«Сколько можно воровать?» Аида Сатыбалдинова обратилась к президенту – отреагировал даже Скриптонит
Казахстанские спортсмены избегают политику. Единичные случаи – выступления в поддержку действующей власти (Головкин, Винокуров), либо работа в государственных органах, но уже по окончании карьеры (Сапиев, Ильин). Обращение Аиды Сатыбалдиновой к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву взорвало сеть. Боксерша затронула вечный вопрос коррупции в стране, и попала в ленты не только спортивных порталов, но и тех изданий, кого спорт не интересует в принципе. Настолько неожиданным оказался порыв спортсменки.
Позже Аида добавила: «Пора уже менять всю эту грязную систему, которая присутствует в спорте нашей страны. Сколько можно воровать, сколько можно отмывать деньги?! Остановитесь вы уже! Пора бы уже задуматься, что нужно развивать спорт в Казахстане. Многие семьи не могут позволить отдать своего ребенка в спортивную секцию, потому что секции платные, недоступные. Лучше бы на все эти деньги, которые отмываются в спорте, строили побольше спортивных стадионов – по всем городам и населенным пунктам. Поэтому я решила записать видеообращение к президенту нашей страны Касым-Жомарту Кемелевечу».
Она раскрыла некоторые детали, ведь сталкивалась с такими махинациями и в своей карьере: «Подходит старший тренер с ведомостью – и говорит спортсмену, чтобы он поставил свою подпись, где, якобы, этот спортсмен проходил подготовительный сбор. В сборной Нур-Султана, когда еще я жила в Казахстане, тренер давал после этого 5 тысяч тенге. Спортсмены, естественно, молчат – и не могут ничего говорить, так как им просто закроют дорогу в спорте. Если сейчас провести проверки и выявить, сколько на самом деле действующих спортсменов, и сколько их числится по документам, согласно которых выделяется бюджет, там будет огромная разница».
Боксерша настолько убедительна, что поддержать ее решил известный рэпер Скриптонит, репостнув ее видео в инстаграм. А после и боец UFC Мария Агапова. Файтерша согласилась с позицией Аиды и написала: «Как оно обычно происходит у нас в Казахстане. Подписываюсь под каждым словом».
Министерство культуры и спорта тоже отреагировало: «Совместно с Антикоррупционной службой мы ведем активную работу по противодействию коррупции. По всей стране созданы антикоррупционные проектные офисы».
В ведомстве отметили, что для обеспечения прозрачного финансирования видов спорта в 2017 году на законодательном уровне было введено понятие ранжирования видов спорта. Кроме того, утверждены правила расходования денежных средств, выделяемых на спортивные мероприятия, в том числе на учебно-тренировочные сборы для физкультурно-спортивных организаций, финансируемых из республиканского и местного бюджетов.
Сатыбалдинова – обладательница пояса WBF International. Сейчас боксирует в США. Аида набила рекорд: 5-2-1, 2 КО и заслужила от американских журналистов прозвище «GGG среди женщин», но себя она называет «Леди Спарта». В последнем бою 28 июля 2019 года Сатыбалдинова проиграла решением судей мексиканке Даяне Гонсалес, в рамках вечера бокса в Тихуане (Мексика). Ранее она досрочно проиграла Селине Барриос из США. Ограничиваться спортивной карьерой боксерша не собирается. Недавно она объявила о политических амбициях.
«Недавно я написала, что хочу поступить в университет. Сейчас же я думаю идти в политику. Для многих это будет шоком, но я считаю, что такие как я должны быть в политике. Не хочу надеть на себя корону, но я полагаю, что люди в политике не должны преследовать свои корыстные цели, они должны делать все возможное для улучшения жизни в стране, чтобы каждый гражданин нашей страны жил счастливо. Мне на самом деле хочется, чтобы наш народ жил, а не выживал. Поэтому после завершения боксерской карьеры я намерена пойти в политику», – сказала спортсменка в инстаграм.
Аида родом из Кокшетау. В областном центре она и начала заниматься боксом. Входила в состав сборной Казахстана. Держать удар ей приходилось с самого детства.
«Я знаю, что такое тяжелая жизнь. Многие из вас не жили в бардаке, не носили носики, сшитые собственноручно из поношенной одежды. Моя мама мне их шила. Многие из вас, когда вам было 9 лет, не торговал на базаре овощами и фруктами, чтоб хоть как-то помочь своим родителям. Я прекрасно помню свое детство, помню все эти тяжелые дни. Помню всю эту нищету. Поэтому говорить, что у тренеров нет выхода – бред. У меня никогда не возникало мысли начать воровать, даже видя всю эту нищету», – вспоминает спортсменка.
В 2017-м Сатыбалдинова переехала на постоянное место жительства в США, где продолжила заниматься боксом.
«Первой проблемой для меня стал языковой барьер, но я быстро адаптировалась, так как никого из русскоговорящих я не знала в Лос-Анджелесе. Конечно, на первых порах было очень сложно. Столкнулась с финансовыми проблемами», – рассказывала о своем переезде Сатыбалдинова.
«В Казахстане я работала фитнес-инструктором, здесь тоже есть свои клиенты, которых я тренирую персонально. В свободное время также работаю курьером. Подстраиваю график под тренировки. На первых порах мне здесь было тяжело. Иногда не было возможности поесть. И мне помогал кто как мог: кто-то скидывал по 50 долларов, кто-то по 20. За это я благодарила не раз. И я знаю, что в Казахстане собирали деньги, чтобы отправить мне. Есть люди, которые сдавали по 40 тысяч. Но эти деньги не дошли. Суть не в этих деньгах, суть в честности и порядочности», – сказала спортсменка на видео на своей странице в инстаграм.
Пока яркая боксерша больше выступает в социальных сетях. С прошлого года она находится в ожидании следующего боя.
Фото: инстаграм Аиды Сатыбалдиновой, kursiv.kz, prosports.kz
«Бой грузовика против трехколесного велосипеда». Мир бокса обсуждает победу Головкина