Шахматы в современной живописи. Людмила Гаврилова
Алексей Засыпкин
Знакомство с шахматной темой в современной живописи продолжим заметкой, посвящённой творчеству молодого (1989 г. р.) московского художника-монументалиста Людмилы Гавриловой.
На странице художницы в интернете сказано, что она увлекается шахматами, и тому есть официальное подтверждение. В августе-сентябре 2011 года Людмила участвовала в фестивале, посвященный 100-летию со дня рождения И.Л.Иткина, основателя шахматного клуба «Октябрьский», где и заработала начальный рейтинг в 1941 пунктов.
От слов к краскам.
Тот факт, что Александр Алехин вынужденно давал сеансы одновременной игры, в том числе вслепую, офицерам гитлеровской армии в окуппированной Европе, известен широко. Сама художница комментирует сюжет картины следующим образом: "... чемпиона вынудили играть с офицерами Вермахта, так как его семья могла подвергнуться опасности. Алехину настолько противно было не то что играть, но и просто смотреть на фашистов, поэтому он сказал, что забыл дома очки и предложил сеанс вслепую...на 32 досках".
Очевидно, Людмила вдохновлялась фильмом "Белый снег России" (реж. Ю.Вышинский, 1980; в роли Алехина - Александр Михайлов). В эпизоде с сеансом как раз фигурируют забытые очки.
"Портрет Михаила Чигорина"
"Роберт Джеймс Фишер". Фрагмент.
Комментарий автора картины: "А эта работа связана с личными наблюдениями за шахматным блицем. <...> Накал страстей, мимика, резкие движения рук, стук часов, азарт и полет мысли - все слилось в едином динамичном движении композиции. Здесь шахматы показаны с совсем другой стороны, нежели о них имеется общее представление, что шахматист это человек, сидящий в позе "мыслителя" Огюста Родена, спокойно, рационально и хладнокровно обдумывающий ситуацию. Да, это внешне выглядит так, когда есть много времени. Но когда принимать решения нужно быстро, здесь, за внешним порой раскрывается нашему взору еще и нечто внутреннее..."
"Мат Диларам"
Редкий случай - художественная иллюстрация к произведению шахматной композиции. Напомним на всякий случай и историю, и саму задачу.
Согласно легенде, поведанной в рукописи 1503 г. персидским поэтом Фирдоуси ат-Тахиталом (не путать с автором "Шахнаме" - то совсем другой Фирдоуси) Диларам была женой визиря, который в шахматы играл, как в казино: проиграл всё состояние и поставил на кон жену-красавицу. В "контровой" партии горе-визирь опять доигрался почти до мата в свои ворота:
Белые начинают и выигрывают
Это хорошо, нам написали "белые начинают и выигрывают", а в реальной партии никто не напишет. Вот и визирю некому было написать. Благо, Диларам за долгие годы совместной жизни с шахматным фанатом сама кой-чему научилась и подсказала благоверному олуху, чем ходить (спрашивается, где она была раньше, когда он всё своё имущество просаживал?).
1. Лh8+ Кр:h8 2.Сf5+. В шатрандже слон ходил через одно поле по диагонали и мог перепрыгивать свои и чужие фигуры. По современным правилам мат ставился бы вообще в три хода и без подсказок Диларам. 2...Крg8 3.Лh8+ Кр:h8 4.g7+ Крg8 5.Кh6#
Еще более редкий вариант - художественное изображение непосредственно самой шахматной задачи, очень известной. Догадаетесь, какой?
Это знаменитое "Бегство Наполеона из Москвы в Париж" А. Д. Петрова, сильнейшего шахматиста России 1-й половины XIX века и пионера отечественной шахматной композиции. Составлена она была в 1820-х годах и, как сообщает И. Линдер, является единственным дошедшим до нас шахматным произведением Петрова этого периода (до 1824 года) (Линдер И. А.Д. Петров – первый русский шахматный мастер – М., 1955 (2-е изд.), с. 17).
Мат в 14 ходов
Известно, что эту задачу Петров показал герою Отечественной войны 1812 года графу Михаилу Милорадовичу, большому любителю шахматной игры (там же, с. 16). У этой истории существует продолжение. Милорадович настолько, дескать, впечатлился, что сразу же решил продемонстрировать композицию матери царя Марии Фёдоровне, также интересовавшейся шахматами. Но здесь произошло досадное недоразумение - граф позицию-то запомнил (что, кстати, уже удивительно и вызывает сомнения в подлинности истории), а вот решение (маневры конницы Платова) забыл. Пришлось извиниться перед императрицей и пригласить в Павловск самого автора. Знакомство с сильными мира сего не повредило Петрову: вскоре он стал тайным советником (а до того служил в должности скромного мелкого чиновника при сенатской канцелярии). Источник приведенного рассказа, раскрывающего тайны карьерного взлета А. Д. Петрова, отыскать с ходу не удалось.
И напоследок вот этот загадочный рисунок:
"Шахматы"
Сперва мне привиделся здесь вокзал или метро с какими-то переходами, спешащими и ожидающими поезда людьми. При более внимательном рассмотрении обнаружились провода, мониторы, как будто речь идет о компьютере (шахматном?). Может быть, художник так представляет себе мозг шахматиста? Не знаю... Если будут соображения, напишите. А лучше нарисуйте.