80% спортсменов, столкнувшихся с физическим насилием и участвующих в международных и национальных соревнованиях, пострадали именно от рук тренеров.
ВОЗ называет насилием преднамеренное применение физической силы или власти к другому человеку, группе людей или к себе. Что это значит в спорте и тренировках? Все вышеперечисленное: когда взрослые, пользуясь своей властью над детьми, которые пришли к ним на занятие, причиняют им вред.
Сегодня День защиты детей, поэтому мы, Sports.ru и фонд «Шалаш», который системно решает проблему трудного поведения у детей, рассказываем о том, что такое насилие в детском спорте, к чему оно приводит и как его распознать. Для этого мы выбрали несколько самых популярных тезисов, с которыми приходится сталкиваться в любом разговоре о насилии в детском спорте.
«На меня орал тренер, нормальный был мужик, зато была дисциплина»
К сожалению, крик (и другие проявления агрессии) — может казаться эффективным средством, и он действительно работает в короткой перспективе. Но в долгосрочной перспективе у этого есть плохие последствия.

Дети (да и взрослые) способны обучаться только тогда, когда они чувствуют себя в безопасности. Насилие и проявления агрессии эту безопасность разрушают, мозг оказывается в состоянии сильного стресса, причем не только на самой тренировке. Если ребенок не чувствует себя там безопасно, все остальное время он будет бояться следующего занятия. Этот страх и дискомфорт могут выражаться в агрессии, замкнутости и других проявлениях трудного поведения.
В случаях, когда насилие носит скрытый характер (например, маскируется под воспитательные методы), и взрослые его принимают (то есть, никак не реагируют, не останавливают происходящее), дети привыкают к насилию и пассивной агрессии. Они следуют за действиями взрослых, поэтому если на словах «мы тут все друг друга уважаем», а на деле одного делают ответственным за поражение всей команды, ребенок привыкает именно к таким моделям поведения и в будущем их копирует и за пределами занятий.
Поощрение физической агрессии, например, «врежь ему как следует», «дай сдачи», особенно среди мальчиков, приводит к тому, что мальчики чаще ввязываются в драки в обычной жизни, попадают в неприятности и даже совершают преступления. По статистике МВД за 2018 год 90% арестованных за преступления подростков — юноши. А мальчики, занимающиеся футболом или борьбой, на 40% чаще участвовали в серьезных драках по сравнению с не-спортсменами.
«Спорт — не для ромашек, чтобы чего-то добиться — надо быть жестким»
Есть разница между упорством и агрессией. Агрессивное поведение всегда деструктивно, оно наносит вред и жертве, и отношениям агрессора с окружающими. Неумение справляться с гневом и страхом конструктивными способами часто выражается в агрессии.
Упорство же, напротив, помогает не разрушать, а создавать: достигать целей, доводить начатое до конца. Спорт — отличный способ развить это качество, но для этого тренер должен использовать весь свой опыт и знания не для подавления «слабостей», а для поддержки учеников. Подсказывать, что ему помогало справляться с похожими трудностями, помогать увидеть связь между усилиями и результатом, замечать даже маленькие успехи и хвалить за них.
«Но если детей не заставлять — они сразу будут все бросать, я бы бросил!»
Любое наше действие или бездействие мотивировано либо тем, что мы хотим получить «хорошее», или тем, что мы стремимся избежать чего-то «плохого». Это два разных типа мотивации.

Люди с первым типом мотивации готовы прикладывать усилия, чтобы достичь цели. Важно, чтобы взрослый мог правильно сформулировать цель, и чтобы цель была конструктивной. Конструктивная цель: удерживать мяч на чужой половине поля дольше, чем в прошлый раз. Неконструктивная цель: забить гол любой ценой, чего бы это ни стоило (здоровья, отношений с другими игроками, честно или нечестно). Вторая цель может вызывать агрессию по отношению к сопернику, а первая — учит совершенствовать свои навыки, соревноваться с собой.
А еще есть те, кто больше всего на свете боятся совершить ошибку и заранее уверены, что у них ничего не выйдет. Их опыт подсказывает, что успех зависит не от приложенных усилий, а того, на что они не могут повлиять (погода, стечение обстоятельств, талант, настроение тренера и т.д). Такие дети часто попадают в «круг неуспешности»: они убеждены, что у них ничего не получится, можно даже не пытаться, а взрослые это только подтверждают («Это не для тебя», «Куда тебе с твоим ростом», «Лучше бы в шахматы пошел»). В таком случае именно тренер может помочь ребенку увидеть, что усилия приносят результат, показывать ему эту связь, и поддерживать, когда сохранить мотивацию непросто.
Тем, кто мотивирован на успех, нужно поддерживать интерес к цели и обсуждать как вы ее достигнете. Тем, кто больше всего боится неудачи — отмечать и хвалить за каждое, даже самое маленькое достижение. Тем и другим важно говорить, что ошибаться — это нормально, ошибки — естественная часть любого процесса обучения.
«Но в спорте же выплескивают агрессию, это даже полезно!»
Действительно, занимаясь спортом, можно снимать стресс, но только если тренер создал соответствующие условия. В противном случае спорт может даже усугублять ситуацию, особенно, если присутствует нездоровое соперничество. И тогда мы получаем ровно обратное — отдаем ребенка, чтобы он расслабился и дал выход эмоциям, а он приходит еще более возбужденный и встревоженный. Агрессия — это поведение, вызванное сильными эмоциями: гнев, страх, разочарование, обида — которые ребенок не смог выразить иначе. Важно не запрещать детям испытывать и выражать эти эмоции, а показывать собственным примером, как можно с ними справляться безопасно.
Например, если эти эмоции вызывает конкретная ситуация или человек, можно сказать «остановитесь, пожалуйста, мне тяжело/страшно/неприятно» и взять тайм-аут. Научите ребенка простым дыхательным техникам, которые можно использовать в моменты, когда его переполняют эмоции.
Эмоции можно и нужно выражать криком. Важно: это не значит, что можно орать друг на друга, выкрикивая оскорбления, можно отойти в сторону или отвернуться, чтобы никто не воспринял это в свой адрес. Точно также можно сильно топать, сжимать/разжимать кулаки, изо всех сил подпрыгнуть, отжаться несколько раз. Подойдет любой способ, который не вредит другим людям и самому себе.
«Без агрессии спорт станет скучным»
Ценность спорта все-таки не в агрессивном соперничестве.
- Умеренная физическая нагрузка помогает преодолеть стресс в повседневной жизни, делая мозг более пластичным и устойчивым к внешним раздражителям.
- Участие в командных видах спорта приводит к более быстрому снижению депрессивных симптомов в подростковом возрасте и снижению уровня социальной тревожности — проще говоря, подростки более комфортно чувствуют себя среди сверстников в школе и университете.
- У спорта есть очень важная социальная составляющая: общение, чувство принадлежности к команде и поддержка очень важны для детей и подростков.
Хорошо, а бывают вообще тренеры, которые учат детей без этого? Как их найти?

Конечно, бывают! Вот на что нужно обратить внимание:
1. Тренер берет ответственность за результаты учеников, не винит детей, если что-то не получается.
Нет: «Это спорт! Если не стараешься, ничего не выйдет»
Да: «Чтобы этому научиться, есть несколько полезных упражнений, с них и начнем в следующий раз»
2. Тренер корректирует нагрузку в соответствии с самочувствием детей
Нет: «Это легко! Мы еще даже не перешли к сложным упражнениям, а вы уже устали!»
Да: «Вижу, что вы устали. Давайте сделаем перерыв, я как раз расскажу вам, как понять, что нужно немного отдохнуть»
3. Тренер понимает, что дети пришли на тренировку с разными целями и с разной мотивацией и учитывает это в работе
Нет: «Каждый в конце года должен уметь пробежать 5км, иначе зачем вы сюда пришли?»
Да: «Что для тебя было бы классным результатом?»
4. Тренер хвалит детей за конкретные индивидуальные достижения
Нет: «Молодец, настоящий спортсмен, сразу видно!»
Да: «На прошлой неделе у тебя получалось отжаться 2 раза, а на этой – уже 4!»
5. Тренер знает, что такое травля и агрессия и умеет с ними работать
Нет: «Раз они с тобой не разговаривают, значит есть за что»
Да: «На наших тренировках нельзя обижать друг друга. Если вам больно, обидно или неприятно, сразу сообщайте мне»
6. Тренер готов работать с родителями в одной команде
Нет: «Заберите своего ребенка, он мне только мешает»
Да: «Мне кажется, нам стоит вместе поговорить об этом, и мы найдем решение»

Самое важное — всегда быть на стороне ребенка. Не подвергать его слова сомнению, даже если вам кажется, что он ленится. Ребенок обращается ко взрослому за помощью, когда он не может справиться самостоятельно. Если его отвергать — есть риск, что он не будет к вам обращаться в более опасных ситуациях.
Помогите ему разобраться в причинах, почему он не хочет ходить на занятия или выполнять то или иное упражнение, и вместе с тренером ищите способ ему помочь, а не заставить. Благополучие ребенка и его настроение намного важнее любой секции и умения забить гол в ворота.
Если у вас остались вопросы, пожелания, сомнения, если вы хотите поделиться своими историями о хороших или плохих детских тренерах, пишите в комментариях.
84 комментария
Сразу видно человека, который даже близко не работал с детьми.
Если душа не лежит к алгебре, тут увлечь просто нереально. Язык сухих цифр, ребенку в 14 лет, если только он сам не увлечен, не будет интересен.
Не верите? Найдите знакомых с ребенком, которому не нравятся точные науки и попробуйте его увлечь. Физику, химию, алгербру. С дивана расскаждать легко.
Или еще проще. Наверняка есть формы деятельности, которым вам не интересны. Попробуйте сами себя увлечь. И это при том, что вы осознаете скажем важность, ну допустим, обучения новому языку. Навык полезный, пригодится. Но вряд ли шибко увлекательный. Попробуйте себя увлечь, раз это так просто.
Представьте, что если вам, человеку взрослому, дисциплинированному, осознающему важность, так сложно себя замотивировать, то насколько сложнее будет замотивировать ребенка, который и не до конца дисциплинирован, и не осознает важность и вообще воспринимает процесс обучение как вынужденное зло.
И это хорошо, если ребенку просто скучно на уроке. А если он агрессивный, мещающий процессу? Даже раньше таких с трудом могли приструнить.
Сейчас, насколько я знаю, стало еще хуже. Ребенок может хоть колесом ходить, а учитель даже если орать начинает, ребенок включает видеозапись и потом говорит, посмотрите как учитель нас тиранит. За двойки прибегают мамаши и орут, вы не можете ребенка ничему научить.
Или вы думаете, откуда вся гопота агрессивная берется? А это те, кто не видит берегов и кого не наказывают. На чьей стороне всегда стоят. Ребенок вырастает с полным осознанием вседозволенности.
"Ну или менять профессию"
Вопрос, а кто детей учить будет? Таких, которые страстно любят свою работу, процентов от силы 10. Остальных 90% мы увольняем, ибо они "жалкие ремесленники". Вот только их и сейчас не хватает. Как остальную массу учить? Может, вы на себя удар примете?
Ну и если уж вам интересна наша беседа, оцените историю, как оно бывает, от того, кто непосредственно работает в этой сфере
https://gorky-look.livejournal.com/111885.html
Очень интересно, никто не сталкивался с детьми, которые например просто не хотят учиться? Которые постоянно врут, что сделали домашнее задание, хотя даже учебника не открывали?
И не потому что у них тяжелая ситуация дома, а просто не хотят. Да я сам про себя помню, как мог просто уйти гулять и не делать заданий, а потом рассказывал что делал другие задания, было поздно, не успел, и это я еще хорошо учился, у меня такое редко было. А были те, кто вообще гордился, что ничего никогда не учит. И как с ними быть, хвалить?
Они даже не то что глупые, просто им интереснее было во дворе побегать, чем сидеть и учиться. Сейчас все учителя плачутся, что родители "всегда на стороне детей" и ничего сделать нельзя, ни закричать на них, ни заставить никак.
Еще и родители претензии выставляют "вы должны увлечь ребенка своим предметом". Да неинтересна ему алгерба, пойди увлеки им того, для кого любимое развлечение какая-нибудь лига легенд или дум или не знаю что еще.
Буллинг - это гораздо более широкий по значению термин. Кажется, у вас мировоззрение складывается по большей части из опыта, который довелось пережить лично, и со школой вполне себе повезло. У меня тоже были норм одноклассники, ни у кого не было долгосрочных конфликтов или серьёзной травли с унижением, да и дети умели постоять за себя. Но в то же время в соседней школе иногда происходило такое, что волосы дыбом вставали.
Действительно детям свойственна жестокость, ИМХО неправильно бросать их коллектив плыть по течению, у них ещё не до конца сформировалась социализация. Не стоит следить за ними на каждом шаге, но детские травмы, порожденные этой жестокостью, эффективней предотвращать, чем потом исправлять. Просто зачастую так происходит, что о ребенке ни родители не заботятся, ни учителя, в обязанности которых это вообще не входит. Или загнанный в угол ребенок вообще боится сказать. Поэтому тут и нужно третье лицо, психолог.
Человек уже давно не животное, живёт не инстинктами. Но я согласен, что при острой необходимости они дают о себе знать. У Ю.Быкова есть отличный фильм "Жить", где это показано, как люди могут неожиданно проявить несвойственные их характеру черты
То есть вместо того, чтобы ходить и драться район на район, мы ходим занимаемся спортом, соревнуемся, болеем.
Люди, которые занимаются спортом не потому что хотят доказать себе, что они лучшие, скорее всего профессиональными спортсменами никогда не станут. Но таким нет смысла и в серьезных состязаниях участвовать. Хотя даже при игре во дворе все почему-то победить хотят.
Насилию не место нигде, но если вы думаете, что можно воспитать чемпиона, регулярно его нахваливая, даже когда он проваливается, опаздывает или саботирует тренировки, то я скажу, что это так себе план.
Всем, кто не смотрел, рекомендую посмотреть фильм 2014 года "Одержимость" с Джей Кей Симмонсом. Вот там хорошо показано, как становятся лучшими.
Отношение же к термину "буллинг" у меня резко негативное. Зачем это к нам тащат, я не понимаю. Сам по себе "буллинг" явление, которое на себе испытал когда-то каждый, в том числе и я. Но что я из этого явления понял? Что есть нехорошие люди, которые себе влияние набивают через вот такое хулиганство. То есть, это какое-то воспитание личности. (а потом мы этих буллеров просто побили - и всё, нет в 4А никакого буллинга ;) )
И виноваты в том, что появляются жертвы "буллинга"... родители. Которые маловато внимания воспитанию детишек уделяют(сейчас это сплошь и рядом, особенно в мегаполисах, особенно в столице!), да ещё вот такие статьи появляются... "Буллинг" сам по себе обязан решаться в той среде, где он возникает - и никак иначе.
Если ребёнок изначально заряжен, то никакой жертвой он не станет, явно как и участником, а останется где-то посередине.
Дети вообще существа довольно жестокие. Да и человек по натуре своей жестокий, животная натура преобладает. Это потом мы получаем "налёт цивилизации", так правильно, так нельзя, так можно и т.п. И быстро этот "налёт" теряем при сложных жизненных ситуациях, кстати говоря. Кушать друг друга начинаем, например ;)
А значит несет все императивы закладываемые ’’там’’: победа любой ценой здесь и сейчас.
В экономике это выражается в приоритете быстрых денег над долгими, в политике - дел сегодняшних над завтрашними, праве - понятий над законом. И насколько же это эффективней сегодня, настолько же, как правило, проигрышней на длинной дистанции.
Почему спорт должен быть отличен от всего, что его окружает?
При этом сам принцип спорта высших достижений, как пирамиды, уже в своей структуре не предполагает главенства интересов массовости над результатом верхушки. Этого можно добиться лишь скорректировав этот момент специально. Но кому это может быть нужно? Чиновникам? Вы серьезно? Не в этой модели управления. Это не может быть движением сверху так как властная структура также вертикальна. Подобные решения могут быть пролоббированы лишь снизу, но для этого необходима иная политическая модель - горизонтального типа с упором на власть на местах. Этого нет.
Проблема многих людей в том, что они видят свое дело/занятие/хобби, как вещь в себе, предпочитая не замечать пересечений с окружающим миром.
Раз уж в заголовке есть слово насилие, то желать искоренения этого в спорте без того чтобы оно было полностью вымарано уровнем выше по массовости, в семьях - наивность. Закон же сегодня рукоприкладство в семейном быту, если и прямо не поощряет, то по сути негласно одобряет и уж точно практически не борется с ним, как с явлением в целом, да и народное: бьет - значит любит, никто не отменял.
И что касаемо лозунгов: ’’Самое важное — всегда быть на стороне ребенка’’. При всей замечательности этой фразы - сам факт ее наличия подводит печальный итог вашей в целом хорошей статье. Ведь этим лозунгом вы как бы защищаетесь. От чего? Да от таких же максим с других сторон. И ведь все у всех главное! И не просто главное, а САМОЕ главное! И при этом у каждого свое.
Думаю, пока главным и единственным во всем не станет базис: люди. И их интересы в приоритете в целом над абсолютно всем иным и в любой ситуации - глобально ничего не изменится. Ну а пока этого нет среди лозунгов так же будет соревнование по тем же принципам пирамиды и побеждать будут те, кто в ней повыше. При всем к вам уважении - вы в ней внизу, а значит ваш лозунг останется просто красивыми словами.
Давай по-новой: хватит плакать и все, что нас не убивает - делает сильнее и тд
Силы вам и терпения в бою с ветряными мельницами.
" Доказано, что дети воспроизводят такие реакции, когда видят их у взрослых". Может поделитесь ссылками на существующие исследования? Даже если это и так, детей все равно невозможно оградить от всего плохого. У родителей своя личная жизнь, и в любом случае они банально, просто не способны за всем уследить. Агрессия по вашему - это исключительно социальный конструкт, и все люди на самом деле белые и пушистые, все такие хорошие и позитивные.
Тех же детей, которые сострадательны, чувствительны и робки по своей природе, нужно как можно раньше учить справляться с более агрессивными людьми, то есть с головой окунать их в агрессивную, зачастую безумную социальную среду. Учить их решать и разбираться с конфликтными ситуациями, а не уклоняться от них. Иначе как уже писали ниже, став взрослыми, и столкнувшись с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, по настоящему злыми людьми, они не будут знать как себя вести и что делать, а это повлечет за собой депрессию, тревожные расстройства и т.д.
Мой довод в том, что насилие и агрессию полностью все равно не искоренить, она так или иначе присутствует в окружающей, социальной среде. Это в природе человека. Не стоить забывать, что мы всего лишь один из видов животных, разумные приматы совсем недавно, по меркам человеческой истории, обретшие хоть какую-то цивилизованность и моральную нравственность. Так что не нужно бороться с тем, что вам на самом деле не по силам. Под влиянием модных социально-политических идей, пытаться сделать из детей, розовых и безобидных существ, неспособных на агрессию в любой из ее форм.
Тут правда разные факторы, у нас кроме любви к дракам и понятий "западло" есть и тупо недоверие к полиции, причем очень много
И я не говорю, что правильно только детей шишек защищать, причём в органах. К сожалению, это просто реалии. В нормальной же ситуации с детьми должен активно работать школьный психолог, чётко выявляющий буллинг и детскую жестокость, чтобы обычные тумаки по какому-то поводу не выливались потом в немотивированную агрессию
я в школе на карате ходил - наш тренер вообще ни разу не орал, а уважали его ппц как
Если меня так воспитали, и у меня всё зашибись - выходит, мне точно также, с корректировками, необходимо сына воспитать, и у него будет не просто зашибись, а ещё куда лучше. Кругом одни терпилы вырастут с такими-то статьями! :D
п.с. не обижайтесь, но у вас чисто холопское мировоззрение.
а, ну, понятно. как минимум с детской комнатой милиции и прелестями учёта вам ещё предстоит познакомиться, если он первым ударит сынишку какого-нибудь чиновника или представителя российского наебизнеса, сросшегося с властью и правоохранительными органами.
В центре Москвы банально больше полиции, которая может и документы проверить. Мигранты прекрасно чувствуют себя как на столичных окраинах, так и на всей территории Подмосковья. Шашлычат в лесу, парках, мусорят, ездят в любое время суток на машинах с громкой музыкой. Нигде они особо не думают, кто их "ударит первым". Нет такого разделения. Зато есть естественная боязнь камер и попадания в полицию с преступлениями разной тяжести. И если они перестали откровенно хватать дамские сумочки в вечерних подворотнях, это не значит, что они "головы поднять не могут".