8 мин.

Кто вообще придумал срезать чемпионскую сетку?

Предположение о том, что победа в «Мартовском безумии» – это только полдела, звучит как попытка натянуть сову на глобус. Но это чистая правда.

После того как прозвучала финальная сирена, проигравшие, растерянно озираясь, вяло плетутся в раздевалку, а победителей захлестывают адреналин и брызги «Гэторэйда», остается самое главное – срезать сетку с кольца. 

Самому торжественному ритуалу NCAA почти 100 лет. Его внедрил один из главных придумщиков в студенческом баскетболе

Срезание сетки в победном матче – это как подпись художника под картиной: без эффектного росчерка она не может считаться полностью законченной. В студенческом баскетболе США, где особенно чтят и ценят традиции, это сакральное действо, распространяющееся только на самые значимые победы в ключевых стадиях: «Мартовское безумие», победы в конференциях и региональных турнирах.

Если команда выигрывает трофей, сетка должна быть изрезана на памятные клочки и веревочки.

Так гласит многолетнее правило, законодателем которого стал Эверетт Кейс по прозвищу «Старый седой лис».

Род его деятельности определило место рождения: Кейс появился на свет в Индиане, штате с одной из богатейших баскетбольных родословных в Америке. 

Там же он и добился первых тренерских успехов. Кейс начал тренировать, как только ему исполнилось 18, и на протяжении последующих 23 лет работал с командами старших школ. За этот период он одержал 726 побед при 75 поражениях и четырежды становился чемпионом штата – всего лишь один из пяти тренеров, кому это удавалось – с командами из городка Франкфорт.

Там в честь Кейса названа одна из арен, и там же, как принято считать, зародился ритуал срезания сеток.

Утверждать это наверняка никто не берется, поскольку, несмотря на огромную популярность баскетбола в Индиане, масштаб школьных соревнований был не настолько велик, как сегодня, да и способов задокументировать победы Кейса в 1925-м, 1929-м, 1936-м и 1939-м годах было не так много.

И может статься, что шинковка сеток на победные сувениры так бы и осталась чем-то вроде местного поверья, если бы в 1946-м Кейс не возглавил команду университета Штата Северной Каролины. 

Когда Кейс приехал на новое место работы, Северная Каролина, как и большинство штатов в 50-е, была местом поклонения американскому футболу и далеко не самым престижным местом работы.

Но Эверетт был не только выдающимся тренером, но и настоящим визионером. Кейс прекрасно осознавал важность шоу-составляющей в спорте, благодаря чему довольно быстро стал одним из локомотивов развития баскетбола в регионе. Он первым начал прославлять игроков, преподносить их как героев студенческого кампуса. Именно Кейс настоял на том, чтобы перед матчем его игроков представляли в лучах прожектора, в зале с выключенным светом.

Ему же приписывают создание так называемого шумометра, замеряющего активность болельщиков. 

«Каждый раз, когда вы видите на огромном экране над площадкой призывы «Дать шума!» и цифры, обозначающие уровень громкости, знайте: это работа Эверетта Кейса. Это была его идея. Впервые он провернул это на «Рейнольдс Арене», домашней площадке Эн Си Стэйт. Он даже обращался в инженерный отдел, но если базово, то там просто был парень с кнопкой, который нажимал ее и сообщал, какова громкость по его ощущениям. Конечно же, никакой особенной технологии не было, но, эй, люди верили этому, им нравилось», – признавалась Бетани Брадшир, автор книги «Классика: Как Эверетт Кейс привнес баскетбол на Юг». 

Кипучая деятельность Кейса побудила к аналогичной активности и его прямых конкурентов, так называемых обитателей «Табачного пути» – шоссе, вдоль которого находятся университеты Дьюк, Северная Каролина и Уэйк-Форест. Сегодня это одни из самых элитных и титулованных баскетбольных программ страны.

А вот сам Кейс за 19 лет работы в Эн Си Стэйт так ни разу и не стал чемпионом NCAA, но и одними только шоу-презентациями не ограничился. В качестве предводителя «волчьей стаи» он выиграл 9 регулярных чемпионатов конференции, 11 турниров конференции, а также вывел «Вулфпэк» в их первый «Финал четырех» в 1950-м году.

Но больше всего будут помнить, конечно же, решающий матч чемпионата Южной конференции сезона-1946/1947. 

После того как команда Кейса обыграла принципиального соперника – Северную Каролину, со счетом 50:48, тренер триумфаторов отказался покидать площадку. 

«Обычно в таких случаях команды уходили праздновать в раздевалку, но Эверетт воспринимал игру иначе. Он считал, что каждая победа – это праздник, торжество, которым нужно наслаждаться и брать от него все. Поэтому, когда игроки побежали в раздевалку, он вернул их на площадку. Парни не очень понимали, чего он от них хочет, пока он не вручил им ножницы и не велел помочь снять ему сетку. Никто не был готов к такому, игрокам в буквальном смысле пришлось поднимать его на руках, чтобы он срезал сетку с кольца», – вспоминала в своей книге Бетани Брадшир. 

Доселе невиданный элемент празднования мгновенно стал популярен среди студенческих баскетбольных команд.

А в дальнейшем не только у них. 

Глобализация праздничного обряда, травмы и персонифицированные атрибуты

По мере развития NCAA прогрессировало и прирастало новыми смыслами все то, что было связано с этой лигой.

Срезание сетки не стало исключением.

Десятилетия спустя после импульсивного поступка Кейса, продолжатель его дела, главный тренер Эн Си Стэйт, Джим Вальвано, решил использовать привычный всем ритуал вкупе с реверсивной психологией. Он заставлял игроков срезать сетки после тренировок, чтобы внушить им ощущение готовности к большим победам. Сомнительная тактика – так считали многие, пока в 1983-м Эн Си Стэйт не победил в финале «Мартовского безумия» Хьюстон Акима Оладжувона. 

А бывали и прямо противоположные прецеденты.

В 2016-м году женская команда университета Коннектикут решила оставить сетку на месте после победы в региональном чемпионате, вполне явно намекнув, что праздновать они намерены только после победы в «Мартовском безумии». В итоге «хаски» вышли в «Финал четырех», но уступили там команде Айовы, оставшись вообще без победных сувениров. Лишнее подтверждение того, что резать сетки нужно, можно... 

...но только осторожно. 

«У меня возникли некоторые проблемы с головокружением. Когда я стоял на лестнице, мне показалось, что она немного сдвинулась. Я немного промахнулся мимо сетки и порезал палец. Первое, что мелькнуло в голове: «Я должен вести себя как настоящий мачо и не показывать вида». Но когда я спустился, у меня открылось жуткое кровотечение, и в раздевалке мне наложили четыре или пять швов», – вспоминал тренер Северной Каролины Рой Уильямс. 

Подобный инцидент далеко не единичный: немало игроков и тренеров случайно резали себя в самый ответственный и торжественный момент. Эмоциональный подъем и адреналин могли превратить даже самый незначительный порез в рану, которую приходилось срочно штопать прямо там же на арене.

Сейчас процедура стала более безопасной. 

Во-первых, с некоторых пор неотъемлемым участником перерезания сетки является официальный представитель NCAA, который ограничивает зону внутри трехсекундной линии для членов команды и сопровождающих их лиц, «чтобы у корзины было как можно меньше людей». Это позволяет сделать процедуру более стерильной и менее хаотичной. 

А во-вторых, оборудование для финального штриха «Мартовского безумия» подбирают далеко не в ближайшей подсобке. Начиная с 2008-го сетки в турнирах NCAA режут только ножницами официального спонсора лиги – фирмы Fiskars. Или, как их еще называют, «Ножницами с оранжевыми ручками». 

То же самое касается и лестниц, которые поставляет фирма Werner. Компания проектирует конструкции для NCAA с учетом габаритов игроков – с удлиненным ограждением и более широкими ступеньками и платформой. Также лестница снабжена специальным магнитным держателем для удобной фиксации ножниц. В общем, все сделано для максимального комфорта и безболезненного осуществления задуманного. Ясное дело, что версии для NCAA не попадают на прилавки, это эксклюзив. 

Наверное, можно было бы обойтись и без всех этих примочек, при условии, что в каждой команде будет кто-то похожий на нынешнего центрового «Блейзерс» Донована Клингана, который, празднуя чемпионство Коннектикута в 2024-м, решил вообще обойтись без лестницы. 

Неслыханная дерзость, надо отметить.

Ведь сам процесс уже давно подразумевает определенную субординацию. Как правило, первым на лестницу взбирается первокурсник, а уже за ним следуют все остальные в порядке старшинства. Тренер-триумфатор забирается на лестницу последним, и в этот момент аплодисменты, как правило, становятся самыми громкими. 

Любопытно, что в НБА традиция не перекочевала, в отличие от европейского баскетбола и не только.

Сетки режут в волейболе... 

...футболе... 

...причем не только привычном для нас.

Например, футбольная команда Университета Алабамы в 1960-х начала спиливать стойки ворот после знаковых побед, задав очередной тренд. 

Так что традиция, начало которой было положено в 40-х, живет и поныне, причем в самых разных уголках планеты и неожиданных вариациях.

Фото: Gettyimages/Alex Slitz / Staff, Jamie Squire / Staff, Paul Gilham / Staff, Thearon W. Henderson / Stringer; East News/Matthew Maxey/Icon Sportswire) (Icon Sportswire via AP Images), Matt Patterson via AP; en.wikipedia.org