Рапопорт считает, что "Заграница" Россию не спасет
На официальном сайте клуба, наставник "Зенита" Борис Рапопорт ответил на вопросы читателей сайта. Представляем вашему вниманию несколько интересных фрагментов этого интервью.
- Обращает ли клуб, или Вы как тренер ФК "Зенит" на успехи бывших зенитовцев, играющих сейчас в других клубах? Кто из выступающих в других клубах воспитанников петербургского футбола проявляет заинтересованность, чтобы вернуться в "Зенит" и кто из них может усилить команду? Будет ли возвращен в команду Александр Петухов, который небезуспешно играет в липецком "Металлурге"?
- Те люди, которые отданы в аренду в другие клубы, мы следим за ними. И разговаривал я с Анатолием Викторовичем Давыдовым, работающим в Металлурге липецком, и ездил туда М.Ю.Бирюков, просматривал игру. Мы за ними наблюдаем, и не только за Петуховым. И за Акимовым, и за другими игроками. Они все принадлежат футбольному клубу Зенит, и никто их не списывал. Я думаю, что на следующий год они будут привлечены в период сборов обратно в Зенит, и им будет предоставлен шанс закрепиться в основном составе.
- Каков на ваш взгляд истинный потенциал нынешнего состава Зенита? Способен ли именно этот состав без изменений выиграть чемпионат?
- Kонечно, нет. Без сомнения. Дело в том, что Зенит сейчас находится на этапе становления. В прошлом году у нас ушел ряд футболистов, отвечающих за игру команды, и заменить их так быстро (тем более это были опытные, возрастные футболисты) не так просто. Поэтому истинный потенциал Зенита будет виден наверное весной будущего года, когда уже будет сформирован костяк команды, основной состав команды на будущий сезон. И тогда уже можно будет говорить, сможет ли он выиграть ЧР или нет. Но я думаю, что это очень широкий вопрос.
- По именам оборона команды выглядит весьма грозно, но на деле пропускает Зенит все еще очень много. Почему?
- Оборона у нас неплохая. Дело в том, что их мало, защитников, к сожалению. Мы им не можем даже дать паузу. У нас на сегодняшний момент пять защитников, способных играть в основном составе, это: Лепехин, Кирицэ, Овсепян, Цветков и Филатов. Причем Цветков сейчас травмирован. Нагрузка на защитников ложится очень большая. В результате именно травма Цветкова как следствие переутомления. Нагрузка, которая на них ложится, бывает невыносимой, слишком тяжелой. Поэтому, к сожалению, бывает, что и допускаем мы ошибки. Хотя я бы не сказал, что допускаем мы их очень много. Ведь обороняться команда должна не только чисто защитниками, а вообще при потере мяча вся команда должна заниматься обороной, переходить из атаки в оборону. Поэтому я не могу предъявить большие претензии к защитникам, хотя работать есть над чем. Но тем не менее, нам необходимо укреплять эту линию без сомнения.
- Какова причина низкой функциональной готовности команды?
- Я бы не сказал, что она у нас сейчас низкая. Как-то сложилось последнее время, что мы лучше проводим концовки матчей и вторые таймы. Это меня и больше всего удивило. Я не беру игру с Грассхоппером, там, наверное, дело не в силенках, а в том, что мастерство команды противника было очень высокое. Но в большинстве матчей российского первенства мы проводили вторые таймы получше, чем первые, и моментов создавали больше, и результат был повыше. Это касается матчей и с Анжи, и в Волгограде. Да и матч с ЦСКА, несмотря на то, что мы пропустили 2 мяча, был интересным. Функциональная готовность команды определяется многими причинами. И я бы не сказал, что причина неудач в том, что мы не очень готовы функционально. Хотя тут есть над чем работать. Но я сейчас этот раздел провести не могу, так как я месяц отработал, мы провели 9 матчей, и практически у нас тренировки носили поддерживающий, восстановительный характер. И, к сожалению, не было ни сборов, ничего. Сейчас у нас появилась первая возможность за полторы недели провести более-менее стабильную подготовку. Но вести ее особенно негде. Снег выпал на поля, у нас тут все закрыто. На три дня мы поедем в Ригу, может быть, мы там сумеем что-то поделать, там три дня работать. Поэтому, я надеюсь, что за этот промежуток времени для оставшихся пяти матчах нам удастся подготовить команду нормально.
- В какой физической форме находились игроки Зенита на момент утверждения Вас главным тренером? Правда ли что уровень физической готовности команды был разнородным даже у игроков выходивших на поле за главную команду в последних 3-4 матчах до Вашего назначения?
- Физическая подготовленность команды была достаточно нормальная. Единственное, что та нагрузка, что легла на игроков основы (у нас очень много травмированных), была очень большая. Следствие этого - травмы и ошибки, которые допускали. Я не могу анализировать и критиковать, или же обсуждать ситуацию, которая была до меня. Это было бы неэтично и неправильно. То, что говорят о разнородности уровня физической готовности игроков, да, это без сомнения, верно. Потому что одни играли постоянно, другие получали травмы и выходили из строя, третьи не играли часто, а пропускали игры. То есть, конечно, нельзя сказать, что уровень функциональной подготовки у всех одинаковый. Хотя игроки основного состава, те, кто большинство игр проводит на поле, были примерно на одном уровне.
- Насколько верны слухи о том, что нынешний коллектив игроков не слишком дружен?
- Что такое дружба? В принципе нет необходимости, чтобы игроки все время дружили семьями. Надо уважать друг друга, вместе выходить на поле. Дружить совсем не обязательно. Есть такой игрок Анелька, тот вообще ни с кем не дружит, ходит в команде сам по себе и все. Но антагонизма быть не должно между футболистами, того, чтобы не мешало тренировочному процессу. Кто-то поближе друг с другом, кто-то подальше, но я бы не сказал, что за период моей работы какие-то трещины были. Одна из моих задач - это как-то их объединить. Лучшим объединением команды может быть результат положительный. Тогда все друг друга любят, всегда все хорошо. А когда команда проигрывает, когда есть проблемы, в этой ситуации сохранить коллектив очень важно. Дружба дружбой, а вот объединение, единение команды, единение одной целью важнее. В играх, которые команда провела под моим руководством, мы допускали ошибки, не хватало мастерства, но я бы не сказал, что у нас отсутствовало единение и воля. Мы до конца во всех матчах играли и бились. Но должно быть небольшое везение, небольшой фарт. Вот этого нам, может быть, не хватало. Но отношение игроков ко мне, мое отношение к ним, внутри команды оно нормальное.
- Что для вас представило самые большие трудности в работе с командой в качестве главного тренера?
- Самые большие трудности для меня - это отсутствие опыта работы с командой такого уровня. Этот опыт я приобретаю прямо по ходу чемпионата. И естественно это проблема для меня. Я работал на разных уровнях, у меня богатый опыт тренерской работы, но на таком уровне это очень сложно. Трудность в работе - отсутствие опыта - это весомый аргумент. И второй момент - это наличие большего выбора футболистов для основного состава. То есть тренер должен иметь возможность более реально влиять на результат, особенно в процессе игры, сделать замену на усиление, тактического характера перестановки в команде. Но к глубокому сожалению, выбор футболистов невелик, и поэтому это проблема.
- Планируете ли вы привлечение в свой тренерский штаб Михаила Бирюкова?
- Михаил Юрьевич работает на сегодняшний момент тренером-селекционером в клубе, просматривает футболистов. Вот ездил смотреть Петухова. Что будет на будущий год, сказать сложно. До конца этого года он будет работать тренером-селекционером.
- Участвует ли сейчас в тренерском процессе Ю. А. Морозов и если да, то в какой степени?
- В тренерском процессе Морозов не участвует. На тренировках он появлялся, мы с ним общались, обсуждали игру команды, тактику. Я его очень уважаю, считаю крупнейшим специалистом, прислушиваюсь к его мнению, если такое мнение высказывается. Но прямого участия в процессе он не принимает.
- Назовите трех лучших, на ваш взгляд, тренеров высшего дивизиона.
- Мне сложно сейчас говорить. Я думаю, что длительная работа Романцева и Семина говорит о себе. Так же как наверное и Газаева. Хотя у нас есть тренеры, которые сейчас не работают. Я уважаю Долматова. Это очень толковый тренер. Что-то не сложилось, где-то ему не повезло, но это один из серьезных тренеров. Салькова уважаю, опытнейший тренер в Волгограде. Сейчас не всегда результат команды - это результат работы только тренера. Тут целый комплекс причин. В настоящее время роль тренера в российском футболе несколько уменьшилась. В основном стали именно решать люди, которые находятся около команды, руководят с финансовой точки зрения. Они решают очень много, а тренер не всегда может. Хотя я убежден, что наши тренеры (и те, кого я перечислил, и еще ряд людей), если бы работали в тех условиях, в которых работают их коллеги в чемпионатах Италии, Испании, Германии, я думаю, не ударили бы в грязь лицом.
- Почему, по Вашему мнению, попытка приглашения руководством клуба Шахтер (Донецк) иностранного тренера окончилась неудачей? Ведь завоевание звания чемпиона Украины и Кубка Украины скорее локальный успех; основная проверка дееспособности команда - это результаты ее выступления на международной арене.
- Делов том, что приглашение иностранного тренера- это не панацея от всех бед. Тренер-иностранец должен реально понимать, в каких условиях в России он будет трудиться, с кем он будет работать. Может быть, в Шахтере (Донецк) инфраструктура клуба на достаточно высоком уровне. Поэтому Скала мог бы там отработать и побольше. Хотя они выиграли и Кубок, и Чемпионат Украины, но он не смог дальше работать потому, что менталитет многих футболистов (это касается и Зенита) в том, что когда мы что-то выигрываем, мы очень долго отмечаем результат. И видимо Шахтер очень долго отмечал. Я не имею в виду такие простые вещи, как нарушение спортивного режима. Просто начинается полнейшая эйфория, после которой не хочется вообще ничего делать. Многие футболисты-миллионеры, играющие в западных клубах, выиграли они или не выиграли, имеют стремление еще выиграть, еще заработать. Наш советский менталитет, а Донецк - это тоже советская страна, так не могут. Видимо, Скала это не учел, и в этом году в начале эта команда играть перестала. Сейчас их надо встряхивать, чтобы снова вернуться на прежний уровень.
Что касается российских клубов и Зенита, то я думаю, что в принципе дело не в иностранных тренерах. Дело - в создании условий. Мы не можем футбол отделять от жизни в стране. Это было бы неправильно. Эти деньги, которые предлагают потратить на иностранца (находились спонсоры, которые давали на тренера сборной), лучше потратить на развитие детского футбола, на улучшение материальной базы, на увеличение заработной платы тренерам, которые получают копейки, работая с детьми и выращивая нам Кержаковых и Аршавиных. Вот что важно на сегодняшний момент. А российские тренеры справятся, они достаточно грамотные. Но создание школы, создание условий для работы с детьми, создание условий для работы команд, создание базы - это очень важно. Нужна государственная поддержка без сомнения, нужна городская поддержка. Без этого никуда не денешься. Если это будет, то я думаю, что не будет необходимости приглашать иностранца. Хотя в принципе плохого ничего в этом нет. И если бы приехал тренер и получил здесь те условия работы, которые он получает заграницей, он бы нас многому мог научить. В первую очередь в создании клуба.
И последнее по иностранному тренеру, там тренер имеет возможность работать с командой, которую он видит в своем воображении, он ее собирает, он ее делает. У нас же тренер обречен работать (ну может быть у Газаева в ЦСКА несколько легче, он набрал тех людей, которых хотел) с футболистами, которые уже есть в команде, под которых нужно подбирать игровую модель, готовить их и т.д. Это отсутствие финансовых возможностей не позволяет тренеру как в каком-то итальянском или испанском клубе, пригласить футболистов и сделать ту игру, которую ты видишь и понимаешь.
- Насколько распространена в российском футболе практика договорных матчей?
- Наверное, она есть. Зенит такие матчи не играет. Не играл никогда ни при предыдущих тренерах, насколько я знаю, ни тем более при мне.
Но мне кажется, что сегодня эта практика договорных матчей значительно меньше. Она была широко распространена в советское время, прямо скажем. Тем более, что тогда разыгрывалось за победу 2 очка, за ничью - очко. Поэтому там, к сожалению, это бывало. Читаю сейчас иногда мемуары, и рассказывают люди, которые работали в то время. Но сейчас, мне кажется, эта практика стала меньше. Может они и есть, но мне кажется, что большинство матчей команды бьются и играют в футбол.



