12 мин.

Анализируем гениальность Федерера. Что сделало его игру такой грациозной и эффективной?

После того, как Рафаэль Надаль и Новак Джокович повторили и побили основные рекорды Роджера Федерера, у фанатов швейцарца остался один аргумент в пользу того, что он величайший теннисист в истории – собственно теннис. И аргумент этот на самом деле очень мощный.

Классический Федфан в этом плане – Ришар Гаске. «Роджер Федерер такой один. В нем есть что-то уникальное. Когда смотришь Федерера, от телевизора просто не оторваться. Техничность, элегантность, одноручный бэкхенд, атакующий форхенд, легкость… Ты смотришь и не можешь понять, как он нанес удар.

Федерер – это и есть теннис. Надаль и Джокович тоже выдающиеся, но это не то же самое. Роджер вывел игру в другое измерение», – восхищался француз.

Многие отмечают, что Федерер поражает элегантностью и легкостью, что в его исполнении очень сложные вещи кажутся очень простыми.

Попробуем разобраться в комбинации гениальности и упорнейшего труда, которая позволяет Роджеру показывать этот уникальный теннис.

1. Контроль над мячом

Простая истина – Федерер безумно талантлив. Поэтому одно из самых популярных объяснений уровня его игры – метафизическое. И лучше всех его сформулировал писатель Дэвид Фостер Уоллес в культовом эссе «Роджер Федерер как религиозный опыт»:

«Роджер Федерер один из тех редких сверхъестественных спортсменов, на которых законы физики не действуют, или, по крайней мере, действуют не полностью. В качестве примеров можно привести Майкла Джордана, который мог не только прыгать нечеловечески высоко, но и зависать в воздухе вдвое дольше, чем предписывает гравитация, и Мохаммеда Али, который мог, порхая по рингу, нанести 2-3 удара джебом за то время, за которое с точки зрения физики можно нанести только один.

И Федерер входит в число тех, кого можно назвать гениями, мутантами или аватарами. Он никогда не спешит и не теряет баланса. Приближающийся мяч для него висит в воздухе на доли секунды дольше, чем должен».

Федерер и сам говорил, что в лучшие моменты на корте мяч ему казался очень большим и очень-очень медленным.

В практическом преломлении это приводило к тому, что он мог встречать этот мяч очень-очень рано и делать с ним все, что захочет. И тем самым лишать соперников времени на реакцию, на движение, да и вообще на осознание того, что с ними происходит.

Поэтому, например, Федерер – непревзойденный мастер ударов с полулета. И он был им в юные годы.

И в зрелые тоже.

Конечно, нельзя забывать и его фишку середины 2010-х – SABR (Sneak Attack By Roger), когда он выходил принимать с полулета прямо на хавкорт.

Но такие удары и приемы – это экстремальное проявление контроля Федерера над мячом. В более простых условиях это просто выливалось в то, что он всегда бил центром ракетки (несмотря на то, что большую часть карьеры добивался успехов устаревшей ракеткой с очень маленькой головкой), сильно и близко к линиям.

Или в то, что на сетке он всегда пробивал именно так, как требовалось. И так, что для соперника это становилось неожиданностью.

2. Обманчивая скорость

Когда люди говорят о том, как Федерер выглядит на корте, в основном упор идет на его элегантность и грациозность. Это настолько важная часть образа Роджера, что о ней писала даже балетный критик The Washington Post Сара Кауфман.

«Изысканность, интеллект и красота игры Федерера могут ввести нас в прямое и мгновенное взаимодействие с грацией. Мы видим человека, который в своей природе настолько идеален и свободен, что почти приближен к божеству. Так на нас влияют великие художники», – писала Кауфман.

И это все, конечно, так. Но с практической точки зрения куда важнее не то, насколько Федерер грациозен, а то, насколько он при этом еще и быстр.

Легкость и простота, с которой играет Роджер, обманчивы. На самом деле за ними стоит невероятная физическая работа, которая позволяет ему порхать по корту.

Движение Федерера – это атлетизм, помноженный на потрясающее чутье. За счет чистой скорости он всегда оставался близко к задней линии, а за счет чутья и умения читать игру он предугадывал, куда полетит мяч, и шел ему наперерез. В итоге скорость движения выливалась в скорость игры. И когда Роджер был на пике, он играл так быстро, что никто не мог с этим справиться.

Например, в финале Australian Open-2017 Рафаэль Надаль изо всех сил старался выдавить Роджера за заднюю линию, но контроль над мячом и скорость привели к тому, что Федерер вытащил три удара, прилетевших ему прямо в ноги, и перехватил инициативу.

Тренер Патрик Муратоглу считает, что у Федерера идеальное тело для тенниса – «очень атлетичное, но при этом очень легкое». В итоге все рывки, торможения и смены направлений даются ему с обманчивой простотой – поскольку в его движениях от природы нет напряженности, натянутости. Это помогало ему не только казаться воздушным, но и избегать травм.

А когда Федерер потерял скорость – немного, может быть, полшага – мы получили разгром на «Уимблдоне», который раньше и представить было невозможно.

Кстати, о фундаментальности скорости и движения в игре Роджера говорит и то, что одним из главных наследий, которые он оставит в теннисе, стал оборонительный удар.

3. Умение импровизировать и творить

Контроль над мячом, скорость движения и скорость мышления приводят к тому, что Федерер как никто умеет находить нестандартные решения. И с их помощью выбираться из тяжелых ситуаций.

Тут надо просто любоваться. Несколько примеров.

Такие удары просто не тренируют, а Федерер их выполняет так уверенно, будто в них нет ничего необычного.

И посмотрите, как он сложился под мощную подачу в корпус и направил мяч ровно туда, где дель Потро было максимально неудобно.

А когда Роджер бывал максимально раскрепощен, он мог и побаловаться.

Но его дропшоты на пустом месте – это не просто баловство, а еще одно проявление невероятного контроля над мячом, которым он обладает.

И, конечно, нет ничего удивительного, что именно с Федерера пошла мода на твинеры.

Но нужно помнить: под всем творчеством Федерера лежала жесткая дисциплина. Именно благодаря ей он из нервного и крикливого подростка превратился в большого чемпиона. Именно благодаря ей он обуздал свой талант. Ведь он сам рассказывал, что в юности часто делал глупости, потому что у него на корте было слишком много вариантов.

А еще крайне важно то, что у него идеальная техника ударов – простая и максимально эффективная. Это приводило как к тому, что удары реже ломались, так и к тому, что  он тратил на них меньше усилий, меньше нагружал тело – и благодаря этому дольше играл на топ-уровне.

4. Великолепная база – подача и форхенд

Конечно, импровизация – это хорошо. Но убойная комбинация подачи и форхенда для стабильных успехов – куда лучше. И у Федерера она, возможно, лучшая в истории.

Посмотрим по отдельности.

Подача Роджера – это магия. У него такая техника, что подачу практически невозможно прочитать – с одного и того же подброса и одним и тем же замахом он может подавать в любую точку корта. Так что тем, кто не обладает сверхъестественными способностями Джоковича или Надаля, приходится просто гадать.

Статистика только подтверждает качество подачи. Федерер входит в топ-5 в истории по выигранным на ней геймам и в топ-3 по эйсам. И что еще важнее, он второй в истории по проценту выигранных очков на второй подаче (уступает только Надалю).

Форхенд Федерера – это жидкий хлыст, один из лучших ударов справа в истории. Возможно, лучший. Любой возможный вариант игры с форхенда есть в арсенале швейцарца, он легко может менять вращения, направления, скорость, глубину.

И в сочетании с подачей мы вообще получаем невероятное оружие, потрясающую базу для величия.

Выше – одна из самых важных двоечек в карьере Федерера. «Ролан Гаррос»-2009, Надаль уже вылетел, Роджер уступает Томми Хаасу 0:2 по сетам и у немца брейк-пойнт в третьем. Федерер в итоге отыгрался, а потом и взял свой единственный «Ролан Гаррос».

5. Готовность меняться и развиваться

А еще в игре Федерера важно то, что он всегда был готов улучшать свои слабые места и делать сильные еще более сильными.

Например, его одноручный бэкхенд всегда был относительно слабым местом. Но поскольку все стремились его атаковать, Роджер его прокачал и вышел на комбинацию атакующих плоских ударов и коварных слайсов, которая приносила ему очень большие успехи.

Но что еще больше удивляет, так это прогресс, которого он добился в 2017-2018 годах, когда после травмы колена представил миру НеоФедерера. В 35 лет он начал играть слева так, как никогда раньше не играл. Он никогда не встречал мяч так рано и не пробивал так агрессивно.

В итоге он выиграл у Надаля пять матчей на быстрых покрытиях подряд (самая длинная подобная серия в карьере). Потому что лишил испанца главного оружия – атак на бэкхенд. Они просто перестали работать.

Кроме того, в 30 лет Федерер сознательно и планомерно сделал выходы к сетке центральным элементом в своей игре.

Он решил, что беготня по задней линии в зрелом возрасте – это не путь к успеху (это не значит, что он потерял скорость или выносливость, просто решил иначе распределять силы) и много-много работал над тем, чтобы отчасти превратиться в олскульного сеточника. Потому что в отличие от многих молодых игроков он ходил к сетке не только накрывать легкие мячи.

Кстати, Надаль с Джоковичем по мере взросления во многом пошли по пути Федерера.

***

И это, наверное, главный вклад Роджера Федерера в теннис. Он изменил облик игры и как частное лицо, и как часть Большой тройки с двумя другими гигантами. И кто знает, появились ли бы вообще эти гиганты, если бы не тот уровень, который задал Роджер Федерер.

А еще не забываем: все любят сравнивать самого многообещающего игрока нового поколения, Карлоса Алькараса, с Надалем, но сам испанец говорит, что для него образцом всего был Федерер. Было бы символично, если бы новый доминатор вырос из доминатора классического.

Однажды Федерер пробил так изумительно, что Роддик кинул в него ракетку

«Теннис, я люблю тебя и никогда не оставлю». Прощальная речь Роджера Федерера

Величие Роджера Федерера на одной картинке: 20 «Больших шлемов», 103 титула и самый возрастной №1 в истории

Федерер от болбоя до величайшего в истории. Карьера Маэстро – в фотографиях

Подписывайтесь на наш телеграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Yong Teck Lim, Ian Walton, Clive Brunskill