Халатность, произвол и сбежавший предатель: как под руководством Родченкова уничтожались неугодные спортсмены
Каждый, кто причастен к профессиональному спорту, помнит громкий допинговый скандал в России 2014-2015 годов. Нашумевший документальный фильм «Секретный допинг. Как Россия добивается побед» положил начало череде расследований в отношении РУСАДА и Московской антидопинговой лаборатории, которые скрывали следы применения допинга в России, в частности в российской легкой атлетике.
В ноябре 2015 года независимая комиссия WADA представила отчет о расследовании "допинга в российской легкой атлетике", в котором утверждалось, что в декабре 2014 года в Московской антидопинговой лаборатории по указанию ее директора Григория Родченкова за три дня до прибытия в Россию проверочной комиссии WADA были уничтожены более 1 тыс. 400 допинг-проб спортсменов.
До сих пор последствия халатности и злоупотребления служебного положения сотрудников антидопинговой организации преследуют, в том числе, и неповинных спортсменов. Так, в юридическую компанию «Livingston Business Group» обратился спортсмен за защитой своих прав, который получил уведомление от РУСАДА «о возможном нарушении антидопинговых правил» в результате проведения допинг-тестирования в 2012 году. Юристы компании считают, что спортсмен стал жертвой недобросовестных сотрудников, которые осуществляли фальсификацию данных, производили незаконные манипуляции с допинг-пробами, а также раскрывали конфиденциальную информацию третьим лица.
«Согласно антидопинговому законодательству, манипуляции спортсмена с пробой исключаются после передачи образцов пробы допинг-офицеру, таким образом, после подписания документов о сдаче и передачи допинг-пробы сотруднику, спортсмен не имеет физической возможности повлиять на дальнейшую судьбу пробы, а ответственность за дальнейшие действия несет антидопинговая организация. У нашего клиента не было оснований не доверять сотрудникам антидопинговой организации, поскольку, лаборатория имела статус аккредитованной WADA организации», - представитель спортсмена, юрист компании «Livingston Business Group», Оливия Ливингстон.
В действительности, факт фальсификаци результатов, который предоставлен в расследовании, показывает систематичные нарушения со стороны антидопинговой организации, которая руководствовалась личными, скорее всего, корыстными мотивами при выборе спортсменов, чьи результаты проб были подвержены вмешательству. Можно ли доверять этому расследованию без перепроверки результатов допинг-пробы? По мнению РУСАДА, можно. Но в этом случае также нельзя отрицать того, что факт подмены мог иметь место не только в сторону «очищения» допинг-проб, но и в сторону «загрязнения» допинг-проб для «неугодных» спортсменов, что напрямую могло отразиться и на спортсмене в указанном кейсе.
Юристы компании «Livingston Business Group» считают, что обвиняя спортсменов в нарушении антидопинговых правил, должно проводиться всестороннее и объективное расследование, основанное на должной оценке и проверке всех доказательств в соответствии с нормами и международными стандартами антидопингового законодательства. Обвинение спортсмена в употреблении допинга может быть основано только на полной перепроверке допинг- пробы, а не на частичной проверке.
В настоящий момент антидопинговое законодательство имеет пробелы в регулировании процедур расследования, доказательств и предъявления обвинения, что ущемляет права спортсменов и лишает их права на должный уровень защиты.
Если РУСАДА может ссылаться на гипотетические формулировки в своих обвинениях, как тогда спортсмену доказывать свою невиновность? В таком случае, антидопинговые организации могут злоупотреблять своими правами и обвинять любого спортсмена на удобном для них основании.