12 мин.

Феномен Сепанга

 

Не зря начало чемпионата условно принято считать на Сепанге, а не на стоящем особняком Мельбурне. Именно в Малайзии новый технический регламент и его поправки предстали во всей красе!

DRS срабатывала просто кардинально, позволяя объезжать соперников, как стоячих. Вот они 4 градуса снижения угла атаки, которые при формульной конфигурации эквивалентны прибавке 80 лошадиных сил мотору! Главная прямая Сепанга наглядно продемонстрировала эффект системы. Благо на «Пенан» регулировку запретили.

Резина изнашивалась мгновенно. «Пиреллиевский» «хард» фатально терял стабильность, словно «бриджстоуновский» «суперсофт».  Рекордные 63 пит-стопа по суху тому подтверждение.

Всё ново, обгонов неимоверное количество, борьбы на всех эшелонах пелетона, но… Лидер всё тот же.

Феттель никогда не лидировал в чемпионате Ф1 – сделал это впервые, выиграв финальный этап 2010, став чемпионом. И до сих пор с первой ступени молодой немец не слезал.

Себастьян ранее ни разу не финишировал в Альберт-Парке. Финишировал – и победил.

Что уж говорить о Сепанге, где в прошлом году он отпраздновал первую победу в сезоне? Вторая подряд виктория в Куала-Лумпур, на этот раз ещё и подкреплённая поулом, без двух кругов перманентным лидерством от старта до финиша, и абсолютным отсутствием проблем, в том числе и с конкурентами.

Да, они были близко. Гораздо ближе, чем две недели назад.

Среди них темп вновь задавал «МакЛарен», которому статистику подпорчивала стрельнувшая «Рено». И не просто «Рено», а целых две!

Наконец, Ника обошли все неудачи, и он смог нормально проявить себя. Прорыв с шестого места на второе мимо обладателей четырёх титулов чемпиона мира… Думаю, Алонсо, Баттон, Уэббер и Льюис надолго это запомнят.

Сложно объяснить этот выстрел чётностью позиции на стартовой решётке, ибо впервые в истории Сепанга линии поменяли местами, и поул в этой гонке находился на внутренней траектории.

Так или иначе, остаётся лишь догадываться, за счёт чего старт болидов из Энстоуна был столь фееричен. Однако праздник жизни для «Лотус Рено» продолжался недолго.

Сначала не смог удержать свою высокую пятую позицию россиянин, сложив оружие в «Панкор Лоут» перед Массой, а затем без борьбы пропустил Алонсо, вылетев в «Санвей Лагун», таким образом, минимизировав дивиденды от реактивного старта.

Затем уже команда сама сработала наихудшим образом в боксах. Причём для обоих своих пилотов. Понятно, что находящийся позади напарника Петров должен был останавливаться позже, но почему этого нельзя было сделать на следующем круге, как и поступили, находящиеся бок о бок лидеры, «Феррари» и «МакЛарен»? В итоге россиянин потерял шансы на большие очки уже тогда, оказавшись даже позади Уэббера – на своей стартовой позиции. Далее команда только усугубляла положение Виталия тактикой поздних пит-стопов. Всё привело к тому, что в финальной части гонки Петров без борьбы пропустил на трассе уже совершивших третий пит-стоп напарника и Массу, с которым ещё недавно боролся за позицию…

Хайдфельд же работал безукоризненно. В своём стиле. Мастер борьбы и обгонов Хэмильтон был абсолютно беспомощен, и ни KERS, ни DRS не давали ему решающего преимущества перед конкурентом. Хотя в темпе «МакЛарена» не приходилось сомневаться, а сам Льюис просто уезжал от напарника-Баттона. Однако же Ник был безупречен, и его перманентный безукоризненный выход из финальной шпильки просто лишал Хэма каких бы то ни было надежд на борьбу.

Но всё это продолжалось лишь до волны пит-стопов, где механики «Рено» умудрились испарить всё преимущество Хайдфельда. Все подвиги: от феноменального старта до уверенного безошибочного пилотажа под давлением на второй позиции – были перечёркнуты. Немец выехал позади пары «МакЛаренов» и даже Фернандо Алонсо…

Где же Масса, который в послестартовой «улитке» опередил напарника, спросите Вы?

Не знаю, нарочно или нет но, даже зазвав Фелипе на круг раньше Фернандо, команда задержала бразильца так, что он оказался даже позади Хайдфельда с Уэббером! Внешне выглядело, как заминка с гайковерётом на левом колесе… Как было на самом деле?

В итоге Масса боролся. Прошёл Уэббера (и это при равенстве пит-стопов, притом, что австралийцу предстояло на остановку больше!), пропустил Уэббера (под финиш, когда на пять кругов более свежий «хард» болида австралийца работал лучше). Но… увидел клетчатый флаг раньше испанского напарника!

Невероятно после всех злоключений и, казалось бы, сломленной мотивации?

Виновником сих пертурбаций стал тот, кто как раз лишил Фелипе титула три года назад.

Льюис, так безмятежно шедший к третьему подряд «серебру» позади Феттеля, резко потерял темп, обувшись в прикатанный «хард» на последнем плановом пит-стопе! Кругом позже посетивший боксы Дженс разом оказался уверенно впереди, а Хэм попал под атаки Марка Уэббера. Австралийца ждал ещё четвёртый пит-стоп, но не прошло и десяти кругов после него, как Льюис, ошибившись, остался позади! Это стало последней каплей для британца, и гонщик за четыре круга до финиша самолично заехал в боксы за очередным жёстким комплектом.

Однако до этого произошёл ещё один эпизод, ставший предтечей победы Массы над Алонсо, оговоренной выше.

На деле, над Льюисом висел Дамоклов меч уже после старта. Хэм первым из конкурентов заехал в боксы. Соответственно, по цепной реакции, следующие питы приходилось совершать также раньше. В итоге это привело к тому, что третий и последний плановый пит-стоп англичанин провёл за 19 кругов до финиша, притом, что до этого больше 13 «на комплекте» не проезжал. Ситуацию с потерей конкурентоспособности усугубляло, что уже на втором пит-стопе чемпиона вынуждены были обуть в более медленный «хард», ибо последний рабочий «софт» Льюис повредил в квалификации… В итоге подиум, если брать во внимание все эти факты, был для отличающегося агрессивностью пилотажа Хэмильтона уже заказан изначально.

Но Льюис не был бы собой, если бы не постарался хотя бы низшую ступень пьедестала отстоять. В результате вылилось всё это в принципиальнейшую дуэль со своим дебютным напарником в Ф1 Фернандо Алонсо. Испанец, использовав значительное преимущество в секунду на круге, при этом страдая от поломки управляемого элемента антикрыла с середины дистанции, со всей яростью набросился на своего главного обидчика, превзошедшего двукратного чемпиона в одной команде, будучи абсолютным новичком. Но Хэмильтон блестяще крылся. Буквально в стиле Михаэля Шумахера и Бельгии’95 (после которой и ввели правило одного перемещения) Льюис буквально за гранью фола смещался, вовремя перекрывая траекторию атаки. Горячего испанца хватило ненадолго, и после двухкруговой осады Фернандо уткнулся в конкурента, вернув должок за Сахир’08. Что примечательно – Алонсо непотопляем и, такое ощущение, неуязвим. И трёхсотую гонку Баррикелло в Бельгии’10, думаю, даже упоминать не стоит. В Бахрейне три года назад, напомню, Льюис жестоко поплатился, серьёзно повредив себе болид, притом что Фернандо остался без малейших повреждений. Теперь же испанец лишь подрихтовал антикрыло, разворотив полднища болиду Хэма. На принципиальном торможении в «Лонгкави» (перед которым произошёл контакт) Алонсо на мгновение с заблокированными колёсами вышел вперёд, однако Льюис даже в такой ситуации перекрестил траектории и вернул место на пьедестале. Заедь англичанин на том же круге в боксы, как и испанец, как минимум, шестое место было бы в кармане. Однако Хэмильтон продолжил и увидел, что Ник Хайдфельд это не Фернандо Алонсо.

Впрочем, прописная истина – для тех, кто ещё этого не знал. Немец накатил. Атаковал. И тут же прошёл чемпиона, уверенно закрывшись в «Панкор Лоут». Что делал двукратный в каждом повороте, увенчав столкновением – не выигрывавший гонки немец реализовал сходу. Хайдфельд завоевал сотый пьедестал для команды «Рено» и третий для себя на Сепанге, сравнявшись с Баттоном и Баррикелло и дыша в спину как раз Алонсо. 13-й подиум для Ника позволяет опередить по этому показателю Кубицу, которого он как раз и заменяет, а также Йоханссона, которому принадлежал безрадостный рекорд по количеству пьедесталов без побед. И всё это после невероятной поломки крепления колеса, из-за чего обе пятничные сессии оказались «ополовиненными», не позволив достаточно вкатиться.

Петров не поддержал начатое, допустив ошибку на выходе из поворота, едва в зеркалах появился выехавший с внепланового пита Льюис. Безобидная для «тилькедромов», казалось бы, ошибка с вылетом на заасфальтированную зону безопасности закончилась фатально, когда «Рено» поймала кочку по возвращении на трассу, феноменально взлетев на полтора метра и оставив рулевую колонку в руках русского пилота.

Но и Хэмильтон эту седьмую позицию в итоге не получил. Ибо его, как и Алонсо, постфактум наказали 20-секундной пенализацией! Фернандо –  за допущенный контакт, Льюиса – за неоднократность смены траектории при обороне позиции.

Хэмильтон не Шумахер или же Пирро не Херберт, если учитывать, что прошлогодние явные «зигзаги» перед Петровым Льюису простили, лишь пожурив?

Вряд ли эта гонка принесла ощутимый промоушн британцу как бренду… И уж точно стала чёрным пятном в спортивном плане, ибо если на результат Алонсо в классификации штраф никак не повлиял, то Хэмильтон опустился на строчку вниз.

А седьмое место забрал Кобаяши, на Сепанге заработав даже больше, чем потерял от дисквалификации две недели назад.

Но это всё локальные победы на фоне триумфа главного. Себастьян Феттель, человек, который не может остановиться. Новый немец, который постоянно побеждает.

А что же его главный соперник, которым должен быть напарник?

Марк, имея в распоряжении балласт в виде неработающей KERS, на старте провалился, упав с третьей позиции аж на девятую. Более того, пытаясь нанести психологическую атаку на Шумахера перед «Берджая Тиоман», австралиец нарвался на реальную атаку Кобаяши, который красиво прошёл чемпионский «Ред Булл», задвинув того в самый арьергард очковой зоны.

Скорость шасси Ньюи не скроешь, и Марк уже на прямой «Пенан» прошёл японца обратно. Однако талантливый Камуи, дождавшись открытия возможности использования DRS на третьем круге, вновь завоевал девятую позицию! Эта борьба продолжалась вплоть до пит-стопа Уэббера, который первым планово остановился в гонке. И всё, что ему удалось до смены резины, это пройти «Заубер» на задней прямой, и получить мгновенный ответ с использованием DRS на прямой основной. Так вот фантастический японец показал, что решающую роль в сражении играет не самый совершенный в пелетоне болид, а смекалка и талант.

Однако Уэббер имел в своём распоряжении не только лучшую технику, но и лучшую тактику. В отличие от всего пелетона, не сумевший совладать с износом резины Марк, поехал с четырьмя (!) пит-стопами. В то время как Камуи – также в эксклюзивном для лидеров варианте – последовал стратегии лишь двух остановок.

Выигрышным оказалась стратегия большего числа заездов в боксы, и уже после второго пит-стопа выехавший непосредственно позади останавливавшегося единственный раз Кобаяши Уэббер мгновенно прошёл и навсегда уехал от «Заубера».

Но на этом очная борьба Камуи с конкурентами не закончилась! Едва ли не половина всех обгонов на трассе была с участием японца. Побочным эффектом тактики меньшего числа пит-стопов был более низкий темп «Заубера», и он постоянно оказывался на пути у свежеобувшихся конкурентов. Да, Хэмильтон его проходил на первой волне, да, Петров, после двух своих последующих остановок, однако Камуи смог сохранить спокойствие и по максимуму использовать каждый состав. В итоге пилот, едва не отправившийся разносить суши к дяде в ресторан два года назад из-за провальных выступлений в GP2, на трассе, словно издеваясь, регулярно проходил Михаэля Шумахера перед каждым пит-стопом чемпиона. Три раза! То есть легендарный немец, от которого только и ждали фантастической работы с резиной, не сумел сохранить комплекты, а наш герой сделал это блестяще!

А ведь Михаэль не лыком шит. И это уже не тот провалившийся Шумахер, который регулярно проигрывает своему напарнику, что было в дебюте после возвращения.

Семикратный уступил в квалификации только из-за отказа DRS в решающий момент. В гонке же разом поменялся ролями с молодым соотечественником, выполнив трансфер с 11-го на 8-е место, при откате Росберга с 9-го на 13-е. Притом, что Нико еле-еле отбивался от новичка ди Ресты, проводящего лишь вторую гонку в Ф1, а Шумахер успешно в «Лонгкави» атаковал «Феррари» Алонсо! Да, испанца тут же в «Гентин» пропустил, но прессинг сохранял надолго, переметнув его лишь с Фернандо на Виталия, когда Петрова скопом прошли две 150-е. В итоге лидерский темп Шумахеру сохранить всё же не удалось, и на первой же волне он ещё и пропустил ди Ресту. Однако Михаэль всё же продемонстрировал грамотность более поздних остановок, опередив за три круга до финиша Пола в борьбе за девятое место, чья резина уже пришла к тому времени в негодность.

Но и одно очко (ещё и подряд!) весьма неплохо для действующего чемпиона DTM, учитывая совсем средний класс «Форс Индии» - чуть сдавшей после регулярного прогресса с момента покупки команды «Спайкер». И, главное, Пол сходу начинает затмевать вечного пилота команды из Сильверстоуна. Сутиль был повержен в обоих квалификациях сезона.

Хотя гоночный темп шотландца пока объективно ниже, чем у напарника. В Австралии это сказалось двойным пропуском на трассе, а затем полуминутным отставанием на финише. В Малайзии непосредственным опережением… Но не будем забывать, что Сутиль проводил дополнительный пит на первых кругах для смены переднего антикрыла после наезда на Баррикелло, притом что его тактика изначально была двухостановочной, и, тем не менее, немец в итоге отстал от ди Ресты лишь на десять секунд.

Зато вместе с Пересом Пол в чистой и красивой борьбе на пару прошёл самого юного пилота Ф1 Альгерсуари, чем наглядно продемонстрировали, что талант важнее опыта и связей отца-владельца «Мировой Серии Рено». Правда, для автора этой феноменальной атаки по внешнему радиусу «Берджая Тиоман», второго парня поколения 90-х в стремительно молодеющей Королеве автоспорта и героя дебютного Гран-при, эта гонка закончилась преждевременно, когда, словно в отместку за напарника, «Торо Россо» Буэми потеряла кусок балласта, пробивший дыру в монококе (!) С30. Это лишь вторая в истории замена под списание несущей капсулы болида швейцарской команды за всю её историю после аварии Френтцена в Имоле’94. Неудивительно, что, угодив под днище «Заубера», балласт «Торо Россо» вызвал аварийную активацию огнетушителя и фатальное отключение электроники в машине Серхио.

Ну, и, конечно, нельзя не отдать должное Баттону. Англичанин блестяще справился с износом «Пирелли», не растерялся, пропустив атаку Алонсо, а, отыграв всё на финальном пит-стопе, оставил далеко позади двух враждующих экс-чемпионов выяснять отношения между собой.

Из приятных сюрпризов стоит отметить ещё лишь «Лотус». Команда Фернандеса настолько спрогрессировала, что на финише Хейкки проиграл лишь четыре десятых «Торо Россо» Хайме – болиду опытных и притом отнюдь не слабых команд! А по лучшему кругу и вовсе опередил. Стоит ли говорить, что вчерашние «главные соперники» из «Вёрджин», которая теперь более «Маруся», д′Амброзио и Глок (где дебютант Жером удивительно оказался быстрее опытного Тимо) проигрывают полторы секунды с круга и более пяти с половиной километров за дистанцию Гран-при!

Потрясающая гонка, отличные новички (среди которых пока теряется лишь формально самый статусный – действующий чемпион GP2 – Пастор Мальдонадо, что, впрочем, неудивительно с учётом худших результатов «Уильямса» с провального 2006-го года), великолепное развитие сезона.

А следующая гонка состоится уже менее, чем через неделю. Очередной обгонный «тилькедром». «Шанхай Интернешнл», где открыла счёт своим победам сегодня лучшая «Ред Булл» и где мы узнаем, продолжится ли тенденция с победами Феттеля, преследованием его «МакЛарена» и «бронзами» «Рено». Гран-при Китая, где «Феррари» больше всех выигрывала, а в нынешнем первенстве ещё даже подиумов не завоёвывала!

Продолжит ли Феттель свою серию из семи уже первых рядов, трёх поул-позишн и квартета побед?!