Франция: землетрясение и несколько афтершоков
Помимо «Олимпик Лиона», почти половина французских клубов были наказаны при последней проверке со стороны DNCG. Это показатель общего состояния французского футбола. И хотя роль финансового надзорного органа заключается в том, чтобы препятствовать финансовым злоупотреблениям, бороться с реальностью профессионального футбола высшего уровня, где риски растут в борьбе за выживание, ему всё сложнее.
«Олимпик Лион»: землетрясение и несколько афтершоков
Когда-то сезон проверок DNCG воспринимался как нечто формальное — вроде подъема по ступеням в Клерфонтене, дедлайна трансферного окна или вручения Золотой бутсы: мимолётный момент, не стоящий особого внимания. Но уже несколько лет визиты клубов к «финансовому жандарму» французского футбола превратились в настоящий триллер, во время которого руководители и болельщики грызут ногти в ожидании сигнала светофора, указывающего, в каком положении их дело. Последний раунд, представленный во вторник, 24 июня, оказался особенно суровым: из 174 клубов — от Лиги 1 до Национальной Лиги 3 — 46% получили санкции. Самой громкой, безусловно, стала реклассировка «Олимпик Лиона» в Лигу 2.
«Ним», «Аяччо» и другие
Однако это лишь вершина айсберга. Если посмотреть на список, опубликованный DNCG, становится ясно, что организация не щадит никого на любой ступени. В Лиге 2, например, «Аяччо» был понижен в Национальную Лигу 1 (при этом клуб все еще надеется на возможную продажу). В самой Национальной Лиге 1 «Мартиг» получил предложение остаться, но с потерей профессионального статуса. А уровнем ниже — первая команда «Ним Олимпик» вообще исключена из национальных соревнований.
Тем не менее, большинство санкций (69 из 80) носят финансовый характер и чаще всего выражаются через ограничения на зарплатную ведомость. Общая картина французского футбола оставляет желать лучшего и не должна восприниматься легкомысленно: предупреждения DNCG, если к ним не прислушиваться, могут привести к катастрофическим последствиям — об этом могут засвидетельствовать «Бордо» (и до них — «Ле-Ман»). До такой степени, что возникает вопрос — может, главная цель клуба в начале сезона уже не успех на поле, а чистая финансовая отчётность?
Будущее остаётся неопределённым
И вот в этом-то и проблема: DNCG — одновременно проклятие и благословение. С одной стороны, как финансовый контролёр, она стремится предотвратить неэффективное управление, проверяя, чтобы спортивные инвестиции не превышали финансовых возможностей. С другой — реальность такова, что за исключением «ПСЖ» с его бездонным кошельком, ни один клуб во Франции не может считать себя застрахованным от рискованных вложений, чтобы оставаться конкурентоспособным — особенно на фоне других европейских чемпионатов, где аналоги DNCG либо отсутствуют, либо действуют вяло, а злоупотреблений куда больше.
Парадокс в том, что финансово здоровое управление почти не гарантирует спортивного успеха, в то время как рискованные вложения порой чуть ли не поощряются. Как с этим бороться? Возможно, стоит раз и навсегда урегулировать вопрос с продажей телеправ, поскольку последние сезоны были настоящим цирком, мешающим клубам планировать бюджеты. Может, стоит тщательнее проверять биографию инвесторов, заходящих в клуб с сомнительными намерениями, порой приводящими к краху. Или же реформы, как передача управления профессиональным футболом в руки ФФФ и его преобразование в «французскую Премьер-лигу», станут началом глубинных перемен. Но только если они действительно принесут пользу всем клубам, а не усилят тот порочный круг, о котором напоминает нам каждая новая драма с участием DNCG.