Фишки, сотки, кэпсы – валюта детей 90-х. Откуда взялась эта игра?
Урок истории от Сирены.
Если вы росли на стыке 1990-х и 2000-х, то наверняка помните первую азартную игру детства. Фишки, сотки, кэпсы – названия в зависимости от региона варьировались, но везде она была популярной и сводила детей с ума.
Мы написали этот текст, потому что не так давно при поддержке Winline выпустили свои «Кэпсы» – 3D-игру, в которой можно вернуться в детство, не отходя от компа. Или открыть ее с телефона в мини-аппе для Telegram и буквально кидать фишки движением руки – с помощью гироскопа. Кроме того, в этой игре можно выиграть призы – от айфона 16 Pro до пленочного Kodak.
А теперь – вспоминаем, как круглые пластинки захватили мир.

Для начала – какое у игры все-таки название?
Здесь нам поможет исследование блогера Александра Куликова. Несколько лет назад он провел опрос, в котором поучаствовали более 1100 россиян.
Выяснилось, что наиболее распространенным в России названием были все же фишки. Они победили практически везде: исключения только два – в Москве увлечение называли сотками, а в Санкт-Петербурге – кэпсами.
Но есть нюансы.
● В некоторых регионах между названиями шла серьезная борьба: по данным опроса, в Кировской области боевая ничья между фишками и кэпсами, на Чукотке – между фишками и сотками.
Где-то доминирование фишек явное, а где-то минимальное. Например, в Подмосковье фишки с трудом справились со столичным влиянием – обошли сотки со счетом 33:29. В Свердловской области фишки соревновались с кэпсами – 36:25. В Омской области фишки тоже оказались популярнее кэпсов – 20:8.
А в некоторых регионах были только фишки: никаких кэпсов и уж тем более соток.
● Автор исследования вспоминает, что изначально в Москве игру тоже называли фишками, но затем «словно кто-то дернул рубильник – и их стали называть сотками».
Это бренд фишек Sotka от фирмы «Аракс» стал нарицательным.

Предполагается, что все из-за влияния местного телевидения. На «ТВ-6 Москва» крутили рекламу «Сотки», а на «2x2» у компании даже была собственная телеигра, где участники играли, естественно, в сотки.
● Кэпсы происходят от оригинального наименования игры – milk caps (молочные крышки). Раньше на Гавайях играли крышками из-под молока – отсюда и название.
Но в Петербург и некоторые другие российские регионы слово, скорее, пришло вместе с чупа-кэпсами – фишками, которые шли бонусом к чупа-чупсам.

Название «кэпсы» также закрепилось в некоторых городах Украины и Беларуси. При этом то же исследование Куликова показало, что в целом по Беларуси фишки победили с отрывом – 51:5. В Казахстане фишки тоже доминировали.
Кэпсы появились на Гавайях 100 лет назад. Но в Японии и Корее дети играли в похожие игры и раньше
На самом деле, аналоги фишек использовались в Азии уже очень давно.
Например, в обеих Кореях популярна игра ттакчи (также ддакджи или ттакджи), так как ее история начинается еще в государстве Чосон, существовавшем с 1392-го по 1897 год.
Цель игры – ударом своей ттакчи нужно перевернуть аналогичную фишку соперника.

Пик популярности игры в Южной Корее тоже пришелся на конец XX века: когда у нас рубились в фишки, корейские школьники использовали ттакчи, на которых часто изображались персонажи из мультфильмов.
Японский аналог кэпсов – мэнко. Эта игра популярна с исторического периода Эдо (1603-1868) – сначала фишки делались из глины, а в период Мэйдзи (1868-1912) в ход пошла бумага. Изображения на картах мэнко отражают культуру своего времени: поначалу это были ниндзя и самураи, в период японского милитаризма (1920-1945) – рисовались истребители, линкоры и другая военная техника, после войны – персонажи из аниме и манги, а также бейсболисты.

Вот почему коллекционеры японских бейсбольных карточек охотятся и на мэнко. Так на eBay можно найти мэнко с изображениями Виктора Старухина – легенды японского бейсбола русского происхождения, в честь которого мы на Спортсе’’ делали мерч.

А вот история кэпсов началась в конце 1920-х на Гавайях. Возможно, увлечение придумали как раз дети японских иммигрантов, которые в отсутствии мэнко использовали в качестве фишек картонные крышки от бутылок из под молока.
Через несколько десятилетий такие крышки стали уже устаревшими, но некоторые компании использовали их в качестве маркетинга. Так в 1971 году гавайская компания Haleakala Dairy придумала фруктовый напиток Passion Orange Guava (маракуйя, апельсин и гуава). Узнаете аббревиатуру POG?
У этих бутылок уже не было картонных крышечек, но компания все равно производила их с логотипом POG и раздавала в рекламных целях. Это привело к всплеску аналогичных акций у других компаний, однако настоящее возрождение кэпсов случилось в 1990-х. Местная учительница Блосс Гальбисо, которая коллекционировала эти крышки, придумала с помощью них учить детей арифметике. И попутно рассказала им о подзабытой игре. Молодежи очень зашло – и увлечение быстро распространилось по соседним дворам и школам.
Кстати, игра возродилась уже под названием «поги» – в честь того самого бренда POG. Неожиданно возникший на Гавайях спрос на кэпсы заметила канадская упаковочная компания Stanpac Inc. И в какой-то момент она завалили острова своими крышками, продавая их уже отдельно от бутылок.
Вскоре гавайское увлечение перебралось на континент – и штат за штатом безумие охватило всю страну. Так появились уже привычные нам фишки – с изображениями героев комиксов, фильмов, видеоигр. Представитель компании SkyBox, которая делала кэпсы для Marvel и DC Comics, говорил в 1993-м: «Уму непостижимо. Вы открываете банковский счет – вам вручают пог. Вы покупаете Хэппи Мил в McDonald’s – вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог».

Появилась даже Всемирная федерация Pog, которая устраивала турниры по игре. А за использование слова «пог» в качестве товарного знака компании даже судились, ведь на кону стояли миллионы долларов.
Ожесточенные споры за кэпсы возникали и между детьми, поэтому во многих школах США, Канады, Австралии и Швеции азартная игра попала под запрет. А ведь когда-то игра возродилась как раз усилиями школьного преподавателя.
Mortal Kombat, Pokemon, POG. Разновидностей фишек было очень много
До России кэпсы добрались уже во второй половине 1990-х. Поначалу они шли бонусом к чупа-чупсам, жвачкам и чипсам, которые привозились из Европы. А затем уже продавались полноценными наборами.
Увлечение быстро набрало популярность – помогло и то, что постсоветские дети и раньше рубились в похожие игры с вкладышами от жвачек или даже монетами. В отличие от западного рынка, у нас фишки зачастую выпускали без лицензии, то есть с нелегальными изображениями из видеоигр, фильмов и мультфильмов.
В число самых распространенных фишек входили кэпсы с персонажами из Mortal Kombat, а также серии Pokemon и POG. Но разнообразие было огромным: черепашки-ниндзя, далматинцы, симпсоны, могучие рейнджеры, персонажи из файтингов, те самые чупа-кэпсы, сотки и даже фишки с эротикой. Кэпсы с футболистами тоже существовали, но распространены они были слабо.

Некоторые фишки имели номиналы, но зачастую они не брались в расчет. В каждом дворе складывалась собственная иерархия кэпсов: одни ценились выше других – и против них приходилось ставить несколько обычных.

Правила тоже разнились. Главное отличие – с битой или без биты. В первом случае дети складывали кэпсы в стопку, а затем били по ней специальной пластиковой фишкой, которая и называлась битой. Перевернувшиеся фишки становились добычей игрока.

Это классический вариант игры, но у нас он особо не прижился. Возможно, потому что крепкие биты портили и так не самые качественные изображения на фишках. Их чаще просто коллекционировали, а играли обычными кэпсами. В этом случае стопку фишек брали в руки и били о ровную поверхность – пол, лестницу или школьную парту. Асфальт тоже нежелателен, так как быстрее изнашивал кэпсы.
Были и свои суеверия: как минимум, у каждого была счастливая фишка, которая приносила удачу. Самые умелые игроки ходили с целыми пакетами фишек, а обиднее всего было, если всю эту добычу отбирали школьные учителя.
Впрочем, к середине нулевых школьники переключились на компьютерные игры и другие увлечения. Фишки исчезли из киосков, но остались в нашей памяти. А у некоторых сохранились даже целые коллекции, которые теперь успешно перепродаются в интернет-магазинах.
Впрочем, теперь есть и онлайн-версия игры – залетайте кидать кэпсы!
Фото: Gettyimages.ru/Yvonne Hemsey
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Насчет бит помню, что металлическую из пенала "Чупа-чупс" сразу запретили пользовать, она оставляла вмятины на фишках, из чупа-чупсовых больше всех ценилась красная бита. "Говорят", она была самой имбовой. Потом появились Мортал Комбат, тоже с битами, и мне подфартило на одну биту просто прилепить наклейку, перло с ней просто невероятно)) за пару месяцев собрал три полных пенала, а потом, переезжая в другой город, продал за нормальные деньги ))
Фишки с девушками со стирающимся бельем дают сто очков вперед ночным сеансам по ТВ-6 Москва))