5 мин.

Рокировка в шахматах

Рокировка — это ход в шахматах, в результате которого происходит горизонтальное перемещение короля в сторону ладьи на две клетки с одновременным перемещением ладьи на соседнюю с королем клетку с противоположной от него стороны.

Рокировка один из самых интересных ходов в шахматах, ведь он единственный, где две фигуры могут перемещаться одновременно. В результате король может оказаться в безопасности, а ладья выйти на боевую позицию. Но нужно ли непременно стремиться к рокировке? Все зависит от ситуации на доске. Поэтому в дальнейшем познакомимся с рокировкой подробнее и узнаем в каких случаях можно производить этот ход.

Как делать рокировку в шахматах

Если упрощать, то при рокировке король передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья перепрыгивает фигуру и становится на соседнюю клетку с другой стороны. Кстати, в английском языке рокировка обозначается словом castle, то есть «крепость» или «замок». Действительно, в такой ситуации король оказывается спрятан за своими фигурами как в крепости и защищен от нападения противника. Но обратимся к примерам. Прежде всего рокировка бывает длинная и короткая, ведь на доске две ладьи одного цвета. 

Пример короткой рокировки. Король перемещается на g1, а ладья с h1 на f1.

Пример длинной рокировки. Король перемещается на с1, а ладья с а1 на d1.

Запомнить все очень просто. И при короткой и при длинной рокировке король перепрыгивает через одну клетку вправо или влево, а ладья всегда перепрыгивает короля и становится с ним рядом. При длинной рокировке ладье приходится прыгать аж через две клетки на третью.

Правила рокировки в шахматах

К сожалению, рокировку можно сделать не всегда и требуется четкое соблюдение правил. Перечислим их.

  1. Рокировку можно произвести только тогда, когда король и ладья стоят на своих начальных местах. Стоит только сделать ход королем не важно на какую клетку, шанс на рокировку уже упущен. То же касается и любой ладьи. Если какая-то из них покинула свою изначальную позицию, то права на рокировку с ней уже нет.

  2. При рокировке король и ладья совершают прыжки, ладья даже через короля. Вот только прыгать можно если поле от других фигур расчищено. Простой пример. При короткой рокировке между королем и ладьей находится конь. Только после перемещения его на f3 или h1 можно произвести рокировку.

  1. Хорошо, ведь так можно избежать шаха? Нет! Если королю поставили шах, то по правилам в этот момент рокировку делать нельзя. Однако если удалось избежать шаха, не переместив при этом короля, то право на рокировку сохраняется в дальнейшем.

  2. Рокировка невозможна если королю предстоит прыжок через битое поле. Битое поле — это клетка атакованная соперником, там уже произошли какие-то действия. При этом при длинной рокировке ладья имеет право перепрыгнуть через битое поле b1.

  3. Последнее правило простое. Рокировка невозможна, если в результате король оказывается под шахом. Поле g1 или c1 не должны в этот момент быть атакованы.

Рокировка очень важная часть шахматной партии. После нее начинается основная часть игры, заканчивается дебют и начинается миттельшпиль. Чтобы произвести удачную рокировку, нужно следовать нескольким простым и неписаным условиям.

  • не нужно ходить пешками f и g, во-первых, так вы не защищаете короля при короткой рокировке, во-вторых, возникает угроза быстрого мата;

  • в дебюте выводятся центральные пешки, а пешки f, g и h стоят на месте, они и образуют ту самую «крепость»;

  • в полях центральных пешек делают первые ходы конь и слон, тем самым освобождая поле для рокировки.

Как записать рокировку в шахматах?

По правилам шахматной нотации короткая рокировка записывается как «O-O», а длинная как «O-O-O».

Чаще всего рокировка происходит в первые пятнадцать ходов шахматной партии, но иногда бывает так, что все условия для нее остаются соблюдены и ближе к концу поединка. Плюс в том, что при помощи рокировки иногда можно поставить сопернику мат, когда ладья вводится в боевую позицию и напрямую угрожает королю.