«Я ежегодно пересматриваю этот матч». Владимир Нидергаус вспоминает легендарное противостояние с «МЮ»
От команды Трибуны Спортса’’. Вы в официальном блоге СК «Ротор» из Волгограда, здесь будут материалы с историями от первого лица, посты про жизнь команды и интервью с важными для «Ротора» людьми. Первый пост – разговор с легендарным нападающим волгоградского «Ротора» девяностых. Приятного чтения!
***
Владимир Нидергаус – легендарный нападающий волгоградского «Ротора». Того самого «Ротора» девяностых, который гремел на всю страну и Европу. Вчера исполнилось 30 лет с домашней игры волгоградской команды против «Манчестер Юнайтед» в рамках 1/32 Кубка УЕФА.

В преддверии домашнего матча против «КАМАЗа», который состоится уже в это воскресенье, спортивный клуб «Ротор» совместно с партнером БК Леон пообщался с Владимиром Викторовичем о том противостоянии, силе команды в то время и памяти болельщиков.
– Владимир Викторович, добрый день! Вы прекрасно помните, что завтра исполняется 30 лет противостоянию «Ротор» – «Манчестер Юнайтед». Общепризнано, что этот матч входит в золотой фонд российского футбола. Насколько хорошо вы помните домашнюю и выездную игры?
– Я помню их очень хорошо! Потому что вы – болельщики и журналисты – не позволяете этому матчу забыться! Я ежегодно пересматриваю этот матч. В памяти сохранилось все до мельчайших подробностей.
– У вас, получается, три главных праздника: день рождения, Новый Год и просмотр матча?
– Ну, в принципе, да (смеется).
«Игроки «МЮ» не понимали: почему, выходя из раздевалки, мы все смеялись»
– Если матч вы помните хорошо, то сможете ли рассказать о том, как проходила подготовка к нему?
– Матч стоял особняком. Это участие в еврокубках, чем «Ротор» и наша волгоградская земля не была богата. Знали, что едет суперклуб: и чемпион страны, и обладатель еврокубков. Поэтому, признаюсь, новость встретили с долей разочарования, что с одной стороны – один из грандов еврофутбола, но с другой – это был хороший серьезный экзамен на нашу готовность, наше отношение и профессионализм.
– Вы «Юнайтед» боялись или может была какая-то внутренняя уверенность, другой менталитет, убежденность, что хорошо выступим?
– Страха не было, но присутствовали настороженность и уважение, потому что клуб на слуху и мы понимали, кто к нам едет.

– На что просил обратить внимание Прокопенко перед домашним матчем? На теориях по сопернику или уже в раздевалке перед матчем?
– Особое внимание уделяли стандартам. Как правило английские клубы очень прилично и очень хорошо играли на втором этаже: эта была игра головой, стандарты. Мы изучили, кто подключается, кто персонально за кого отвечает в этом единоборстве.
– Что касается ответной игры: та знаменитая речь Прокопенко про танк – правда?
– Это правда на миллион процентов. Подтвердит любой футболист, который сидел в раздевалке, Даже выходя на игру, мы улыбались и так получилось, что и «МЮ» в это время выходили и мы в узком коридорчике встретились. Они были в недоумении, что, выходя из раздевалки, мы все смеялись.
– То есть они думали, что приедут какие-то напуганные русские, а вы с улыбками выходите?
– Совершенно верно, это правда.
– Вернемся к домашнему матчу. По протоколу, на стадионе собралось 40 000 болельщиков. Но многие говорят, что и в проходах стояли – то есть людей было еще больше. Как ощущалась поддержка?
– Низкий поклон всем нашим болельщикам: и того времени, и которые пронесли сквозь года любовь к «Ротору» и ко мне. Мне очень приятно, что многие болельщики поздравляют и с Новым годом, и с днем рождения, вспоминают, ностальгируют. Поэтому поддержка была сумасшедшая. Наши болельщики, безусловно, внесли лепту в нулевую ничью.

– Когда матч завершился, какие эмоции испытывали? Или не знали, о чем думать, потому что устали?
– Просто устали. Могу судить по себе: все, что у меня было на тот момент, я сжег. Опустошение и колоссальная усталость. Уже потом, анализируя игру, я представлял, на каком физическом и эмоциональном режиме надо играть, если будешь выступать в команде уровня АПЛ.
«Нас трясло все 92 минуты! Но выложились на 200%»
– Перейдем к ответной игре. В ней вы забиваете на 18-й минуте. Ваша первая мысль?
– Испытывал безмерную радость. Как после любого забитого гола. Объятия, поздравления товарищей по команде. Осознание всего пришло только тогда, когда мы летели обратно, в Волгоград.
– Гол на легендарном стадионе. Состав «МЮ» забит звездами: Бекхэм, Шарп, Гиггз, Шмейхель... Наверное, никто не мог предположить, что так будет складываться матч. Кто из англичан вас больше всего удивил? На кого вы смотрели с мыслью: «Ты какого уровня игрок вообще»?
– Поколение перечисленных игроков – более молодое, это было будущее «Манчестера». Меня поразил своей игрой и уровнем мастерства Гиггз. Это звезда мирового уровня. По работе с мячом, по движению, по борьбе. Шмейхель – однозначно да. Один из топовых вратарей того времени. Этих двух людей я бы выделил однозначно.

– Именно Шмейхель сравнял счет. Не затрясло ли команду после этого?
– Поверьте мне, нас трясло все 92 минуты! (смеется) Вы наверняка смотрели этот матч: мы выложились на 200%. Нас функционально и эмоционально тренеры подготовили. Мы были в режиме максимальной готовности. Но стоит признать, что нам очень сильно везло: это выбитые из ворот мячи Саши Беркетова, Саши Царенко, Саши Шмарко, две штанги, перекладина. То есть просто фартило. Это был наш день, наш вечер! Я могу сказать, что благодаря футбольному богу нам удалось отстоять свои 2:2.
– Получается, матч в гостях можно описать фразой: везет тому, кто везет?
– Совершенно верно! Попали в десятку! Вы знаете, Геращенко получил травму прямо перед игрой, была замена, Саша Беркетов вышел. И все те ребята, которые выходили, были единым целым. В этот вечер все совпало и совпало в нашу сторону, чему безмерно рад.
– После матча не было мысли: ну раз уж мы и «МЮ» грохнули, может нам и на Кубок УЕФА замахнуться?
– Ну нет. У нас был плотный график. После матча в Англии уже была игра в чемпионате. А потом мы узнали еще один хороший суперклуб, который к нам должен был приехать – «Бордо». Где блистал Зидан, Лизаразю, Витсге… компания такая, что мама не горюй. Нет, не было таких лихих мыслей, реально смотрели на вещи: 1995 год не совсем удачно складывался в чемпионате страны у нас. Были разочарования и ненужные поражения. В еврокубках мы старались реабилитироваться перед нашими болельщиками за выступление в чемпионате.
– Как вы сказали, у «Ротора» большая и славная история, несомненно вы оставили в ней большой след. Чувствуете ли вы, что в Волгограде к вам относятся по-особенному тепло?
– Да, мне это очень лестно. Приятно, что на протяжении всех лет люди поздравляют меня и звонками, и в комментариях. Мне очень приятно, я очень это ценю!
– В середине 90-х «Ротор» бросал вызов топовым командам того времени, в частности «Спартаку». Как вы считаете, в чем была сила и уникальность той команды?
– Много слагаемых. В первую очередь – руководство. Были непростые девяностые. Проблемы с финансированием, едой, транспортом. Но руководство клуба создавало весьма комфортные условия, чтобы мы могли воплотить свои данные и талант при грамотном серьезном тренере: Салькове, Прокопенко. Им я очень благодарен. Это титаны, это глыбы. Плюс селекционная работа, где по одному выдергивали из разных команд к нам. Мало кто у нас уезжал. В основном все получали свой шанс, закреплялись в составе и добавляли качества и мастерства. Была проделана большая селекционная работа, мы были многонациональной командой: казахи, таджики, украинцы. Так команды большие и строятся.
– Одним из главных винтиков был Прокопенко, который производил впечатление позитивного человека. Каким он вам запомнился?
– Человек из Одессы, поэтому он и должен быть таким (смеется). Такая аура. Это неслучайно. Талантливый тренер. Для каждого игрока находил слова. Умел находить ключ к каждому. В тех победах, когда мы конкурировали на достойном уровне в России, безусловно, талант Прокопенко – одно из слагаемых успеха.

– Можно ли сказать, что годы в «Роторе» – самые счастливые годы в вашей игровой карьере?
– Конечно, да! Это именно так. Жаль только, что это время длилось не долго и очень быстро пролетело.
– В Волгограде на протяжении всех лет посещаемость замечательная. Откуда такая преданность болельщиков, как думаете?
– Команда 90-х играла душой и сердцем. Это заражало болельщиков. Когда команда отдается и играет на результат – это цепляет. Болельщики шли на стадион, и не просто шли, а брали с собой родственников, соседей, малышей. Как можно после такого было выйти на стадион и сыграть плохо? Это зажигало, дисциплинировало и обязывало. Нельзя было играть спустя рукава.
– «Ротор» закрепился в Первой лиге. Чего ждете от команды? Сможет ли она претендовать на выход в РПЛ?
– Я всегда слежу за «Ротором». Слава Богу, что так поступательно сейчас развивается, спокойно. Важно, что команда в прошлом сезоне завоевала место в середине. Я с большой надеждой смотрю на сезон-25/26, и что «Ротор» сейчас на пятой строчке, и будет играть против «КАМАЗа», который сейчас четвертый – это принципиальная игра. За то место, которое будет рассматриваться как место для кандидатов на выход в РПЛ. Жаль, проиграли «Спартаку» из Костромы, конечно. Я смотрю каждый матч и болею за команду.
Желаю в этом году побороться за выход в РПЛ – эта команда достойна. От чистого сердца этого желаю.
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко; Gettyimages.ru/Steve Morton
Теперь по интервью.
Меня, как болельщика Ротора, уже давно просто раздражают постоянные упоминания МЮ в контексте моего клуба. Нидергаус достаточно важная и значимая фигура в истории клуба, чтобы можно было большую часть интервью уделить ЕМУ, а не матчу 1/32 кубка уефа 30 летней давности.
По посещаемости. Очень мало вероятно что было больше 40 тысяч зрителей - в интернете есть видео матча, как полное так и нарезки, где прекрасно видно пустоты на секторах Л и А (крайние секторы восточной трибуны), откуда люди сдвинулись ближе к центру, если на трибунах еще было достаточно места то про проходы говорить смешно.