Остаётся вопрос антисемитизма – пожалуй, единственной беларуской «нетолерантности», доставшейся нам в наследство ещё от СССР. Когда школьники в классе чётко знали, кто «русский», а кто «жид». Даже шутка гуляла (с долей шутки в ней): «Что такое интернационализм? Это когда все народы объединяются и вместе идут бить евреев». И сегодня я, к примеру, слышу, как моя соседка говорит своему сыну: «Сходи к тому еврею в соседний подъезд, в 27-ю квартиру, занеси эти книги». Слово «еврей» произносится без какой-либо ненависти, просто как дефиниция. Но никто не говорит «сходи к тому русскому» или «сходи к тому поляку». Зато могут сказать «сходи к тому хачику». То есть на бытовом уровне присутствует как минимум отделение «нас», «славян», от «них» – евреев и выходцев с Востока.
О том, что ситуация с еврейством в Беларуси очень неопределённая, говорят и крайне большие разбежки в разного рода цифрах. Так, данные официальной переписи говорят, что евреев в Беларуси примерно 14 тысяч. Данные общинных организаций самих евреев дают цифру между 50.000 и 60 тысяч евреев. Есть также данные, которые использует в своей работе израильское агентство «Сахнут», занимающееся вопросами работы с евреями в странах СНГ, – это примерно восемьдесят тысяч евреев в Беларуси. Сами евреи такую разницу в цифрах объясняют большим процентом смешанных браков, когда встает вопрос: например, какой национальности ребенок, у которого папа не еврей, а мама еврейка. Да и у многих людей до сих пор в моде поиск у себя еврейских корней – часто этим занимаются те, кто стремится уехать жить в Израиль.
Думаю, говоря об антисемитизме в Беларуси, стоит привести мнение по этому поводу самих евреев. Вот выдержка из интервью с председателем Иудейского религиозного объединения Республики Беларусь Юрием Дорном: «Я совру, если скажу, что такое явление, как бытовой антисемитизм, в Беларуси полностью отсутствует. К сожалению, это застарелая проблема. Не секрет, что основной всплеск антисемитских настроений на бытовой почве произошел в переломный момент, когда власть в стране захватили коммунисты. Не секрет и то, что среди коммунистов было много евреев. То, что обещали коммунисты, по большей части не сбылось, соответственно, понятно, почему среди населения возник ряд претензий к еврейской нации в целом. … Опять же, мы должны отметить, что сталинские репрессии также сыграли отрицательную роль в имидже еврейской нации как таковой. … Еврейская нация стремится быть равной среди равных, не прочь поучаствовать в руководстве какой-нибудь страны, в каком-нибудь крупном бизнесе и т.д. А это всегда чревато негативными последствиями, особенно в странах с переходной экономикой».
Совсем другая тема – отношение к евреям на государственном уровне. С одной стороны, тот же Юрий Дорн признает необычно большое количество евреев в органах власти в Беларуси. «По переписи 2001 года подсчитано, что очень большой процент, несоизмеримо большой процент евреев работает на государственной службе, причем занимают они достаточно высокие места», – говорит он.
С другой стороны, высокая представленность евреев на высших уровнях власти в Беларуси не мешает государству – пусть нечасто – пытаться сыграть на антисемитских настроениях в обществе. Самый известный инцидент такого рода произошёл в 2007 году. Тогда, 12 октября, на пресс-конференции для российских СМИ в Минске Александр Лукашенко сказал: «Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле, я вот был… Я ни в коем случае не хочу их обидеть, но они не очень заботятся, чтобы подстрижена трава была, как в Москве, у россиян, беларусов. Такой город был… Ну есть где жить – и хорошо. Деревянные домики – неплохо, кирпичные – тоже. Мощёная улица – хорошо, нет – ну и ладно. Такой он был город. Мы его привели в порядок и израильским евреям говорим – ребята, возвращайтесь обратно. Я им сказал – с деньгами возвращайтесь».
Жёсткая реакция не заставила себя ждать: Израиль назвал «антисемитскими» высказывания Лукашенко и вызвал для объяснений в МИД посла Беларуси в Тель-Авиве Игоря Лещеню. А уже несколько недель спустя в Израиль отправился улаживать конфликт главный «придворный еврей», редактор газеты «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович. Впрочем, в Израиле Якубовича приняли не очень ласково. Да и как ещё там могли принять человека, который в 1980-е годы официально (через ЗАГС) сменил отчество с «Израилевич» на «Изотович».
Добавляйте к статусу теги спортсменов, клубов и турниров. Добавить тег Введите # (или №) и несколько первых букв, выберите нужный тег в выпадающем списке.
Антисемитизм.
Остаётся вопрос антисемитизма – пожалуй, единственной беларуской «нетолерантности», доставшейся нам в наследство ещё от СССР. Когда школьники в классе чётко знали, кто «русский», а кто «жид». Даже шутка гуляла (с долей шутки в ней): «Что такое интернационализм? Это когда все народы объединяются и вместе идут бить евреев». И сегодня я, к примеру, слышу, как моя соседка говорит своему сыну: «Сходи к тому еврею в соседний подъезд, в 27-ю квартиру, занеси эти книги». Слово «еврей» произносится без какой-либо ненависти, просто как дефиниция. Но никто не говорит «сходи к тому русскому» или «сходи к тому поляку». Зато могут сказать «сходи к тому хачику». То есть на бытовом уровне присутствует как минимум отделение «нас», «славян», от «них» – евреев и выходцев с Востока.
О том, что ситуация с еврейством в Беларуси очень неопределённая, говорят и крайне большие разбежки в разного рода цифрах. Так, данные официальной переписи говорят, что евреев в Беларуси примерно 14 тысяч. Данные общинных организаций самих евреев дают цифру между 50.000 и 60 тысяч евреев. Есть также данные, которые использует в своей работе израильское агентство «Сахнут», занимающееся вопросами работы с евреями в странах СНГ, – это примерно восемьдесят тысяч евреев в Беларуси. Сами евреи такую разницу в цифрах объясняют большим процентом смешанных браков, когда встает вопрос: например, какой национальности ребенок, у которого папа не еврей, а мама еврейка. Да и у многих людей до сих пор в моде поиск у себя еврейских корней – часто этим занимаются те, кто стремится уехать жить в Израиль.
Думаю, говоря об антисемитизме в Беларуси, стоит привести мнение по этому поводу самих евреев. Вот выдержка из интервью с председателем Иудейского религиозного объединения Республики Беларусь Юрием Дорном: «Я совру, если скажу, что такое явление, как бытовой антисемитизм, в Беларуси полностью отсутствует. К сожалению, это застарелая проблема. Не секрет, что основной всплеск антисемитских настроений на бытовой почве произошел в переломный момент, когда власть в стране захватили коммунисты. Не секрет и то, что среди коммунистов было много евреев. То, что обещали коммунисты, по большей части не сбылось, соответственно, понятно, почему среди населения возник ряд претензий к еврейской нации в целом. … Опять же, мы должны отметить, что сталинские репрессии также сыграли отрицательную роль в имидже еврейской нации как таковой. … Еврейская нация стремится быть равной среди равных, не прочь поучаствовать в руководстве какой-нибудь страны, в каком-нибудь крупном бизнесе и т.д. А это всегда чревато негативными последствиями, особенно в странах с переходной экономикой».
Совсем другая тема – отношение к евреям на государственном уровне. С одной стороны, тот же Юрий Дорн признает необычно большое количество евреев в органах власти в Беларуси. «По переписи 2001 года подсчитано, что очень большой процент, несоизмеримо большой процент евреев работает на государственной службе, причем занимают они достаточно высокие места», – говорит он.
С другой стороны, высокая представленность евреев на высших уровнях власти в Беларуси не мешает государству – пусть нечасто – пытаться сыграть на антисемитских настроениях в обществе. Самый известный инцидент такого рода произошёл в 2007 году. Тогда, 12 октября, на пресс-конференции для российских СМИ в Минске Александр Лукашенко сказал: «Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле, я вот был… Я ни в коем случае не хочу их обидеть, но они не очень заботятся, чтобы подстрижена трава была, как в Москве, у россиян, беларусов. Такой город был… Ну есть где жить – и хорошо. Деревянные домики – неплохо, кирпичные – тоже. Мощёная улица – хорошо, нет – ну и ладно. Такой он был город. Мы его привели в порядок и израильским евреям говорим – ребята, возвращайтесь обратно. Я им сказал – с деньгами возвращайтесь».
Жёсткая реакция не заставила себя ждать: Израиль назвал «антисемитскими» высказывания Лукашенко и вызвал для объяснений в МИД посла Беларуси в Тель-Авиве Игоря Лещеню. А уже несколько недель спустя в Израиль отправился улаживать конфликт главный «придворный еврей», редактор газеты «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович. Впрочем, в Израиле Якубовича приняли не очень ласково. Да и как ещё там могли принять человека, который в 1980-е годы официально (через ЗАГС) сменил отчество с «Израилевич» на «Изотович».
Взято там же. #Восток Усть-Каменогорск