9 мин.

«Русская сенсация захватила Уимблдон». Как Шарапова покорила мир в 17 лет

Россиянка в 17 лет разнесла Серену Уильямс в финале Уимблдонского турнира и запустила Мария-манию. Как она к этому пришла и что случилось после?

Судьбоносная встреча

Биография Шараповой — готовый сценарий для голливудских кинопродюсеров. Удивительно, что еще никто не додумался запустить в производство подобный блокбастер. Даже ничего выдумывать не надо для большего драматизма сюжета. Реальность все сделала за авторов. Вряд ли найдется еще хотя бы несколько знаменитых людей, чья жизнь материализовала бы все знаменитые штампы из американских фильмов. Так что, пока Голливуд отдыхает, а Netflix ищет темнокожую двухметровую красавицу на роль Марии, пора просыпаться нашим киноделам. Очередную спортивную драму вслед за «Движением вверх», «Легендой №17» и т.д, например, могут снять Никита Михалков и компания. Только занесите за идею…

Играть в теннис Шараповой было предначертано по праву рождения. Иначе и быть не могло, когда твой отец — заслуженный тренер по этому виду спорта. Так что, Мария, по сути, родилась с ракеткой. Хотя на самом деле первый в ее жизни снаряд будущей великой спортсменке подарил олимпийский чемпион Евгений Кафельников, как она сама вспоминала в автобиографической книге

А ключевую роль в судьбе сыграла другая легенда, но уже чешская, Мартина Навратилова. В 1993 году 18-кратная победительница турниров «Большого шлема» давала мастер-класс в Москве. И в один момент против нее вышла 6-летняя Маша. Как пишет сама Шарапова, Навратилова настолько впечатлилась способностями девочки, что отозвала в сторонку ее отца и настоятельно рекомендовала ехать в знаменитую американскую теннисную академию Ника Боллетьери.

Отец, как и любой другой на его месте бы, поверил в слова чемпионки о гениальности собственного ребенка и через два года рванул во Флориду, хотя в кармане было всего 700 долларов. Мать оставили в холодной России, ей не дали визу. По всем законам жанра Юрий трудился на самых грязных и низкооплачиваемых работах, вроде мойщика посуды, лишь бы только Маша могла играть в теннис. А она, разумеется, только на нем и была сосредоточена вопреки издевкам и унижениям со стороны старших товарищей в интернате.

По крайней мере, именно такую историю Шарапова рассказала изданию Washington Post.

«У них были совершенно другие интересы. Они занимались вещами, далекими от тенниса. Я же ложилась спать на четыре часа раньше, чем они, и была сосредоточена только на игре», — сказала Шарапова.

Ну чем не Голливуд? Там десятки таких сюжетов, где легенда своего дела вдруг находит будущую звезду, которая его в этом превзойдет. А та начинает долгий и упорный путь к совершенству через все тернии, включая насмешки условных коллег. Да та же «Кунг-Фу панда» об этом, если брать самое простое. Китайский бамбуковый мишка там в кульминации всего действа победил злобного снежного барса, который хотел уничтожить мир. Для Шараповой таким венцом стал сенсационный триумф на Уимблдоне в 17 лет.

Путь к славе

Российский теннис в начале нулевых переживал нечто подобное тому, что происходит сейчас, только в обратной перспективе. Слава мужчин (Кафельникова, Марата Сафина) постепенно угасала, а женщины стремились к вершинам. Шарапова была лишь одним из многих дарований того поколения. Даже стать первой российской чемпионкой в истории турниров «Большого шлема» ей не удалось. Всего на месяц Марию опередила Анастасия Мыскина. Будущее лицо рекламы известного сока в финале «Ролан Гаррос» обыграла еще одну россиянку Елену Дементьеву.

Шараповой для истории теперь нужно было сделать что-то покруче. Например, выиграть все мэйджоры. Ей это предрекали, но никто не ожидал, что славу Мыскиной она перекроет так скоро и таким образом. Здесь, правда, стоит понимать, что Мария не появилась из неоткуда и дернула всю элиту будучи 17-летним ноунеймом, как это представляют сейчас. К Уимблдону она уже подходила с багажом из нескольких титулов WTA в одиночном и парном разряде, статусом новичка года и реноме будущей мегазвезды.

Эффект разорвавшейся бомбы тогда вызвала даже не сама победа, а имя и статус спортсменки, которую она деклассировала в финале. Ну и что в такой исход никто не верил. Серена Уильямс на тот момент уже была действующей двукратной победительницей самого престижного теннисного турнира. Черный американский танк по всем раскладам должен был перемолоть своими гусеницами хрупкую белокурую девочку из России. Но то ли был какой-то недонастрой, то ли просто не день Серены. Скромная девчушка на глазах почтеннейших лордов, сэров, пэров играючи и издевательски легко расправилась с их фавориткой, на которую они к тому же, наверняка, загрузили хорошую сумму фунтов в тотализаторе.

Что же, бывает. Не на ту лошадку поставили джентльмены. А вот, как об этом по горячим следам вспоминала сама Мария.

«Честно говоря, я сама не понимаю, что произошло. У меня не было никакой особой тактики, я просто играла. Я практически не видела, что происходит вокруг, а была в своем собственном мирке. Я и не думала о том, что играю финал. Я просто старалась сконцентрироваться на том, что собираюсь сделать. Я была уверена в том, что если захочу чего-то и приложу к этому максимум усилий, то все у меня получится», — заявила спортсменка в интервью «Российской газете».

Вряд ли она тогда осознавала, что сделала и насколько популярной стала во всем мире. Даже сейчас, если попросят назвать знаменитых русских, многие иностранцы вспомнят Шарапову. А уж в те годы ее фамилия встала чуть ли не в один ряд с Лениным, Сталиным и Достоевским.

«Мария-мания захватила мир», — писал сайт телеканала CNN перед стартом US Open-2004.  В том же материале отмечалось, что от Шараповой без ума не только из-за ее блестящей игры. Фанатов впечатляет ее юность и эффектная внешность.

Причем сами СМИ этот образ и создали. Вот, как на победу Шараповой отреагировало британское издание The Guardian:

«Русская сенсация захватила Уимблдон. Мария Шарапова стала настоящим откровением. Блондинка потрясла, а затем уничтожила обладательницу титула Серену Уильямс, одержав головокружительно дерзкую победу, и в свои 17 лет и 75 дней стала третьей самой молодой чемпионкой среди женщин в истории турнира», — написал журналист Джон Хендерсон.

Про финалистку Уильямс, кажется, все забыли. Даже родные американские издания. А ведь она вышла в третий финал Уимблдона подряд. Младшую из двух сестер это, наверняка, невероятно бесило. Как и то, что какая-то девочка-подросток вдруг стала в разы популярнее ее. В условиях нынешней повестки Серена сразу бы заорала о расизме, обвинила бы все общество в угнетении, потому что Шарапова белая и красивая. В общем, вставьте любой фрагмент из ее нынешних интервью.

Но тогда подобные сверхфилософские идеи еще не осели в головах Западного общества. Поэтому Уильямс достойно приняла поражение и отметила превосходство Шараповой. Даже нашла Марию похожей на себя.

«Она чем-то похоже на меня. Она тоже никогда не отступает и продолжает отдавать игре все», — сказала Серена New York Times.

Образ русской девочки так плотно засел в голове Уильямс, что все последующие матчи против Шараповой были для нее поединками всей жизни. Она буквально настраивалась на них, как на смертный бой. Можно было проиграть любому, но Марию обязательно надо уничтожить. Поэтому статистика личных встреч для нашей спортсменки обескураживающая — 20:3 в пользу американки. Но свою главную победу Шарапова все равно одержала тогда в 17 лет на Уимблдоне.

Что было дальше

На этом уже можно давать титры. Но постуимблдонская биография Марии не менее потрясающая. На сиквел хватит с лихвой. После первой в своей карьере грандиозной победы Шарапова обозначила планы на будущее.

«Я хочу выиграть все, все турниры «Большого шлема» и победить на Уимблдоне еще несколько раз», — сказала Мария «Российской газете».

Со второй частью как-то не задалось. Британский мэйджор ей больше не покорился. Зато все остальные она выиграла и собрала «карьерный шлем». Во Франции даже победила дважды.

Но просто титулы для киношников, которые снимают не документалку, малоинтересны. Они, наверняка, во второй части уделят внимание любопытным фактам из жизни и карьеры Марии. Сюда пойдет открытие собственного бренда конфет «sugarpova», ее колоссальные доходы и, как следствие, роскошная жизнь с высокими местами в рейтинге Forbes на контрасте с тем, что было в детстве. Можно лучше раскрыть и фигуру ее отца. Например, Мыскина, которая, видимо, завидовала Шараповой не меньше Уильямс, в интервью USA Today рассказывала, как Юрий Викторович прямо во время матчей пререкался со зрителями и выкрикивал оскорбления в адрес соперниц дочери.

Разумеется, никак нельзя без любовной драмы. Мария пережила три неудачные попытки построить отношения с такими же звездами, как и она сама. Сначала ее бросил солист группы Maroon 5 Адам Левин. Со словенским баскетболистом Сашей Вуячичем дело даже дошло до помолвки, но свадьба так и не состоялась. Меньше двух лет продлился романтик и с болгарским теннисистом Григором Димитровым.

Ближе к кульминации вновь всплывет Серена Уильямс. Шарапова встретилась с ней восемь лет спустя во втором главном финале своей жизни на Олимпиаде в Лондоне. Но теперь проиграла. Хотя шла за золотом и даже была знаменосцем российской сборной и первой женщиной в истории, которой доверили такую честь.

Это стало некой отправной точкой падения в бездну. Дальше была дисквалификация за мельдоний, потеря многих контрактов, трудное и практически бесславное возвращение в спорт, а потом и завершение карьеры в 2020 году.

Даже над саундтреком к фильму особо не надо корпеть. Можно просто замиксовать знаменитые выкрики Марии на корте и наложить их на какую-нибудь приятную мелодию. Только звук слегка убавить. А то эти стоны выдают до 105 децибел, почти как реактивный самолет на взлете.

Ну а закончить все надо хэппи-эндом в лучших традициях Голливуда. И этому поможет последняя новость про Марию. В апреле бывшая теннисистка объявила о своей беременности. Шарапова и ее жених, британский миллионер Александр Гилкс, с которым россиянка встречается с 2018 года, ждут первенца. Все, можно включать свет и давать титры.