«Ливерпуль» и adidas — снова вместе! Как это выглядит?
1 августа вступает в силу соглашение «Ливерпуля» с новым техническим партнером. Спустя 13 лет им снова станет немецкий бренд adidas. Кто из новичков приумножит пользу от сотрудничества? Почему контракт с Nike не оправдал ожиданий? Как выглядят новые игровые комплекты и лайфстайл-коллекции? Давайте разбираться.

Как сообщается, «Ливерпуль» и adidas подписали пятилетний контракт. Доходность от него существенно превысит те показатели, что «красные» показывают вместе с Nike.
Стоя на пороге нового витка в жизни клуба, обратимся к истории. Последний раз adidas делал для «Ливерпуля» форму с 2006 по 2012 год. Еще ранее англо-немецкий союз работал с 1985 по 1996 годы. И вот, adidas снова на Мерсисайде.

Первые годы сотрудничества с adidas отпечатались в истории «Ливерпуля» — во главе с Кенни Далглишем, который тогда выполнял функции играющего тренера, «красные» оформили золотой дубль. В 1991 году adidas представил комплект, которому суждено было стать культовым — бренд сделал для «Ливерпуля» ту самую зеленую форму: с Candy на груди и необычным расположением классических полос.

Отсыл к легендарной форме ожидается и в этот заход adidas на «Энфилд». Кстати, уже через год после выхода зеленого комплекта, в роли партнера Candy заменил Carlsberg —
пожалуй, самый культовый титульный спонсор в современной истории «Ливерпуля».

В 1996 году дороги «красных» и adidas разошлись. И следующего пересечения пришлось ждать 10 лет. За это время наступил новый век, в который «Ливерпуль» вошел в экипировке от Reebok. В 2006 году «Ливерпуль» вернулся к партнерству с adidas. Однако годом ранее, в 2005 году, тогдашний технический спонсор клуба Reebok уже стал частью крупнейшего немецкого бренда. С 2006 по 2010 год на формах клуба красовался великий дуэт — adidas и Carlsberg.




Расставание с adidas в 2011 году получилось скандальным. «Ливерпуль» переживал трудные времена, не имел значимых спортивных достижений и выпал из элиты мирового футбола. Однако клуб не был готов к снижению финансирования от партнера. Договориться не удалось.
Тогдашний CEO adidas Герберт Хайнер, комментируя окончание сотрудничества, заявил, что запросы «Ливерпуля» и отдача от партнерства не соотносятся с видением adidas. Далее роль технического спонсора «Ливерпуля» перешла сначала к Warrior, а затем — к New Balance. И эти комплекты вы точно помните не хуже тех, которые мы уже упомянули.


Североамериканская компания Warrior — один из лидеров рынка экипировки в мире хоккея. Новые комплекты отличались классическим дизайном и возвращением к более упрощенному клубному гербу, что, как окажется позже, предопределило некий ребрендинг клуба в будущем. Контракт с новым партнером заключили на три года. А по его окончании, продолжили сотрудничество уже с головной компанией Warrior — New Balance, заключив улучшенное пятилетнее соглашение.

В сезоне 2020/2021 пришло время расставаться и сделать это полюбовно снова не удалось. Регулировать возникшие споры пришлось в судебном порядке: Nike и New Balancе не смогли мирно определить, кому достанется спонсорский контракт с «Ливерпулем». Вспомним, как это было.
Летом 2020-го у «Ливерпуля» истекал срок контракта с New Balance. Американская компания хотела договориться о продлении, но мерсисайдцы отказались и стали выслушивать предложения от других производителей. Однако контракт с New Balance обязывал «Ливерпуль» раскрывать партнеру детали предложений конкурентов – согласно одному из пунктов взаимодействия, если New Balance повторяет все положения претендента, то автоматически добивается продления соглашения.
В историю вошел Nike и предложил «Ливерпулю» 30 миллионов фунтов за сезон и 20% мерчандайзинговых продаж по всему миру. Помимо того, предложение Nike включало в себя привлекательные дополнения: 4 миллиона фунтов за победу в Лиге чемпионов (либо половина от этой суммы, если клуб проиграет в финале), 2 миллиона – за первое место в АПЛ, а также бесплатные товары для пользования на общую сумму 2 миллиона фунтов и 19% скидки на все дополнительные продукты от Nike.
New Balance был готов повторить щедрое предложение Nike, но «Ливерпуль» заявил, что ключевым пунктом при выборе между двумя производителями будут ресурсные мощности компаний. New Balance бился до конца и дошел до суда, который 25 октября 2019 года постановил, что предложения Nike и New Balance нельзя считать одинаковыми. Суд согласился, что контракт Nike уникален в части дистрибуции и маркетинга, а значит, пункт о matching right неприменим в данных обстоятельствах. Nike выиграл битву за «Ливерпуль» и стал техническим спонсором клуба.

Сделка «Ливерпуля» и Nike должна была стать революционной — главный игрок на рынке футбольной экипировки обещал оригинальный дизайн, помощь с трансферами своих амбассадоров (Nike чуть ли не собирался привести на «Энфилд» Килиана Мбаппе) и уникальное вовлечение ключевых звезд компании – Леброна Джеймса, акционера «Ливерпуля», и Серены Уильямс в целях продвижения совместных проектов. Позднее Леброн Джеймс намекнул на возможный запуск именной линейки – по аналогии с тем, что Nike делает с Майклом Джорданом. Правда, схожего масштаба не удалось достичь и близко.

В конечном итоге партнерство с Nike не оправдало ожиданий. Безусловно, клуб прилично заработал, однако многие из обещаний компании так и остались лишь на бумаге. По условиям сделки клуб гарантированно получал не менее 30 миллионов фунтов за сезон без учета ряда дополнительных соглашений. Одно из таких, например, использование бренда Леброна, а также 20% роялти с чистых продаж клубной атрибутики. Суммарно клуб мог получать около 60 миллионов фунтов при выполнении всех условий. Adidas образца 2025 года готов гарантировать близкую сумму, и это без учета бонусов и дополнительных пунктов в контракте.

Последним совместным предметом Nike и «Ливерпуля» стали кроссовки Air Max 95 «Liverpool x Nike».

Важные аспекты нового сотрудничества «Ливерпуля» и adidas — Флориан Виртц и Мохамед Салах. Немецкий полузащитник и египетский нападающий — главные амбассадоры бренда. Флориана, например, adidas отдельно поздравлял с присоединением к «красным».
И это лишь две фигуры гигантского масштаба, представляющие и adidas, и «Ливерпуль». Лицами бренда, например, также являются Райан Гравенберх и Стефан Байчетич.


Однозначно, мерсисайдцы на пороге новой эпохи, как в плане внутренних обновлений, так и в плане технических.
Перейдем к самому интересному — что же из себя представляет воссоединение «Ливерпуля» и adidas 13 лет спустя? За неделю до официального объявления о сотрудничестве изучаем различные сливы:
Начнем с тех утечек, которые появились в сети вскоре после объявления о возвращении adidas, а завершим самыми свежими сливами:










И на десерт — джерси с паттерном знаменитых ворот великого Билла Шенкли!

А как вы думаете, «Ливерпуль» ждут славные времена вместе с adidas? Или выйдет нечто похожее на историю с Nike?
