12 мин.

Рафаэль НАДАЛЬ: «Быть хорошим человеком ценнее любого титула»

   После победы на третьем в карьере Открытом чемпионате США, высший титул которого стал для Рафаэля Надаля 16-м, первый номер мирового рейтинга пообщался с группой испанских журналистов. Это интервью – компиляция материалов из нескольких изданий, в том числе El País, AS и ElMundo. Все это происходило на открытой веранде отеля LotteNewYorkPalaceHotelна Мэдисон Авеню, 31, где проживал Рафа и его команда.

Рафа на фоне Манхэттена

   - Вы заслужили уважение и признание во всем мире, но в чем секрет ваших особых отношений с нью-йоркской публикой?

   - Возможно, в том, с какой страстью я проживаю любой матч. Зрители больше вовлекаются в действие. Еще, возможно, потому что здесь, в Нью-Йорке, все всегда немножко слишком, шоу, которые утраивают американцы, передает тебе дополнительную энергию.

   - Что помогло вам преодолеть неуверенность первых кругов?

   - Победы. Лучший способ справиться с сомнениями и проблемами – это принять их и противостоять им с наиболее возможным позитивным настроем. Когда теннис не идеален, требуются характер и воля. Даже несмотря на все проблемы, я за каждое очко сражался со страстью, ценил каждый гейм, и мало-помалу дела начали налаживаться. Переломным моментом стал матч с Майером.

   - В конце 2016-го вас, помнится, спрашивали о том, увидим ли мы лучшую версию Рафы Надаля в 2017-м, и вы тогда сказали, что не можете знать. Ожидали ли вы столь многого от этого сезона?

   - Я никогда ничего не ожидаю, я просто иду и делаю все, что в моих силах. И в результате этого все происходит тем или иным путем, а ты принимаешь все так, как есть. Все вышло совершенно фантастически, и я с радостью все это принимаю. Любой должен быть готов принимать как хорошее, так и плохое.

   - В 2015-м и 2016-м многие отзывались о том, что вы не выиграли ни одного ТБШ, довольно резко. Интересно, как эти люди чувствуют себя теперь? Вы никогда не задумывались об этом?

   - Нет, потому что я человек не мстительный и ни на кого не держу зла. С этим у меня ноль проблем. Постоянно говорю одно: если кто-то высказывает свое, пускай нелицеприятное мнение уважительно, ничего не имею против. Сам я всегда стараюсь высказываться с уважением, и мне приятно, когда обо мне говорят так же. Всегда стараюсь уважать чужой труд. Никто не безупречен, любой способен совершить ошибку, если он, конечно, что-то делает, и если эти ошибки из-за большого желания сделать все максимально хорошо, о чем тут вообще говорить? Если я делаю что-то, прикладывая максимальные усилия, но это что-то выходит не таким, как мне хочется, значит, я недостаточно старался. Просто продолжу трудиться, чтобы исправить и улучшить.

   - Вы вообще из плоти и крови?

   - Почему вы спрашиваете? Конечно.

   - Вы одержали еще одну большую победу, вокруг вас бушует эйфория и восторг, вы же как-то умудряетесь во всем этом хаосе сохранять присутствие духа. Как вам удается настолько здорово противостоять восхвалениям?

Рафа селфи

   - Я веду себя так, как меня научил мой жизненный опыт. Обычно после того, как тебя вознесли до небес на волне какого-то успеха, макают лицом в лужу, стоит тебе слегка оступиться. Закон жизни вообще и спорта в особенности. Я часто говорю, что сам я не спешу илишне критиковать людей за какие-то ошибочные действия, но и не расточаю в их адрес преувеличенные похвалы, когда у них все идет хорошо.

   - Но ведь все то, чего вы достигли в своей карьере, даже с точки зрения спортсменов высшего класса нечто неординарное, разве нет? Как вам удается не терять головы в потоке этого всеобщего восхваления?

   - Если этого не случилось в 20 лет, вряд ли случится в 31, вам так не кажется? На самом деле я веду довольно обыкновенный образ жизни… Особенно когда я дома, в Манакоре. Там я абсолютно такой же, как все мои друзья. Конечно, в некоторых аспектах я не могу быть совсем таким же, но в целом, когда это касается каких-то основных вещей, жизненных ценностей, я мало от них отличаюсь, и именно это имеет для меня истинное значение, гораздо большее, чем любые достижения в спорте. Мне важны человеческие достижения: дружба, хорошие отношения с окружающими меня людьми, иметь рядом тех, кто – и ты можешь быть уверен в этом - относится к тебе по-доброму. Это важнее чего бы то ни было. В конце концов, тебя определяет не успех, а то, какой ты человек. И для меня быть хорошим человеком важнее любых побед и титулов. Да, все это приносит и удовлетворение, и счастье, и адреналин, но если брать в долгосрочной перспективе, то понимаешь – настоящее счастье во множестве иных вещей.

Реклама 18+

   - А как вы относитесь к комплиментам?

   - Я уже сказал, что не люблю ни преувеличенных восторгов, ни преувеличенного негатива. В этом плане я устойчив, и экзальтированная критика не повергает меня в депрессию, а сплошные восторги не заставляют витать в облаках. Прекрасно понимаю, что когда-то все прекрасное, что со мной случилось, закончится, и отношусь к этому спокойно, потому что хорошего со мной случилось в любом случае намного больше, чем я когда-либо отваживался мечтать. К тому же я ничего никому не должен. Не должен кровь из носу стараться сделать еще больше и еще лучше. Любые проблемы я встречаю с надеждой и желанием их преодолеть. Иногда получается, иногда нет.

   - И как сочетаются между собой такой характер, такая самодисциплина – и такая ненасытность?

   - Не считаю себя ненасытным… Я занимаюсь спортом со страстью не только теннисом. Стараюсь отдать максимум. И люди, которые рядом со мной, помогли и помогают мне добиться успеха. Отец, мать, дядя, семья, команда, окружение. И я достаточно неглуп, чтобы позволять им давать мне советы. Есть люди, которые, будучи на вершине, любят слушать только похвалы. В моем же случае окружающие меня люди знают, что они свободны говорить мне все, что думают. Соглашусь я или нет, другой вопрос, но они могут без страха высказать мне в лицо любую критику.

   - И в этом смысле вы сильно отличаетесь от подавляющего большинства других звезд спорта, так ведь?

   - Каждый из нас по-разному смотрит на жизнь, и, возможно, мой взгляд действительно несколько... специфический. Я счастлив жить и поступать именно так, но это не значит, что не могу испытывать счастье от своих спортивных достижений. Но в то же время каждый раз, когда я возвращаюсь домой и могу провести какое-то время с семьей и друзьями, я понимаю, что именно это приносит настоящее счастье.

   - Маноло Сантана недавно сказал, что настоящие великие чемпионы никогда е устают от побед. Вы всегда говорите про страсть. Наступит ли день, в который Рафа Надаль скажет – достаточно?

   - Скорее всего, это случится тогда, когда дела перестанут идти хорошо, когда – или если – серия физических проблем окончательно выйдет из-под контроля. Тогда придет время задуматься о чем-то другом. Мне повезло, что я страстный поклонник спорта вообще, не только тенниса, и я счастлив продолжать заниматься тем, чем занимаюсь, и надеюсь делать это еще долго, но если нет, то, как я уже не раз говорил, найдется масса других занятий, которые тоже сделают меня счастливым.

кубок ЮСО

   - Когда люди говорят, что, вот, мол, Рафаэль Надаль был бы для них идеальным боссом или что вы должны заняться политикой, вас это не смущает?

   - Не думаю, что должен заниматься чем-то подобным… Люди, конечно, могут это говорить, я же себя ни с политикой, ни с руководством чем-либо совершенно не ассоциирую. Точно знаю, что есть многое, в чем я не буду хорош, ведь по-настоящему хорошо я делаю только одно – играю в теннис. Так что каждому свое: мы все должны осознавать пределы своих возможностей, и мне верится, что я свои знаю достаточно хорошо.

   - Есть ли что-то, чего вы на самом деле боитесь?

   - Страх… Честноговоря, по-настоящему, наверное, нет. Разве что каких-то базовых вещей в жизни. Например, боюсь за здоровье. Не травм, а каких-тоболезней. Хочется, чтобы люди вокруг тебя были здоровы, потому в конечном итоге именно от здоровья зависит все в этой жизни.

   - Ваш дядя Тони в своей газетной колонке написал, что вы сделали его хорошим человеком, что все заслуги принадлежат вам. Вы согласны?

   - Вот про это я даже думать никогда не думал. Во-первых, я в теннис-то играю исключительно благодаря ему. И по-настоящему ценю, что радом со мной всю жизнь есть такой человек, как он, потому что он всегда, с моих первых шагов еще ребенком точно знал, как меня мотивировать. Он всегда рядом. Иметь в своем окружении человека, который постоянно предельно требователен ко мне – это решающее влияние в моей карьере. И, возможно, он нашел во мне того, что был способен и готов взять от него многое, такое, чего у других нет: он многое от меня требовал, и я его не подводил.

   Я вежливый и воспитанный человек, поэтому всегда был благодарен ему за все, что он для меня делал. Думаю, он чувствует то же. Если у тренера есть игрок, который постоянно выигрывает, тренер счастлив, нет? Думаю, что Тони великий тренер, особенно для молодых игроков. Уверен, что он будет делать фантастическую работу в моей академии в Манакоре и его помощь игрокам будет неоценима.

   - Вы уже выигрывали Открытый чемпионат Австралии, но не хотелось бы повторить в 2018-м?

   - Мечтаю об этом уже несколько лет, но те или иные обстоятельства не позволяли. Я выиграл один и проиграл три финала в Мельбурне. Постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы получить еще шансы.

   - Вы снова стали первой ракеткой мира. Как раньше вы справлялись с ролью лидера рейтинга и как справляетесь сейчас?

   - Никогда раньше не настраивался на то, чтобы обязательно быть первым, вторым или третьим. И ситуация меня никак не изменила. Моя цель всегда – следующий турнир, желание быть конкурентноспособным на предстоящей игровой неделе. Так я устроен. Иногда получается лучше с точки зрения качества тенниса, иногда похуже, но в целом ничего не изменилось. Я мог быть первым в мире неоднократно, но травмировался, как в 2009-м, когда повредил колено, или в 2012-м, когда тоже имел преимущество в очках, или в 2014-м. Я потерял годы, но у меня нет ни малейших жалоб, ведь я столько выиграл, что не могу просить о большем.

Реклама 18+

   - Уже нашлись те, кто говорит, что эта победа на ТБШ пришла к вам легче, чем другие, из-за уровня конкурентов…

   - Не бывает простых и легких побед на ТБШ, но да, сейчас сложилась ситуация, когда многие сильные игроки не смогли участвовать вообще или проиграли. Но кто-то же все равно должен был победить. Шансом сумел воспользоваться. Но в моей карьере было множество обратных примеров, когда другие получали преимущество и шансы из-за моих травм. Я потерял годы, в которые мог оставаться первым номером рейтинга, я травмировался посередине сезонов, когда лидировал в рейтинге, но это часть карьеры любого игрока. К несчастью, со мной такое происходило намного чаще, чем с моими соперниками, но не подумайте, что я на что-то жалуюсь. Я не в том положении, чтобы жаловаться.

   - В вашем боксе в полуфинале и финале сидел Тайгер Вудс, про которого вы говорили, что вас вдохновляло то, как он соревнуется. И при этом вы утверждаете, что в спорте у вас нет идолов…

   - Есть люди, которые поклоняются кому-то или чему-то с неким безумием. Я не из таких. Но в то же время я страстный поклонник спорта вообще, и бывает, что плачу от восторга или других переполняющих чувств, когда смотрю, как мои коллеги, испанцы и не испанцы, добиваются каких-то свершений. Тайгер Вудс многие годы вдохновлял меня своей настойчивостью и упорством в решающие моменты соревнований.

   У любого человека должен быть кто-то, с кого можно брать пример, чтобы постоянно добиваться прогресса. Одно дело – слепо идолизировать, совсем другое – брать пример, равняться, вдохновляться. Нам всем в той или иной степени нужны примеры и источники вдохновения со стороны. И в спорте много примеров, в которых можно черпать вдохновение и дополнительные силы, помогающие продолжать трудиться.

Рафа селфи 2

   - По два титула турниров «Большого шлема» у вас и Роджера Федерера. Как в старые добрые времена…

   - Это казалось почти невозможным – что Федерер после стольких бесшлемных лет выиграет еще один, а он выиграл два, и это в 36, вернувшись после травмы. Со мной примерно то же. Но теперь динамика поменялась, и здоровье внесло некоторые коррективы. Помогли обстоятельства, которыми мы сумели воспользоваться, и мы оба проводим фантастический год. Приносит большое удовлетворение.

Реклама 18+

   - Когда вы последний раз разговаривали с Роджером Федерером?        

   - Разговаривал? Мы с ним ни о чем не разговаривали достаточно давно. Да и не часто пересекались. Я поздравил его с победой на Уимблдоне, он меня с Ролан Гаррос.

   - Вы оба, вы в большей степени, он в меньшей, сталкивались с продолжительными перерывами из-за травм, после которых успешно возвращались. Как вы думаете, Новаку Джоковичу и Энди Маррею удастся сделать то же в будущем году?

   - Уверенное да. Хотя кое-что зависит и от доли удачи. То, что Федерер сразу после возвращения выиграл в Австралии, а я играл в финале, вернувшись после продолжительного перерыва, в каком-то роде выпадает за рамки нормального. Но давайте дадим ребятам вернуться – и вы увидите, что они обязательно включатся в битву за самые высокие места в рейтинге и за самые большие победы. Лично у меня в этом нет ни малейшего сомнения.

   - Планы на ближайшие дни?

   - Надеюсь, что дома будет хорошая погода, и я смогу насладиться морем. Думаю, будет несколько дней отдыха не из-за каких-то физических проблем, а потому, что нужно отдохнуть, отключиться психологически, чтобы заключительную часть сезона провести так же удачно.

 

Рафа Манакор

   По материалам Алехандро Сириза и Сюзаны Урра из «Эль Паис», Начо Альбаррана из АС и Хавьера Мартинеса из «Эль Мундо»

https://elpais.com/elpais/2017/09/12/inenglish/1505206086_328472.html

https://as.com/tenis/2017/09/11/us_open/1505166131_582520.html#?ref=rss&format=simple&link=link

http://www.elmundo.es/deportes/tenis/2017/09/11/59b6f82122601db8068b45e0.html

Фото: Clive Brunskill (Getty), селфи Рафы с телефона Бенито