5 мин.

Легендарные этапы «Тур де Франс». Глава V. 2020 год, 6-й этап

Мы завершаем нашу сагу о самых значимых победах «Астаны» на ТДФ впечатляющим успехом Алексея Луценко на подъеме Эгуаль. Надеюсь, эта сага не превратится в своеобразный панихидик команде, потому что, учитывая текущие результаты, закрадывается подозрение, что проект может схлопнуться в любой момент. В той версии «Большой петли» Алексей еще не был вынужден выступать в роли единственной боеспособной единицы с точки зрения общего зачета и поэтому мог по заветам Энди Уорхолла отправиться за своими 15 минутами славы. Итак, несколько слов об победе, которая даже не упоминается на страница гонщике в Википедии.

До этапа

Наверное, нет необходимости лишний раз напоминать о том, какой получился 2020 год для нашей планеты. В контексте гонки известные события выразились в том, что традиционно июльский квест в поисках желтой майки был перенесен на начало осени и оказался первой трехнедельной многодневкой в календарном году. Капитаном «Астаны» логично выступал Мигель Анхель Лопес, который имел в своем бэкграунде два подиума гранд-туров. При этом примерно все адекватные болельщики команды понимали, что кампания колумбийца в очередной раз завершится тем, что он упадет на ровном месте или с ним приключится еще какая-нибудь напасть. Осознавал это и менеджмент. Поэтому многим гонщикам позволялось искать свой шанс на победу на этапе.

К этому моменту Алексей Луценко уже много лет рассматривался в качестве главной надежды всего казахстанского велоспорта. Только было не совсем понятно на каком рельефе искать эту надежду. На ранних этапах карьеры его видели специалистом однодневных гонок и грезили о чемпионате мира и Олимпиадах, но потом в «Астане» решили, что из него получится прекрасный многодневщик. Видимо, успехи на Туре Омана оказались чрезвычайно удивительным доводом. Во время ТДФ-2020 Луценко оказался в транзитной стадии своей трансформации.

Ход этапа

С точки зрения роудбука 6-й этап был не очень типичен для Тура. Что-то подобное можно, пожалуй увидеть только на этапах с финишем на Мон Вонту, когда полностью равнинный день заканчивается тяжелым подъемом. В случае с Мон Эгуаль (он же «подъем в 4000 ступеней»), конечно, все не так экстремально - настораживала лишь протяженность в 35 километров. При этом средний градиент в 4% изначально оставлял очень явный намек, что в этот день победит кто-то из отрыва. Для топовых генеральщиков финальная гора была слишком простой, а гнать весь день пелотон в бешеной погоне было рискованно. Ведь из-за скомканного сезона сами гонщики не понимали, в каком состоянии они подходят к главному старту сезона.

В отрыв дня относительно быстро ускользнули восемь участников, который сформировали очень качественную группу: Луценко, Осс, Боассон Хаген, Каванья, Паулесс, Эррада, ван Авермат в своем золотом шлеме и Николас Рош. На тот момент лидером общего зачета был Адам Йейтс, поэтому контролировать отрыв теоретически должен был «Митчелтон-Скотт». В то же время из австралийской команды еще до начала этапа посылали лучи надежды будущим участникам отрыва и сыпали намеками на тему того, что пусть за всеми гоняется команда топ-фаворита Примоша Роглича. В итоге, преимущество беглецов быстро выросло до шести минут, которые до финального подъема никто по большому счету и не стремился выбрать.

В тот момент, когда наступила ясность, что выиграет кто-то из лидирующего октета, там начались логичные телодвижения. После ускорения Каванья из группы выпали Осс и Хаген. Затем ускорился Паулесс, который в этот день праздновал 24-й День рождения и логично очень хотел выиграть. На его атаку отреагировал только Луценко. После этого казахстанскому гонщику хватило лишь того, что он ехал в своем темпе - попутчику он оказался не по зубам. На финише перевес Алексея над ближайшим преследователем составил более 50 секунд. При этом гонщик «Астаны» ехал последние километры в явно щадящем режиме.

После этапа

После финиша этапа Луценко был привычно не слишком эмоционален. Он признал, что изначально команда в этот день делала ставку на отрыв с его участием и рассказал о том, что решающий момент для атаки выбрал по совету генерального менеджера Александра Винокурова. Видимо, тот сталкивался с этим подъемом на каких-то других стартах. Единственный раз до этого Мон Эгуаль появлялся на карте ТДФ только в 1987 году.

Далее в гонке «Астана» столкнулась с ожидаемыми трудностями у Лопеса. Но стоит отдать колумбийцу должное - свой этап он на той гонке тоже выиграл. Возможно, об этой победе была бы отдельная статья, если бы не два обстоятельства. Во-первых, его амбиции изначально были намного шире. Во-вторых, во время той победы не оставляло ощущение, что Роглич и Погачар просто следят друг за другом и не придают значение другим соперникам. Победа при отсутствии явного противодействия со стороны прямых конкурентов бросает тень на статус легендарной.

В свою очередь Луценко продолжил эволюционировать в качестве гонщика на генеральную классификацию. На две следующие версии «Тур де Франс» он приехал в качестве безальтернативного капитана «Астаны» и дважды завершил гонку в топ-10 общего зачета. Можно, конечно, посетовать, что в таких условиях он лишился шанса побороться за победу на каком-то этапе, но это вряд ли будет уместно. В нынешних реалиях на гранд-турах практически перестали давать шанс людям, которые уезжают в больших горах в отрывы. В эти дни капитаны генеральщиков выбирают такой невероятный темп, что остальным просто остается любоваться их выяснением отношений.