5 мин.

Плач Ярославны по Витязю славному…

Я – болельщик и мне до глубины души жаль каждого, кто носил эмблему Витязя, болел за них и оставался их преданным фанатом все эти годы, несмотря на результативность, несмотря на переезды… Я с искреннем содроганием представляю себя на их месте.

Последние несколько дней хоккейное сообщество России вступило в обсуждение ХК “Витязь” и его скоропостижного оставления КХЛ и хоккея. Мы услышали много мыслей: и Фетисовскую “Он никому не нужен” и Плющевскую “солидарную помощь клубу, который попал в кризисную ситуацию”. К последнему хочу вернуться отдельно и чуть подробнее. Владимир привел пример Нью Джерси, и я совершенно не понимаю по какому признаку он нашел родство. Кое как у меня получилось для самого себя за уши притянуть тот факт, что Нью Джерси – это пригород Нью Йорка в котором есть топ клуб НХЛ, на этом, пожалуй, всё.

Конечно, при желании любую сову можно натянуть на любой глобус, но можно же было хоть немного посмотреть в мат. часть, прежде чем выдавать в эфир такое… Две цифры по Нью Джерси за 2023 год: Выручка: 240 млн, операционная прибыль: 55 млн, разумеется, не рублей, конец истории. Такие показатели Витязю и не снились. Конечно, сейчас можно уйти в бесконечные рассуждения про то, что мы имеем разные условия и КХЛ – это не НХЛ, а США не Россия и всё в этом духе, но моё сообщение не об этом и в эту сторону копать не буду, кому интересно, тому лопату в руки, хотя тема эта исчерпана, на мой взгляд, до самого до дна (и даже до донышка).  Итак, лютая база: в современном мире профессиональный хоккейный клуб – это коммерческая организация. Как и любая коммерческая организация она обязана зарабатывать деньги, точка. И, как и в любом другом бизнесе есть более успешные, а есть менее успешные. И те, кто замыкает этот рейтинг регулярно прекращают свое существование. Эта судьба постигла и Витязь. Не буду возвращаться в эмоции, здесь только суровая правда жизни, Витязь выбыл и это естественный отбор, как бы цинично это не звучало. К сожалению, каждый раз, когда случается такая ситуация, многие от сожаления, сопереживания и сочувствия бросаются в варианты спасения: срочно найти спонсора, срочно выбить бюджетных денег, срочно скинуться всем миром по копеечке и каким-то чудом миллиард собрать. Также было с ХК “Атлант”, также было и с ПХК ЦСКА. Атланту повезло меньше ЦСКА больше. И вот я задаюсь вопросом: а должно ли так быть, должны ли спасать? И мой короткий ответ: НЕТ. Профессиональный хоккейный клуб- это коммерческая организация, а коммерческая организация должна нести ответственность за то, как она эту самую коммерческую деятельность ведет, а не перекладывать эту ответственность и это честно. Потому что когда все хорошо эти самые клубы считают, что именно они успешные, а когда плохо- срочно надо переложить… В сентябре 2023 на сайте ХК “Спартак” можно было купить билет на ЛЮБОЙ домашний матч, хоть на январь, хоть на март. Почему? Да потому что с посещаемостью был швах, невыразительная игра долгие годы убивала интерес даже самых преданных красно-белых, но с приходом Жамнова клуб показал другой хоккей, интересный хоккей и болельщик отреагировал рублем- наполняемость Ходынки стала приличной. Как на это отреагировал клуб? Правильно, ограничил период продажи билетов и поднял цены. В Спартаке сейчас самые дорогие балеты и абонементы в лиге. СА-МЫ-Е! Когда “самый именитый клуб отечественного хоккея” стоял на грани банкротства, красно-синие, с упорством достойного лучшего применения, продолжали играть на свой исторической арене (4500 зрителей), а на арене негде было поесть. Это при том, что в нескольких шагах от исторической арены стоит Ходынка, которую на тот момент еще не закрыли на реставрацию. Да, и припарковаться там было без шансов. Но зато после открытого письма Третьяка, когда неожиданно для всех Роснефть захотела стать спонсором ЦСКА в первом же, плей-офф мы увидели у красно-синих самые высокие цены на билеты в лиге и, кстати, по-прежнему в исторической арене ХК Атлант перед банкротством играл на арене Мытищи, вокруг которой организовано внушительное парковочное пространство, но приехав на хоккей болельщики метались по всем окрестным дворам создавая там локальный парковочный коллапс и вызывая у жителей этих самых дворов нервный тик. И это не от жадности, многие с удовольствием заплатили бы за парковку (хотя тогда это еще и не было мэйнстримом), но НИЗЯЯЯЯ. Стоят пустые парковки. Ну и Атлант в итоге тоже обанкротился. Эти примеры я привел с одной лишь целью: еще раз повторить Профессиональный хоккейный клуб — это коммерческая организация. И она обязана нести ответственность за свой бизнес. Если клуб, как организация не выжил, значит он банкротится. Это и есть ответственность за свой бизнес. Так случилось с Атлантом, так должно было случиться с ЦСКА, и я искренне верю, что это было бы гораздо полезнее для клуба. Так теперь случилось и с Витязем. Бизнес – это саморегулируемая система. Там, где можно заработать он будет существовать и возрождаться. Например, с тем же ЦСКА: если бы они обанкротились, то рано или поздно вновь появился бы такой клуб, потому что армия болельщиков у него огромная. Но это был бы намного более матерый с точки зрения предпринимательской зрелости клуб. Это был бы клуб с гораздо более клиент ориентированным подходом, это было бы оздоровлением. Атлант не возродился, хотя на арене Мытищи по сей день очень много зрителей в атрибутике этого клуба. Значит не хватает потенциала для возрождения, осталось только вспоминать. На мой взгляд это лучше, чем наблюдать зомби, которому искусственно продлили жизнь, а организм то не обновлен: выводы не сделаны, подходы не изменены. Есть ли шанс на возрождение Витязя – покажет время. Если бы лично мне предложили поставить 1000 рублей, то я бы её поставил на НЕТ.   Итого: я за здоровый круговорот. Птица Феникс возрождается только после того, как сгорит дотла, а если не возродилась, то значит это птица не Феникс.