Преступление и наказание «Миннесоты»
История, на ошибках которой, не стал учиться Стив Балмер
Джо Смит - это не просто случайная комбинация распространенных в штатах имени и фамилии. Это игрок, с чьим именем связан один самых громких скандалов в современной истории НБА.

Звезда «Мэриленда» ушел в «Уорриорз» первым на драфте 1995 (под пиками 2-5 были выбраны будущие участника матча звезд: Макдайесс, Стэкхаус, Рашид Уоллос, Кевин Гарнетт). Ожидания были высоки, и по началу Смит их оправдывал. Занял 3 место в голосовании за лучшего новичка, а уже во 2 сезоне набирал 18,7 очков и 8,5 подборов. На третий год карьеры он получил предложение от «Уорриорз» о продлении контракта на сумму более 80 млн долларов, но отверг его, собираясь выйти на рынок свободных агентов. Руководство «Голдей Стейт» оперативно избавилось от игрока, отправив его в «Филадельфию», где его трехлетний контракт новичка и истек.
Джо вышел на столь желанный рынок свободных агентов и поверг всю лигу в шок, подписавшись на 1 год с «Миннесотой» на смешные $1,75 млн якобы, чтобы дать команде пространство под потолком зарплат для усиления состава. На следующий сезон он снова подписал однолетний контракт с «Волками» ниже рынка ($ 2,1 млн), а затем еще один на $2,5 млн. Именно в этот момент и вскрылась правда, подтвердившая многие подозрения. Был опубликован официальный документ, согласно которому Джо обязывался подписать с «Миннесотой» три скромных однолетних контракта для получения $86 млн по следующему многолетнему соглашению. Зачем игрок и организация пошли на эту аферу? Всему виной так называемые «права Берда», позволяющие команде переподписывать своих свободных агентов, даже превышая потолка зарплат. Для получения этих прав необходимо, чтобы игрок провел в команде три последних года подряд. План «Миннесоты» заключался в том, чтобы после подписания Смита, усилять состав за счет его низкой зарплаты, а затем отблагодарить игрока за проявленную лояльность крупным контрактом, который при это не будет сильно вредить зарплатной ведомости команды. По началу хитрый план, действительно, работал: в сезоне 99/00 команда, ведомая Гарнеттом (второе место в голосовании за MVP) выиграла 50 игр и имела неплохой состав с Щербиаком, Брэндоном, Нестеровичем, Бобби Джексоном и самим Смитом.

Откуда же появился в информационном поле тот секретный документ? Тут в игру ступают такие личности как Эрик Флайшер и Эндрю Миллер - 2 агента, представлявшие интересы Смита и Гарнетта. Их дуэт распался и Миллеру достались права продолжать работу со Смитом и KG. По инициативе Флайшера состоялось судебное заседание, где и был обнародован документ, подтверждающий сговор Смита и владельца команды Глена Тэйлора. Лигу тяжело спровоцировать, чтобы отреагировать на подобные инциденты, (лига исторически предпочитает замалчивать скандальные истории ради сохранения собственной репутации), но в этом случае доказательства были неопровержимы. А если Дэвид Стерн наказывает, то делает это с размахом. Вспомните хотя бы знаменитый «Malice at the palace» и годовую дисквалификацию Рону Артесту, разрушившую сезон прекрасных «Пейсерс». Так вот и «Миннесоте» прилично досталось от бывшего комиссионера лиги: контракт со Смитом был аннулирован, команда лишилась «прав Берда» на игрока, выплатила штраф в $3,5 млн, владелец Глен Тэйлор и вице-президент по баскетбольным операциям Кевин Макхейл были отстранены, но это еще не самое страшное: у «Миннесоты» отобрали пики 1 раунда в 2001, 2002, 2004 годах (пики 2003 и 2005 тоже изначально были отобраны, но их удалось вернуть). Сам Джо Смит подписал однолетний контракт с «Детройт», а через сезон получил $36 млн на 6 лет от ... конечно же «Миннесоты», но не смог выйти даже на уровень 10 очков за игру и был через 2 сезона обменян. Получается вся эта афера была затеяна ради ролевика, который не мог сделать команду значительно сильнее. А для «Миннесоты» суровое наказание от лиги стало катастрофой. Будущий MVP Кевин Гарнетт выходил в свой прайм, тащил на себе нападение и защиту команды, но у руководства уже не было ресурсов, чтобы дать ему достойную поддержку.

Лучшим результатом стал финал западной конференции 2004 года с возрастными Лэтреллом Спрювеллом и Сэмом Касселом. А ведь 3 пика первого раунда могли помочь команде получить необходимую глубину для скамейки либо парочку достойных игроков в старт (в том сезоне, например, центровыми команды были Эрвин Джонсон и Майкл Оловоканди, дававшие аж 5 очков на двоих в плей-офф с реализацией 40%). Весь прайм KG был испорчен руководством родной команды ради середняка, которым большую часть карьеры и являлся Джо Смит.
Кевин Макхейл говорил: «Есть восемь-десять команд, которые постоянно этим занимаются. Они просто хороши в этом. Мы плохи». Действительно, оставайся эта договоренность между «Миннесотой» и Смитом в устной форме, то санкции можно было бы избежать или получить куда более мягкое наказание. Однако железная рука Дэвида Стерна покарала франшизу за вскрывшийся обман и была такова.

И вот в 2025 году история во многом повторилась. Журналист Пабло Торре нашел подробности секретного соглашения между Каваем Ленардом и «Клипперс», по которому он получил от сомнительной компании, финансируемой лично Стивом Балмером, почти $50 млн. При этом со стороны игрока никаких действий по исполнению рекламного контракта не исполнялось, он просто получал деньги на счёт. Сразу же стали известны подробности переговоров его агента, а по совместительству дяди с «Торонто» и «Лейкерс» летом 2019, где также были затребованы значительные дополнительные финансовые поощрения за подписание контракта. Факты нарушения коллективного соглашения и потолка налицо. Лига уже ведет расследование, а нам остается ждать его результаты. Посмотрим, решится ли Адам Сильвер строго наказать богатейшего владельца в лиге и команду с большого рынка, только что переехавшую на новую арену. «Миннесота» после ухода Гарнетта, спровоцированного наказанием за аферу с контрактом Смита, погрузилась в настоящую смуту, из которой выбралась только сейчас. Готова ли лига проявить принципиальность и последовательность? Или только команды с маленького рынка достойны наказания? Ответы на эти вопросы мы узнаем совсем скоро.