Победивший «Реал»
В пестрой карьере защитника «Локомотива», а ныне тренера основной команды Игоря Черевченко было много ярких моментов, но, пожалуй, самым запоминающимся стал его гол мадридскому «Реалу» в 2001-м – в тот день «железнодорожники» одержали историческую победу над испанским грандом, будущим победителем того розыгрыша Лиги чемпионов.
Сам Игорь, впрочем, не склонен превозносить свои успехи. «В любом случае забивает не игрок, а команда. Просто я оказался в нужном месте, вот и все», – говорит он, совершенно спокойно относясь к статусности того матча и важности своего забитого мяча.
До встречи с мадридцами футболисту Игорю Черевченко пришлось поиграть в трех разных странах. Первым в этом списке был Таджикистан. Здесь он родился. Здесь получил футбольную известность его отец Геннадий Черевченко, выступавший за душанбинский «Памир». Здесь же совсем еще маленький Игорь заболел футболом. «Отец с детства брал меня с собой в поездки. Вместо детского сада у меня были выездные матчи его команды – так к футболу и притянуло. Меня никто не заставлял: футбол я полюбил сам, и когда это случилось, отец сказал: «Нравится? Давай тренироваться». Вообще футболом я заболел, наверное, как только начал что-то понимать – с двух, трех лет».
В основную команду «Памира» Игорь попал в 18 лет, в сложный для клуба и всего отечественного футбола момент. Распался СССР, а вместе с ним футбольный чемпионат, и таджикским клубам, которых тогда было совсем немного, пришлось создавать свою лигу. Вполне естественно, что в таких условиях лидеры «Памира» покинули Душанбе и уехали в более сильный российский чемпионат, так что клубу пришлось делать ставку на молодежь. Ставка, впрочем, сыграла сразу же. «В 1992 году, когда мы были с «Памиром» на сборах, нам объявили, что чемпионата СССР больше нет. Наши старшие товарищи Рахимов, Мананников, Мухамадиев и другие сразу стали рассматривать предложения из России. За два года до того, в 16 лет, я попал в дубль команды, и в итоге первый сезон чемпионата Таджикистана мы так и провели дублем. В то время в Таджикистане была, по сути, только одна команда, так что уже после первого круга мы стали чемпионами».
В Таджикистане продолжалась гражданская война, и Черевченко поступило предложение поиграть в Европе. Клуб, правда, выступал в одном из низших дивизионов, но Игорь решил попробовать себя в новой стране. «Мой агент предложил мне поиграть в Германии, в команде из лиги примерно уровня нашего нынешнего второго дивизиона. Я даже не помню названия, длинное такое – помню только, что играли мы в городе Линц-на-Рейне. Возможно, этой команды и нет уже».
Довольно быстро, впрочем, Черевченко заскучал по родине и решил вернуться. А там и предложение из России подоспело. Так он наконец на расстояние нескольких десятков километров и двух дивизионов приблизился к своей мечте – заиграть в большом клубе. «Уже в Таджикистане я получил предложение из России. Позвонил бывший второй тренер молодежной сборной СССР, предложил попробовать себя во второй лиге в Обнинске. Уговаривать долго меня не нужно было. Все-таки Обнинск – это было совсем недалеко от Москвы. Я собрал вещи и приехал в команду «Индустрия».
Еще в середине 90-х Игорь успел поиграть и за сборную Таджикистана. Команда, как он вспоминает, была не из слабых – в ней играли Рашид Рахимов, Арсен Аваков, другие известные на постсоветском пространстве футболисты. «Даже принимали участие на международном турнире в Тегеране, проиграли местной сборной 0:1», – вспоминает Черевченко. Однако выступления за сборную пришлось прекратить сразу после попадания в большой клуб: в 1996-м ситуация в Таджикистане была по-прежнему напряженной, и руководство «Локомотива» не захотело так рисковать своим новым игроком.
С переходом в «Локомотив» у Черевченко связана одна из самых веселых историй его карьеры. «Вообще, изначально я оказался в «Спартаке». Уже жил в Тарасовке, тренировался, со мной хотели подписывать контракт», – огорошивает он неожиданным фактом. Как оказывается впоследствии, началась та история все-таки с «Локомотива». «После первого круга в Обнинске тренеры «Локо» приехали на меня посмотреть, и по окончании матча мы договорились, что в конце сезона я перехожу к ним. Вот заканчивается последняя игра сезона, президент «Индустрии» сажает меня в служебную машину и везет в Москву. Я даже не знал, куда, а оказалось, что привезли меня в Тарасовку, в «Спартак». Жил я там примерно неделю, но обещал же, что перейду в «Локомотив». Так что потихоньку собрал вещи и уехал. Обиделся ли президент «Индустрии»? Нет, мы и до сих пор с ним общаемся».
За пять лет в «Локомотиве» Игорь Черевченко трижды стал серебряным призером чемпионата страны, четыре раза выиграл Кубок, входил в списки лучших футболистов российского чемпионата. А потом был 2001 год: первая для «Локомотива» Лига чемпионов, памятные матчи с мадридскими звездами. В Москве звезд, правда, было уже не так много. «Реал» не привез с собой нескольких человек основного состава, но даже тому подбору игроков, с которым приехали мадридцы, позавидовал бы любой клуб премьер-лиги. Макманаман, Морьентес – хорошая команда была. В Москве было довольно холодно – мы думали, что испанцы подмерзнут, – но игра получилась тяжелая. Повезло, что первыми забили, а потом после розыгрыша углового я ногу подставил, мяч залетел в сетку».
Вот так просто – подставил ногу и забил – Черевченко относится к своим достижениям и голам. Все они для него одинаково важны, но ко всем он относится одинаково спокойно. «Что «Реалу» забил, что любой другой команде. Не менее дорог мне, например, гол хорватскому «Вартексу» в Кубке Кубков в 1996-м. Мы выиграли в Москве 1:0, я забил единственный мяч. Такой же гол, как и «Реалу».
Неудивительно, что к забивному защитнику, цементировавшему оборону одной из лучших команд России, постоянного участника еврокубков, был интерес из-за рубежа. В первую очередь – из итальянской серии А, где хорошие оборонцы всегда были в цене. «Я должен был улетать играть в Италию и даже ездил туда на просмотр, но после разговора с руководством клуба вернулся в Москву. Меня звали в «Перуджу», хотя, как я позже узнал от агента бразильца Лимы, подписать со мной контракт хотел «Ювентус» и отдать на полгода в аренду в свой фарм-клуб, чтобы я адаптировался в итальянской лиге. Конечно, в то время поиграть в серии А было мечтой любого футболиста, но я ни о чем не жалею. Так уж сложилось».
Столь же непринужденно, без тени сожаления Игорь рассказывает и о несостоявшемся переходе в могучий в то время «Марсель». «Они прислали на меня бумаги. В «Локомотиве» сказали, что такому клубу нельзя отказывать, поэтому ты, мол, слетай туда, но продавать мы тебя не будем. Побыл там четыре-пять дней, объяснил французам ситуацию и вернулся в «Локомотив». Там была очень приличная команда, за «Марсель» играли Галлас, Пирес, Раванелли. Получил хороший опыт, потренировался, но остался в «Локо».
Игровая карьера Черевченко завершилась неоднозначно: с одной стороны, годы в «Локомотиве» принесли титулы и много ярких и эмоциональных моментов, а с другой, из-за травмы колена заканчивать с футболом пришлось уже в 29 лет. «Я летал в Германию к доктору, который до этого сделал мне на этом же колене четыре операции. Он и сказал, что пора заканчивать. В России в то время начали укладывать искусственные газоны, на них я повреждение усугубил. Операцию сделать было можно, но надо было минимум год восстанавливаться. Мне было уже 29, так что я посчитал правильным заканчивать».Кажется, после завершения карьеры футболиста Черевченко не мыслил себя вне тренерской профессии. «Кем же еще?» – отвечает он вопросом на вопрос о том, какое будущее видел он для себя в 2003-м. «Я годик отдохнул от футбола, а потом решил посвятить себя дальше футболу. Решил начать с самого низа, с детского футбола. Подумал, что так будет проще в дальнейшем, и поступил на работу в школу «Локомотива» в Перово. С детьми все-таки работать сложнее, чем со взрослыми: они не всегда воспринимают слова, им нужно все показывать визуально. Рассчитывал я и на помощь отца, который тоже работал с детскими командами».
Наконец, спустя пять лет обучения в теории и на практике Игорь Черевченко перешел во взрослый футбол, войдя в тренерский штаб главной команды «Локомотива». Хотя еще немного – и уехал бы он в Махачкалу, впервые за долгое время попрощавшись с «железнодорожниками». «Я закончил высшую школу тренеров, в которой учился вместе с Омари Тетрадзе. С ним мы договорились, что поедем тренировать «Анжи». Но учебу в тренерской школе оплачивал «Локомотив», так что, выпустившись, я пошел к руководству клуба и сказал: «Вы за меня платили деньги, но если я вам не нужен здесь, то я поеду работать в «Анжи». Вечером того же дня мне позвонили и сказали, что я буду работать в штабе «основы». Был ли я расстроен из-за того, что сорвался вариант с Махачкалой? Нет, конечно! Начать взрослую карьеру в родном клубе было безумно приятно. «Локомотив» за эти годы действительно стал для меня родным домом, и вот этот момент приглашения в главную команду – пожалуй, важнейший в моей тренерской карьере. Впрочем, уверен, самые яркие моменты еще впереди».
Сергей Томилов
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Лоськов плачется, что ему не дают возможности работать в клубе с первой командой! Овчинников хочет быть сразу главным тренером. 90% экс-игроков кричат, что в Локо всё плохо, всех увольняют итд, что при Биличе штаб захватили непрофессиональные хорваты.
При этом Игорь Черевченко спокойно работал - работает - и будет работать! Так что, меньше слов - больше дела!
Лоськов - пока даже не пытается где-то поработать.
Авторитет - авторитетом, для тренера нужно еще и уметь, нежели быть просто в авторитете.